Решение суда 02.10.2012 по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Сафроновой А.А. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 октября 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

с участием прокурора Кравцовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Сафроновой А.А. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по СК, о возложении обязанности предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с иском в интересах Сафроновой А.А. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по СК, о возложении обязанности предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обосновав свои требования тем, что по данным жилищного управления администрации г. Ставрополя по состоянию на 27.06.2012 года на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя состоит Сафронова А.А., у которой возникло право на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства. Органами государственной власти и муниципального образования не в полном объеме исполняются требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сафронова Л.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления и.о. главы администраций г. Ставрополя № 1609 от 07.06.2012 года. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сафроновой А.А. не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть, осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края. Статья 7 указанного закона предусматривает, что указанная категория граждан имеет право на внеочередное обеспечение жильем по их выбору по договору социального найма предоставление денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в пределах установленных норм, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадью жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края. В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование г. Ставрополь возложены отдельные государственные, полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе, обеспечение жилыми помещениями (п. 7 ст. 1 указанного закона). На основании данного закона постановлением главы г. Ставрополя от 9.07.2008 года № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории г. Ставрополя». Согласно п. 2 п. п. 2.1 Положения, управление образования администрации г. Ставрополя выступает муниципальным заказчиком при приобретении жилых помещений в муниципальную собственность (для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). После приобретения жилого помещения необходимые документы предоставляет в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя для включения в реестр муниципальной собственности. С учетом п. 2 п.п. 2.3 Положения КУМИ осуществляет регистрацию права собственности на приобретенные жилые помещения. На основании п. 2 п. п. 2.2 Положения жилищное управление администрации г. Ставрополя разрабатывает проект постановления о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан. Сафронова А.А. обратилась с заявлением в прокуратуру Промышленного района г. Ставрополя для защиты своих прав и законных интересов с подачей искового заявления в суд в ее интересах о предоставлении ей субсидии (денежных средств) для приобретения или строительства жилья. Предъявление прокурором Промышленного района г. Ставрополя иска в интересах Сафроновой А.А. вызвано тем, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в защите со стороны государства. Заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя просил обязать управление образования администрации г. Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Сафроновой А.А. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию г. Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Сафроновой А.А. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п.

В судебном заседании представитель прокуратуры Промышленного района г. Ставрополя Кравцова А.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

В судебном заседании Сафронова А.А. исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Салова З.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Сафронова А.А. состоит на учете нуждающихся в администрации г. Ставрополя (на общей очереди и льготной очереди как сирота) на основании постановления администрации г. Ставрополя. Обеспечение жильем граждан данной категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Статьей 8 указанного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соц. найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам соц. найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов. При этом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ, как на неограниченный срок либо на определенный срок действия данных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08.10.2008 года № 74-Г08-41, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий, не допускается. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом. Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией РФ, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Также в Определении Верховного Суда РФ от 08.10.2008 года N 74-Г08-41 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе, субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (часть 3 указанной статьи). Согласно статье 140 Бюджетного кодекса РФ, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнений государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. По смыслу приведенных положений, не порождает правовых последствий нормативный правовой акт о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 15.09.2010 года N 72-Г10-11 по аналогичному делу о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей сирот указано, что в нарушение федеральных норм установленная методика расчета общего объема субвенций, представляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объеме переданных полномочий. Введение поправочного коэффициента означает, что размер субвенций, рассчитанный на основе предложенной формулы, будет равен только размеру средств бюджета края, предусмотренных на реализацию государственного полномочия Забайкальского края в текущем финансовом году, а не рассчитан в соответствии с потребностью для исполнения переданных полномочий. Применение установленной методики расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически ведет к ненадлежащему исполнению органами государственной власти края полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, и нарушению конституционных прав лиц указанной категории на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ОМС несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении ОМС в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ОМС переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан. В соответствии со ст. 4 Закона СК - для исполнения отдельных государственных полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства. В соответствии со ст. 2, 7 Закона СК от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот, в том числе, и обеспечение жильем являются расходными обязательствами Ставропольского края. Учитывая изложенное, постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 определен орган по реализации переданных ОМС г. Ставрополя указанных государственных полномочий - управление образования администрации г. Ставрополя. Данным постановлением утверждено положение о порядке реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот - предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; администрация г. Ставрополя, в свою очередь, после поступления необходимых денежных средств исполнит возложенные обязанности и подготовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. В соответствии с п. 5 ст. 126 ГК РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам субъекта РФ и обязательствам Российской Федерации. В настоящее время денежные средства бюджета Ставропольского края, переданные г. Ставрополю в 2012 году на данную категорию граждан, израсходованы в полном объеме. Таким образом, решение не может быть исполнено без финансирования средств федерального бюджета, и возложения на Минфин РФ обязанности по перечислению необходимых денежных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей сирот. Учитывая изложенное, без надлежащего финансирования администрация г. Ставрополя не имеет возможности осуществить возложенные обязанности по обеспечению жильем детей-сирот.

Представители ответчиков - Управления образования администрации г. Ставрополя, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки в суд, не сообщили, не настаивали на рассмотрении дела без их участия, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края по доверенности Никитина Ю.В., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явилась, в представленном в суд отзыве просила рассмотреть дело в её отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты.

Судом достоверно установлено, что Сафронова А.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления главы администрации г. Ставрополя от 07.06.2012 года № 1609 Сафронова А.А. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общей очереди под № 6503, по списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма номер 426.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании указанного закона постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя».

Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации г. Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации г. Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч. ч. 2, 3 Конституции РФ, устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 года № 85-В08-3, в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья (либо субсидии на приобретение жилого помещения) в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то обстоятельство, что Сафронова А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья - 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с момента возникновения права и до настоящего времени Сафронова А.А., относящаяся к категории граждан, которым предоставлено право на внеочередное обеспечение жильем, жилым помещением не обеспечена, денежные средства на приобретение жилья (субсидии) администрацией г. Ставрополя ей не выделялись. Сама Сафронова А.А. не возражала на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья.

Таким образом, органами местного самоуправления были нарушены права и законные интересы Сафроновой А.А., выразившиеся в не предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств на приобретение жилья (субсидии) на его приобретение или строительство жилья. Отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в иске.

С учетом изложенного суд считает исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сафроновой А.А. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Сафроновой А.А. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, о возложении обязанности предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации г. Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья Сафроновой А.А.

Обязать администрацию г. Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Сафроновой А.А. на приобретение или строительство жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 5 октября 2012 года.

Судья А.И.Эминов