Решение суда 27.09.2012 по исковому заявлению и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Магомедовой Н.Ш., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кочетковой С.А.,

С участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Онищенко О.И.,

При секретаре Марчукове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Магомедовой Н.Ш., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Магомедовой Н.Ш., обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, о возложении на Управление образования администрации города Ставрополя обязанность предоставить Магомедовой Н.Ш. денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении Магомедовой Н.Ш. субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Магомедова Н.Ш., ХХгода рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Магомедовой Н.Ш. – отец М. умер 25.10.2005 г., мать М. решением Труновского районного суда СК от хх признана безвестно отсутствующей.

Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя № хх от 27.06.2012 г. над несовершеннолетней Магомедовой Н.Ш. установлена опека со стороны З..

Постановлением Администрации города Ставрополя от 27.06.2012 г. № хх Магомедова Н.Ш., в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Учитывая то, что Магомедова Н.Ш. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Магомедова Н.Ш. 30.05.2012 г. окончила обучение в Негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права».

До настоящего времени администрацией города Ставрополя Магомедова Н.Ш. жильем не обеспечена, субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Магомедова Н.Ш. не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные в интересах Магомедова Н.Ш. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Магомедова Н.Ш. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что Магомедова Н.Ш., хх года рождения, 27.06.2012 г. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя.

Однако, в связи с недостаточностью бюджетных средств, предоставить Магомедовой Н.Ш. субсидию на приобретение или строительство жилья не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели. Право Магомедовой Н.Ш. на получение субсидий, администрацией не оспаривается и поскольку она относится к категории граждан, нуждающихся в получении жилья, ее право будет реализовано в порядке очереди при поступлении денежных средств.

Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил заявленные исковые требования рассмотреть на усмотрение суда, пояснив, что Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» городу Ставрополю на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены финансовые средства в размере 75 449,89 тыс. рублей, из них 45 771,20 тыс. рублей из краевого бюджета и 29 678,69 тыс. рублей из федерального бюджета.

По состоянию на 27.09.2012 из 70 исковых заявлений, поданных в суд прокурорами районов города Ставрополя, по 64 искам вынесены решения судов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями.

На основании приказа министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 26.06.2012 № 201 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (в том числе без учета населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов), населенным пунктам, являющимся административными центрами муниципальных районов, и городским округам Ставропольского края на III квартал 2012 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на III квартал 2012 года для расчета субсидий по городу Ставрополю составит 28 110,0 рублей. Размер субсидии составит 927630,0 рублей.

В настоящее время на лицевой счет управления образования администрации города Ставрополя поступили денежные средства из краевого бюджета в размере 45771, 20 тыс. рублей.

На 27.09.2012 год предоставлены 48 субсидии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора купли-продажи на сумму 45 387,54 тыс. рублей.

Денежные средства из федерального бюджета в размере 25509,35 тыс. рублей, что позволит обеспечить 26 человек.

Исходя из вышеизложенного, управлением образования администрации города Ставрополя будет обеспечено жильем 74 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Министерства строительства и архитектуры СК в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить, пояснив, что в соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации», законами субъекта РФ в порядке, определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Россий­ской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном феде­ральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Рос­сийской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» наделение органов местного самоуправления отдельными государствен­ными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными за­конами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государст­венными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъек­тов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного са­моуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспече­ние жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые сред­ства распределены между органами местного самоуправления пропорциональ­но фактической потребности.

Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жи­лого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством СК.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Прави­тельства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из чис­ла детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия пре­доставляется органами местного самоуправления муниципальных образо­ваний Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем фи­нансовом году.

Порядком утверждён механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители пред­ставляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учёт определённые документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера суб­сидии производится также органами местного самоуправления.

Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, уста­новленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.

Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государ­ственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образо­вания администрации г. Ставрополя на обеспечение жилыми помещениями де­тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2012 года выделено 45771200 рублей, что подтверждается платежным поручением № 14 от 18.01.2012 г., № 287 от 02.03.20123 г., № 503 от 10.04.2011 г..

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного само­управления.

Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Представитель Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил заявленные исковые требования оставить без удовлетворения, пояснив, что статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 статьи 7 закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленным жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Город Ставрополь наделен государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению соответствующей категории граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законом Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз, нормы которого регламентируют права и обязанности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Ставропольского края.

Согласно статье 4 вышеназванного закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий:

имеют право на:

1) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края;

2) обеспечение отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами;

3) получение разъяснений по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий от уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области образования, а в части осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 закона, - от уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области градостроительства, строительства и архитектуры;

4) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

5) принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом;

6) обжалование в судебном порядке письменных предписаний органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных при исполнении отдельных государственных полномочий, а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края при осуществлении отдельных государственных полномочий.

обязаны:

1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

1) соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий;

3) исполнять письменные предписания органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

4) предоставлять необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, уполномоченным органам исполнительной власти Ставропольского края, указанным в пункте 3 части 1 статьи 4;

5) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Согласно статье 5 закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз обеспечение передачи органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, является обязанностью органов государственной власти Ставропольского края.

В бюджете города Ставрополя на 2012 год, утвержденном решением Ставропольской городской Думы от 27.11.2011 № 145, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, управлению образования администрации города Ставрополя предусмотрены ассигнования из средств краевого бюджета в сумме 45 771,20 тыс. рублей (в бюджете на 2011 год -9 506,82 тыс. рублей) и федерального бюджета в сумме 29 678,69 тыс. рублей (в бюджете на 2011 год - 5 546,23 тыс. рублей).

По состоянию на 13.09.2012 фактическое исполнение по данной статье расходов составило 56,21 % (42 604, 65 тыс. рублей), из них 42 265,067 тыс. рублей из краевого бюджета и 339 583,1 рублей из федерального бюджета.

Представители третьих лиц Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по СК, Министерства финансов СК, Министерства образования СК в судебное заседание не явились, извещенные о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Магомедова Н.Ш. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Ставрополя № ХХ от 27.06.2012 г. Магомедова Н.Ш. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п. 5 ст. 52 ЖК РФ, включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общему списку порядковый номер ХХ, по льготному списку № ХХ.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением, правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства -участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (к каковым относится Магомедова Н.Ш.). Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Магомедова Н.Ш. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

В настоящее время Магомедова Н.Ш. жилым помещением не обеспечена, денежные средства на приобретение жилья администрацией города Ставрополя ей не выделялись, что не оспаривал в судебном заседании представитель администрации г. Ставрополя.

Судом установлено, что Магомедова Н.Ш. выразила согласие на получение ею денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах Магомедовой Н.Ш., к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя – удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Магомедовой Н.Ш., согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение, или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Магомедовой Н.Ш. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 сентября 2012 года.

Судья Кочеткова С.А.

Копия верна.

Судья Кочеткова С.А.