Решение суда 11.10.2012 по заявлению Мамай А.В.



Дело № 2-2071/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2012 года г.Ставрополь

Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:

Председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М.

при секретаре Щербина В.А.,

С участием: заявителя Мамай А.В.,

Представителя заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя по доверенности Саловой З. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Мамай А.В. об обжаловании действий органа местного самоуправления, -

УСТАНОВИЛ:

Мамай А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления В обоснование своих требований указал, что в целях улучшения жилищных условий заявитель и его супруга М.И.Н. подали заявление в администрацию г. Ставрополя для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы»

Основанием участия в программе послужило то, что в квартире по адресу г. Ставрополь, ***, в которой они фактически проживают, общая площадь жилого помещения составляет *** кв. м., что причиняет им как молодой семье серьезные неудобства, и значительно меньше учетной нормы площади жилого помещения 12 кв. м на одного человека, определенного Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения».

Несмотря на это, администрация г. Ставрополя, *** года сославшись на пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации вынесла постановление № 1300 об отказе в признании их, нуждающимися в жилом помещении по муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы» так как посчитала, что зарегистрировав в квартире свою супругу, они совершили действия, которыми намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Принимая такое решение администрация г. Ставрополя учла те обстоятельства, что супруга заявителя до замужества проживала в квартире общей площадью *** кв.м., в которой было зарегистрировано три человека, где учетная норма площади жилого помещения соответствовало учетной норме на одного человека.

С постановлением администрации г. Ставрополя не согласен и считает его незаконным и необоснованным, так как регистрация М. И. Н. в квартире № *** по адресу: г. Ставрополь, ***, общей площадью *** кв.м., является не умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием семьи и совместным проживанием в связи с замужеством, поэтому их действия нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, так как они не имеют под собой каких-либо корыстных мотивов.

Заявитель Мамай А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и дополнил, что его семья не имела намерения искусственно создать ухудшение своих жилищных условий. Как издревне заведено, мужчина при создании семьи приводит в свое жилище супругу, с которой создает ячейку общества «семья». Просил суд признать незаконным постановление Администрации города Ставрополя № *** от *** года, обязать Администрацию г. Ставрополя признать Мамай А.В. и М. И.Н. нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы».

Представитель заинтересованного лица Администрации г Ставрополя, действующая по доверенности Салова З.Г., возражала против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. За 5 лет предшествующих подачи заявления о принятии семьи Мамай на учет, ими были совершены действия по снятию с регистрационного учета М.И.Н. из квартиры, площадью *** кв.м., по адресу: г. ***, и соответственно регистрации ее по другому адресу: г. Ставрополь, ***, площадью *** кв.м. Данные действия были расценены как ухудшение жилищных условий с момента, совершения которых соответственно не истек 5-летний срок с момента подачи этого заявления и совершении данных действий. П 6 ч.1 ст. 56 установлено что молодая семья не может признаваться нуждающейся, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане могут быть признаны нуждающимися по истечении 5 лет с момента совершения действий по ухудшению жилищных условий. Семья Мамай может обратиться с заявлением о признании их нуждающимися по истечении 5 лет с момента перерегистрации, поскольку в настоящее время учетная норма жилой площади на одного члена семьи не соответствует установленной в Ставропольском крае норме.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Мамай А.В. и Е. (М.) И.Н. вступили в брак *** года, что подтверждается свидетельством о заключении брака ***.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от *** г., Мамай А.В. является собственником квартиры, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: г. Ставрополь, ***.

Как усматривается из представленной копии паспорта супруги заявителя, М.И.Н. до *** г. была зарегистрирована по адресу: СК, ***.

Согласно домовой книги, Мамай А.В. зарегистрирован по адресу: г. Ставрополь, пр. ***, с *** г., М. И.Н. зарегистрирована по указанному адресу с *** г.. В указанной квартире, площадью *** кв. м., проживают два человека.

Судом установлено, что *** г. Мамай А.В. обратился с заявлением на имя главы Администрации г. Ставрополя о включении его семьи составом два человека: он, жена М. И.В. в состав участников программы по обеспечению жильем молодых семей в СК в рамках ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

На основании Постановления Администрации г. Ставрополя № *** от *** г. в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от *** г. № *** «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 гг.» внесены изменения: отменен пункт 60 в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Постановлением Администрации г. Ставрополя № *** от *** г. семье Мамай А.В., составом 2 человека: он и его жена -М. И.Н., в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» было отказано на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, признанная нуждающейся в жилом помещении.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно части 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семья собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п. 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Положения ст. 53 ЖК РФ предусматривают, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.04.2007 № 258-0-0 по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами осуществлялись умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным судом РФ в Определении от 16.02.2011 № 36-В10-7 субъектами - участниками целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

Частью 2 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 г. № 184, учетная норма общей площади жилого помещения в г. Ставрополе, приходящаяся на одного гражданина, составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения.

Судом с достоверностью установлено, что Мамай А.В. и М. И.Н. после заключения брака стали проживать совместно по адресу: г. Ставрополь, *** и решили использовать свое право обращения в орган местного самоуправления для участия в программе на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки, поскольку площадь занимаемой ими квартире составляет *** кв. м., то есть на каждого из зарегистрированных по указанному адресу приходится менее 12 кв. м., и данная семья в соответствии с требованиями жилищного законодательства подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа в принятии семьи Мамай на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий послужили нормы ст. 53 ЖК РФ, как указывает в своих пояснениях представитель Администрации г. Ставрополя», поскольку осуществленная Мамай И.Н. перерегистрация по постоянному месту жительства из домовладения в г. Лермонтове Ставропольского края в квартиру в городе Ставрополе по месту постоянного проживания своего супруга, является намеренным ухудшением жилищных условий.

Однако применение статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит в защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона РФ от 25.056.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Статьей 2 указанного закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Суд не принимает во внимание доводы представителя Администрации г. Ставрополя о том, что заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, поскольку указанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по делу.

Принимая во внимание изложенное, суд признает незаконным и необоснованным отказ органа местного самоуправления в признании граждан Мамай А.В. и Мамай И.Н. нуждающихся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» и подлежащим восстановлению нарушенные права заявителя, путем признания его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и их признания участниками муниципальной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей в г. Ставрополе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мамай А.В. об обжаловании действий органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать недействительным (незаконным) постановление Администрации г. Ставрополя № *** от *** г. «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Обязать Администрацию г. Ставрополя признать Мамай А.В. и Мамай И.Н. нуждающимися в жилом помещения для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение месяца.

Судья Н.М. Кузнецова