Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2 октября 2012 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Эминова А.И., при секретаре Шуляковой О.Ю., с участием прокурора Гончарова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Мамулова Ю.Г. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Октябрьского района г. Ставрополя обратился в суд с иском в интересах Мамулова Ю.Г. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мотивируя требования тем, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Мамулов Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Мамулова Ю.Г. умерли. Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Ставрополя № 436 от 03.06.1996 года над несовершеннолетним Мамуловым Ю.Г. установлена опека со стороны М.В.А. Постановлением Администрации г. Ставрополя от 18.06.2012 года № 1655, в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, Мамулов Ю.Г. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в книгу учета граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. На основании данного закона постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации г. Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации г. Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов. В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменений в п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 года № 530» министерство строительства и архитектуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч. ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 года № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). Учитывая то обстоятельство, что Мамулов Ю.Г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации г. Ставрополя, у него имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, администрация г. Ставрополя обязана предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. До настоящего времени администрацией г. Ставрополя Мамулов Ю.Г. жильем не обеспечен. Субсидия на приобретение жилья ему не предлагалась. Собственного жилья Мамулов Ю.Г. не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: заявлением Мамулова Ю.Г. в прокуратуру района о нарушении его жилищных прав, заявлением в администрацию г. Ставрополя о принятии его на учет в качестве нуждающегося, постановлением главы администрации г. Ставрополя о принятии на жилищный учет, актом обследования жилищно-бытовых условий, справкой ГУП «Крайтехинвентаризация», справкой ГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии недвижимого имущества и др. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 28, 45, 46 ГПК РФ, заместитель прокурора Октябрьского района г. Ставрополя просил обязать управление образования администрации г. Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Мамулову Ю.Г. согласно Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию г. Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Мамулову Ю.Г. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г. Ставрополя Гончаров В.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным выше. В судебном заседании Мамулов Ю.Г. исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить. Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Салова З.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Мамулов Ю.Г. состоит на учете нуждающихся в администрации г. Ставрополя (на общей и льготной очереди как сирота) на основании постановления администрации г. Ставрополя. Обеспечение жильем граждан данной категории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 5 данного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Статьей 8 данного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов МЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов. При этом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ, как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08.10.2008 года № 74-Г08-41 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий, не допускается. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом. Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией РФ, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Также в Определении Верховного суда РФ от 08.10.2008 года N 74-Г08-41 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 85 бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе, субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение, соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (часть 3 указанной статьи). Согласно статье 140 бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. По смыслу приведенных положений, не порождает правовых последствий нормативный правовой акт о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения. Так, судом было установлено, что денежные средства в сумме 15053050 руб., выделенные г. Ставрополю в 2011 году израсходованы в полном объеме. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 15.09.2010 года N 72-Г10-11, по аналогичному делу о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей сирот указано, что в нарушение федеральных норм установленная Методика расчета общего объема субвенций, представляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объеме переданных полномочий. Введение поправочного коэффициента означает, что размер субвенций, рассчитанный на основе предложенной формулы, будет равен только размеру средств бюджета края, предусмотренных на реализацию государственного полномочия Забайкальского края в текущем финансовом году, а не рассчитан в соответствии с потребностью для исполнения переданных полномочий. Применение установленной Методики расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, фактически ведет к ненадлежащему исполнению органами государственной власти края полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, и нарушению конституционных прав лиц указанной категории на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ОМС несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении ОМС в Ставропольском крае отдельными гос.полномочиями Ставропольского края по соц.поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ОМС переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан. В соответствии со ст. 4 указанного закона СК, исполнения отдельных государственных полномочий, органам местного самоуправления передаются соответствующие финансовые средства. В соответствии со ст. 2, 7 Закона СК от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, в том числе, и обеспечение жильем являются расходными обязательствами Ставропольского края. Учитывая изложенное, постановлением главы г. Ставрополя от 9.07.2008 года № 1704 определен орган по реализации переданных ОМС г. Ставрополя указанных гос.полномочий - управление образования администрации г. Ставрополя. Данным постановлением утверждено Положение о порядке реализации переданных гос.полномочий по обеспечению жильем детей сирот - предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам, согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Администрация г. Ставрополя в свою очередь, после поступления необходимых денежных средств исполнит возложенные обязанности и подготовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. В соответствии с п. 5 ст. 126 ГК РФ муниципальные образования не отвечают по обязательствам субъекта РФ и обязательствам Российской Федерации. В настоящее время денежные средства бюджета Ставропольского края, переданные г. Ставрополю в 2012 году на данную категорию граждан израсходованы в полном объеме. Таким образом, решение суда не может быть исполнено без финансирования средств федерального бюджета и возложения на Минфин РФ обязанности по перечислению необходимых денежных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Учитывая изложенное без надлежащего финансирования администрация г. Ставрополя не имеет возможности осуществить возложенные обязанности по обеспечению жильем детей-сирот. Представители ответчиков - Управления образования администрации г. Ставрополя, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки в суд, не сообщили, не настаивали на рассмотрении дела без их участия, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса. Представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края, по доверенности Никитина Ю.В., надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явилась, в представленном в суд отзыве просила рассмотреть дело в её отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица. Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Горелик И.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что пунктом 6 ст. 26.3. Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Порядком утверждён механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учёт определённые документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера субсидии производится также органами местного самоуправления. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образования администрации г. Ставрополя на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2012 году выделено 45 771 200 рублей. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 Порядка в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, в целях защиты семьи, материнства и детства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка-сироты. Судом достоверно установлено, что Мамулов Ю.Г. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации г. Ставрополя от 18.06.2012 года № 1655 Мамулов Ю.Г. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ он включен в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общей очереди под № 6514, по списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером 430. В настоящее время Мамулов Ю.Г. проживает по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, ***, кв. ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 6 июля 2001 года Мамулов Ю.Г. является собственником 1/3 доли указанной выше квартиры на основании договора передачи жилья от 25.05.2001 года, однако согласно постановлению главы администрации г. Ставрополя от 25.05.2012 года за № 1451 жилые помещения по указанному адресу признаны непригодным для проживания граждан. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края. На основании указанного закона постановлением главы г. Ставрополя от 09.07.2008 года № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации г. Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п в соответствии с правовым актом главы г. Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации г. Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч. 1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч. ч. 2, 3 Конституции РФ, устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 года № 85-В08-3, в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья (либо субсидии на приобретение жилого помещения) в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников, нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников). Учитывая то, что Мамулов Ю.Г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, у него возникает право на внеочередное обеспечение жилым помещением по его выбору либо по договору социального найма либо в форме предоставления ему денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Как установлено в ходе судебного разбирательства, с момента возникновения права и до настоящего времени Мамулов Ю.Г. относящийся к категории граждан, которым предоставлено право на внеочередное обеспечение жильем, жилым помещением не обеспечен, денежные средства на приобретение жилья (субсидии) администрацией г. Ставрополя ему не выделялись. Сам Мамулов Ю.Г. не возражал против получения денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья. Таким образом, органами местного самоуправления были нарушены права и законные интересы Мамулова Ю.Г., выразившиеся в не предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств на приобретение жилья (субсидии) на его приобретение или строительство жилья. Отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в иске. С учетом изложенного суд считает исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мамулова Ю.Г. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск заместителя прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах Мамулова Ю.Г. к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г. Ставрополя, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение и строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – удовлетворить. Обязать Управление образования администрации г. Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Мамулову Ю.Г. Обязать администрацию г. Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Мамулову Ю.Г. на приобретение или строительство жилья. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Мотивированное решение суда изготовлено 4 октября 2012 года. Судья А.И.Эминов