Решение суда 15.04.2011 г. по заявлению Дреева А.С.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.

при секретаре Умаровой А.М.,

с участием: заявителя Дреева А.С.,

представителя администрации города Ставрополя Гуторовой И.В.,

представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Павловой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дреева А.С., заинтересованные лица: администрация города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя об оспаривании решения органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л:

Дреев А.С. обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Ставрополя в предоставлении ему в собственность земельного участка кад.номер ---------, общей площадью 969 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, --------- обязании Администрацию г. Ставрополя в тридцатидневный срок принять решение о предоставлении в собственность Дрееву А.С. вышеуказанного земельного участка, обязании Администрацию г. Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в тридцатидневный срок подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка кад.номер --------, общей площадью 969 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. --------

Из содержания заявления следует, что Дреев А.С. обратился в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости. Структурное подразделение Администрации – Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя письмом от 16.03.2011 года № 06-920-11 отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.

По мнению заявителя отказ Администрации г. Ставрополя противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушает его право на приватизацию земельного участка, что является основанием для признания его незаконным.

В судебном заседании заявитель Дреев А.С. поддержал заявленные требования.

Представитель Администрации г. Ставрополя Гуторова И.В., действующая на основании доверенности от 30.03.2011 года просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считает их незаконными. Пояснила, что предоставление земельного участка в собственность заявителя затруднит осуществление Администрацией г. Ставрополя контроля за целевым использованием земельным участком. По мнению Администрации г. Ставрополя заявитель имеет право на получение земельного участка исключительно в аренду в порядке ст.35 Земельного кодекса РФ.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Павлова К.И., действующая на основании доверенности от 09.09.2010 года с доводами заявителя также не согласна. В представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо указывает, что у Администрации г. Ставрополя отсутствовали основания для предоставления Дрееву А.С. земельного участка в собственность. Действующим законодательством не предусмотрена возможность приватизации земельных участков под объектами недвижимости незавершенных строительством. Предоставление земельного участка для строительства в собственность возможно только на торгах. Законом не предусмотрен судебный порядок выделения земельных участков для строительства, поскольку распоряжение земельными участками является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Предоставление в собственность земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства противоречит градостроительному законодательству. Особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства. Требования к строительству объектов являются основным содержанием положений Градостроительного кодекса, начиная с мероприятий по планированию развития территорий, определению видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, требований градостроительных регламентов и градостроительных планов. Незавершенное строительство носит временный характер и не может служить целям Градостроительного кодекса, направленным на устойчивое развитие территорий и иным принципам законодательства о градостроительной деятельности.

Изучив материалы дела и имеющиеся доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10 июня 2010 года между А.С. Дреевым, и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя был заключен договор № 6568Ф аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для индивидуального жилищного строительства (срок действия договора установлен на 10 лет с 07.06.2010 года по 06.06.2020 года).

16 августа 2010 года, на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя Дрееву А.С. было выдано разрешение на строительство № --------- индивидуального жилого дома на арендуемом мной земельном участке.

22 ноября 2010 года Дрееву А.С. был выдан кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства – жилого дома, возведенного на земельном участке по ул. ---------- в г. Ставрополе.

В настоящее время на данном земельном участке имеется незавершенный строительством жилой дом (18% готовности, общая площадь застройки – 127,2 кв. м).

Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано 02.12.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ------

01.03.2011 г. Дреев А.С. обратился в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка кад.номер --------, общей площадью 969 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ----------- находящимся под объектом недвижимости – незавершенным строительством жилым домом, принадлежащим ему на праве собственности.

К заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка, а также другие документы по перечню, предусмотренному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Факт обращения Дреева А.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с приложением необходимых документов подтверждается заявлением от 01.03.2011г. с отметкой Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 01.03.2011г. о приеме документов, а также подтверждается содержанием отзыва на заявление и пояснениями представителей заинтересованных лиц.

Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом от 16.03.2011г. № 06-920-11 Дрееву А.С. отказано в приобретении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности выкупа земельного участка, на котором располагается объект незавершенного строительства. Земельный участок может быть предоставлен заявителю после введения объекта незавершенного строительства в эксплуатацию и получения свидетельства о государственной регистрации права.

В связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность Дреев А.С. обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.

Федеральный закон, нормами которого прямо запрещена приватизация земельных участков по причине расположения на них объектов незавершенного строительства, не существует, следовательно в силу норм ст. 1 ГК РФ оснований для ограничения прав истца на приобретение земельного участка в собственность в данном случае не имеется.

В письменном отказе Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя также не указаны нормы федерального закона, на которых основан отказ в предоставлении земельного участка. Представители ответчиков в судебном заседании также не смогли назвать нормы закона, которыми прямо запрещено приватизировать земельные участки по причине расположения на них объектов незавершенного строительства.

Более того, нормами пункта 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.

Доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренные ст. 28 ЗК РФ, ответчиками не были представлены, следовательно в силу пункта 4 ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении земельного участка в собственность в данном случае является недопустимым.

Кроме того, пункт 1 ст. 36 ЗК РФ предусматривает для собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительное право на приватизацию данных земельных участков. В данной статье не названы объекты незавершенного строительства, однако применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация земельных участков в силу положений пункта 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», из содержания которой следует, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства указанные земельные участки в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо предусмотрена возможность приватизации земельных участков, на которых расположены объекты, строительство которых не завершено.

Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Объект незавершенного строительства отвечает таким требованиям.

В силу ст. 2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Доказательства признания недействительным или оспаривания зарегистрированного права истца на объект недвижимости ответчиками не представлены. Поскольку право собственности на незавершенный строительством объект было зарегистрировано в УФРС по СК, следовательно, данный объект юридически был признан государством самостоятельным объектом недвижимого имущества. Отметок о самовольности строения в свидетельстве о государственной регистрации и техническом паспорте строения отсутствуют. Иные доказательства самовольности строения суду не представлены, следовательно, указанный объект не является самовольной постройкой.

Из указанных норм закона следует, что приватизация (приобретение в собственность) земельных участков, на которых расположены незавершенные строительством объекты, допускается в силу пункта 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, а при отсутствии оснований, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, отказ в предоставлении земельных участков в собственность в силу норм пункта 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается, то есть прямо запрещен законом.

Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлен месячный срок для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению, либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В связи с изложенным суд находит обоснованным, а, следовательно, подлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании Администрации г. Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в тридцатидневный срок предоставить земельный участок в собственность и направить истцу в тридцатидневный срок проект договора купли - продажи земельного участка.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 194 – 199 и 254-258 Гражданско-процессуального кодекса РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Дреева А.С. к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении Дрееву А. С. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ----------

Обязать Администрацию города Ставрополя в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Дрееву А. С. в собственность земельного участка кадастровый номер ----------., площадью 969 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ---------- в квартале --------.

Обязать Администрацию города Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя подготовить и направить в адрес Дреева А.С. проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер -------- площадью 969 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. -------- в квартале -------.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней после его принятия.

Судья А.А. Коробейников