Решение суда 04.10.2012 по заявлению Волобуева П.Ф. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волобуева Р.П., Волобуевой З.А.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 октября 2012 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Шуляковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Волобуева П.Ф. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волобуева Р.П., Волобуевой З.А. о признании незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

У С Т А Н О В И Л :

Волобуева З.А., Волобуев П.Ф. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волобуева Р.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, обосновав свои требования тем, что 28 мая 2012 года, они состоят в зарегистрированном браке и, являясь молодой семьей, имеющие несовершеннолетнего сына Волобуева Р.П., обратились с заявлением в жилищное управление администрации г. Ставрополя для признания их семьи составом 3 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011 - 2012 годы». Постановлением администрации г. Ставрополя от 07.06.2012 года № 1610 их семье было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011 - 2012 годы». Отказ был мотивирован тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок - п. 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ. В жилищном управлении администрации г. Ставрополя, где им 8.06.2012 года была вручена копия вышеуказанного постановления, было разъяснено, что основанием для отказа в принятии их семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий послужили нормы ст. 53 ЖК РФ, поскольку осуществленная ими перерегистрация по постоянному месту жительства в домовладение, где они сейчас проживают, является намеренным ухудшением жилищных условий. Считают данное решение органа местного самоуправления, выразившееся в исключении их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, необоснованным и нарушающим их права. Их семья с момента регистрации брака, т.е. с 20.09.2008 года и по настоящее время проживает в г. Ставрополе. Они постоянно проживали и работали в г. Ставрополе, что подтверждается копиями трудовых книжек. Волобуев П.Ф. проживает и работает в г. Ставрополе с декабря 2004 года, его супруга Волобуева З.А. проживает и работает на территории г. Ставрополя с апреля 2004 года. До момента создания ими семьи и после регистрации брака они проживали на съемных квартирах. Регистрацию по месту жительства не производили, полагая, что данные действия носят лишь формальный характер, к тому же не всегда возможно было урегулировать вопрос о регистрации по месту жительства с собственниками жилых помещений, где они проживали на тот момент. До 08.02.2011 года Волобуев П.Ф. был зарегистрирован в квартире своих родителей по адресу: с. Безопасное Труновского района, ул. ***, ***, кв. ***. Волобуева З.А. была зарегистрирована по месту проживания своих родителей по адресу: г. Благодарный, ул. **, **. После регистрации брака между ними и ввиду того, что в их семье должен был родиться ребенок, они решили, что необходимо и супруге зарегистрироваться в с. Безопасном Труновского района Ставропольского края. Затем 01.04.2009 года прописали туда и сына Волобуева Р.П. При этом продолжали жить и работать в г. Ставрополе. Поскольку они планировали остаться в г. Ставрополе и не собирались возвращаться для проживания и работы ни в с. Безопасное, его, Волобуева П.Ф., родители решили им помочь хотя бы частично решить жилищную проблему. Его мать, Волобуева Л.И. по договору купли-продажи недвижимости от 24.12.2010 года приобрела земельный участок, площадью 200 кв.м., и жилой дом, площадью 31,3 кв.м., по адресу: г. Ставрополь, пр. ****, ****. После оформления всех соответствующих документов они своей семьей осуществили регистрацию по месту их фактического проживания в вышеуказанном домовладении. Домовладение принадлежит на праве собственности его матери, Волобуевой Л.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2011 года № ****. Считают, что они, Волобуев П.Ф., Волобуева З.А. их сын Волобуев Р.П. были прописаны в домовладение его матери, Волобуевой Л.И. исключительно с целью проживания там одной семьей. Считает, что администрацией г. Ставрополя не доказано, можно ли рассматривать действия их семьи умышленными и недобросовестными, и является ли это препятствием для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, это требует оценки всех фактических обстоятельств судом общей юрисдикции. В настоящее время они зарегистрированы и проживают в домовладении № ****, по проезду ****, в г. Ставрополе, общей площадью 31,3 кв.м., где всего проживает 3 человека. Согласно информации, полученной из Управления Росреестра по СК, жилья на территории Ставропольского края у заявителей не имеется. Справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» также это подтверждают. Кроме того, как было указано выше, они и раньше нуждались в жилом помещении, так как проживали на территории г. Ставрополя по договорам найма с собственниками жилых помещений. Тот факт, что они были зарегистрированы в квартире родителей в с. Безопасном Труновского района Ставропольского края, не говорит о том, что они не проживали на территории г. Ставрополя и не нуждались в улучшении жилищных условий. Таким образом, считают, что их семья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является обеспеченной общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184 и в соответствии с положениями ст. ст. 50, 51 ЖК РФ, п. 6 Правил, они имеют право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья посредством участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы». При таких обстоятельствах полагают, что отказ администрации, выразившийся в издании постановления администрации г. Ставрополя от 07.06.2012 года № 1610, является незаконным и нарушающим их права, им были созданы препятствия в реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На основании изложенного и в соответствии со ст. 254 - 258 ГПК РФ, ст. ст. 1, 12 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, просили признать незаконным действие администрации г. Ставрополя, выразившееся в издании постановления администрации г. Ставрополя от 07.06.2012 года № 1610 «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», обязать администрацию г. Ставрополя устранить нарушение прав Волобуева П.Ф., Волобуевой З.А., Волобуева Р.П. путем признания их семьи составом 3 человека нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Истцы Волобуев П.Ф., Волобуева З.А. в судебном заседании поддержали свои исковые требования и просили их удовлетворить по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика - администрации г. Ставрополя по доверенности Катенев А.В. в судебном заседании не признал исковые требования и пояснил, что в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Семья Волобуевых составом 3 человека (муж – Волобуев П.Ф., жена - Волобуева З.А., сын - Волобуев Р.П.) проживает в домовладении № ****, по проезду ****, в г. Ставрополе, общей площадью 31,3 кв.м. В настоящее время семья Волобуевых обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако до 08.02.2011 года Волобуева З.А. и Волобуев П.Ф. были зарегистрированы по месту жительства в квартире № 1, расположенной по ул. Строительной, 32, в селе Безопасном Труновского района Ставропольского края, общей площадью 84,2 кв.м., где всего проживало 5 человек, что подтверждается копией домовой книги и справкой, выданной администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края от 25.05.2011 года № 788. В соответствии с решением совета муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края от 26 февраля 2010 года № 343, учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина. Таким образом, в период проживания в указанном жилом помещении Волобуева З.А. и Волобуев П.Ф. были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Считает, что Волобуевой З.А. и Волобуевым П.Ф. совершены намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выразившиеся в ухудшении своих жилищных условий. При этом федеральное и региональное законодательство не конкретизирует, какие именно умышленные действия граждан должны совершаться с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Однако, в акте тематической проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2010 год в жилищном управлении администрации г. Ставрополя, проведенной специалистами Росфиннадзора в Ставропольском крае указано, что действия граждан, выразившиеся в перерегистрации по месту жительства, в результате которых ухудшены их жилищные условия, подпадают под ст. 53 ЖК РФ - «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий». В действиях Волобуева П.Ф. и Волобуевой З.А. сотрудниками жилищного управления администрации г. Ставрополя усмотрено намеренное ухудшение своих жилищных условий в связи с чем, постановлением администрации г. Ставрополя от 07.06.2012 года № 1610 отказано семье Волобуевых в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы». Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных исковых требований Волобуева П.Ф. просил отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 20 сентября 2008 года был зарегистрирован брак между Волобуевым П.Ф. и Жабкиной (Волобуевой) З.А. 20 марта 2009 года у них родился сын.

28 мая 2012 года заявители обратились с заявлением в Жилищное управление администрации г. Ставрополя для принятия на учет их семьи, как нуждающейся в жилых помещениях, с целью участия в Федеральной программе «Жилище» подпрограмме «Молодая семья».

Постановлением администрации г. Ставрополя от 7 июня 2012 года № 1610 заявителям Волобуевым было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на п. 3, ч. 1, ст. 54 ЖК РФ.

Ст. 54 ЖК РФ является отсылочной статьей к статье 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании представителем ответчика был приведен довод о намеренном ухудшении жилищных условий, так как до 08.02.2011 года Волобуева З.А. и Волобуев П.Ф. были зарегистрированы по месту жительства в квартире № 1, расположенной по ул. Строительной, 32, в селе Безопасном Труновского района Ставропольского края, общей площадью 84,2 кв.м., где всего проживало 5 человек, что подтверждается копией домовой книги и справкой, выданной администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края, от 25.05.2011 года № 788. В соответствии с решением совета муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края от 26 февраля 2010 года № 343 учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина. Таким образом, в период проживания в указанном жилом помещении Волобуева З.А. и Волобуев П.Ф. были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (в ред. от 01.07.2011 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как установлено в настоящем судебном заседании заявители Волобуевы проживают единой семьей в жилом доме по пр. ****, ****, в г. Ставрополе.

Таким образом, суд считает, что действия заявителей были направлены не на ухудшение жилищных условий, как утверждается администрацией г. Ставрополя, а на совместное проживание со своей семьей и выполнением своих обязанностей, предусмотренных Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (в ред. от 01.07.2011 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В настоящее время на семью истца приходится площадь менее 12 кв.м. на человека. В собственности жилых помещений члены семьи заявителей Волобуевых не имеют.

Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

Как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 года № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления. Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007 года № 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007 года», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Закона г. Москвы от 25.01.2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В настоящее время на территории г. Ставрополя отсутствуют правовые акты, регламентирующие вышеуказанные действия.

С учетом изложенного суд считает отказ администрации г. Ставрополя в принятии истцов на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года, в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В данном случае, суд считает правомерным возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Волобуева П.Ф., Волобуева Р.П., Волобуевой З.А. и членов его семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Волобуева П.Ф. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Волобуева Р.П., Волобуевой З.А. о признании незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в признании нуждающимися в жилом помещении, обязании устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации г. Ставрополя, выразившееся в издании постановления от 7.06.2012 года № 1610 «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения действующего законодательства и принять Волобуева П.Ф., несовершеннолетнего Волобуева Р.П., Волобуеву З.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 8 октября 2012 года.

Судья А.И.Эминов