Решение суда 17.10.2012 по иску прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Зименой М – А-к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г. Ставрополя



Дело № 2-2231/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 апреля 2012 года г.Ставрополь.

Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района города Ставрополя Онищенко О.И.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Зименой М – А-к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г. Ставрополя об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья; обязании подготовить проект муниципального акта о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района города Ставрополя в интересах Зименой Марины Анатольевны обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья; обязании подготовить проект муниципального акта о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, обосновав свои требования тем, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Зимена М.А., --- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать --. и отец -- лишены родительских прав решением Труновского районного суда СК от -- года. Постановлением главы администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края № -- от -- над Зименой М.А. установлено попечительство со стороны ---

Постановлением Администрации города Ставрополя от 14.02.2011 года № 311 Зимена М.А. в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дота7находящйёся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору. Учитывая то, что Зимена М.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. До настоящего времени администрацией города Ставрополя Зимена М.А. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Зимена М.А. не имеет. Просили суд обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) за счет средств Федерального или краевого бюджета на приобретение или строительство жилья Зименой М.А. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Зименой М.А в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Онищенко О.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Зимена М.А. просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации города Ставрополя Салова З.Г., действующая на основании доверенности от 03.05.2012 года, возражала против удовлетворения требований прокурора.

Представитель ответчика - Управления образования администрации города Ставрополя Антонова Л.В., действующая на основании доверенности №14/11-16 не возражала против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И., действующая на основании доверенности от 26.06.2012 года, не возражала против удовлетворения требований прокурора в полном объеме, представила письменные пояснения по делу.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края, извещенный судом о дне, месте, времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления казначейства СК просил суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материал дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Зимена М.А., --- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать - и отец ---. лишены родительских прав решением Труновского районного суда СК от -- года. Постановлением главы, администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края № -- от -- над Зименой М.А. установлено попечительство со стороны --

Постановлением Администрации города Ставрополя от 14.02.2011 № 311 Зимена М.А. в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дота7находящйёся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.

В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2604 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края; по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности - обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в- случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края.

На основании данного закона постановлением главы города Ставрополя от 09.07.2008 № 1704 «Об уполномоченных органах по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение «О порядке реализации государственных. полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории города Ставрополя». Согласно п. 2.1 Положения, управление образования администрации города Ставрополя предоставляет денежные средства (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно Порядку предоставления -денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом п. 2.2 Положения жилищное управление администрации города Ставрополя готовит проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии указанной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

В соответствии со ст. 4 «Конвенции о правах ребенка» государства участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 № 517 «О внесении изменений в п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530» министерство строительства и архитектуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 38 ч.1 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3 в соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Учитывая то, что Зимена М.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у нее имеется право на внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

До настоящего времени администрацией города Ставрополя Зимена М.А. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственного жилья Зимена М.А. не имеет. В настоящее время обучение окончила.

Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: заявлением Зименой М.А. в прокуратуру района о нарушении ее жилищных прав, заявлением в администрацию г. Ставрополя о принятии ее на учет в качестве нуждающейся, постановлением главы администрации г. Ставрополя о принятии на жилищный учет, актом обследования жилищно-бытовых условий, справкой ГУП «Крайтехинвентаризация», справкой ГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии недвижимого имущества, справкой с места работы.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах Зименой М—А-- к администрации города Ставрополя, управлению образования администрации г.Ставрополя об обязании предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья; обязании подготовить проект муниципального акта о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) за счет средств Федерального или краевого бюджета на приобретение или строительство жилья Зименой М.А. согласно Порядку предоставления
денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном
порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Зименой М.А в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.А. Коробейников