Р Е Ш Е Н И Е 18 октября 2012 года город Ставрополь Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кочетковой С.А. при секретаре Марчукове М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Драгунаса С.Ю. об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления. У С Т А Н О В И Л : Администрацией г. Ставрополя Драгунасу С.Ю. 24.09.2012 г. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, площадью 1500 кв.м. по ул. Х, * г. Ставрополя с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Считая отказ незаконным, Драгунас С.Ю. обратился в суд о признании незаконным указанного отказа и возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Х, * с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство», ссылаясь на то, что отказ не соответствует Закону и нарушает его права. В судебное заседание заявитель Драгунас С.Ю. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием ее представителя. В судебном заседании представитель заявителя Петренко И.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Представитель Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования заявителя оставить без удовлетворения, пояснив, что на основании пункта 2.9 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 25.05.2012 № 1476, заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХ, площадью 1500 кв.м по улице ХХ, * с «для строительства офисного здания» на «для размещения усадебного жилого дома» по следующим основаниям. Регламентом предусмотрен порядок оформления документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования в соответствии с которым, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются обстоятельства, которые в соответствии с действующим законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги. Постановлением администрации города Ставрополя от 18.07.2011 № ** Драгунасу С.Ю. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером ХХ площадью 1500 кв.м для строительства офисного здания по улице ХХ, *. На основании вышеуказанного постановления администрации города Ставрополя, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Драгунасом С.Ю. заключен договор аренды земельного участка от 07.10.2011 № **. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности», вступившей в законную силу 01.10.2005. Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок по улице Х, * ранее предоставлен заявителю на праве аренды для строительства офисного здания в соответствии со статьями 30, 31 Земельного Кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием места размещения объекта, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Вместе с тем, при предоставлении данного земельного участка, в целях жилищного строительства, необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, с нарушением установленной законодательством процедуры, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации - не допустимо. В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХ, площадью 1500 кв.м по улице ХХ, * с «для строительства офисного здания» на «для размещения усадебного жилого дома» не имеется. Представитель Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в судебном заседании просил требования заявителя оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Ставрополя. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что заявление Драгунаса С.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 18.07.2011 № ** Драгунасу С.Ю. предоставлен в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером ХХ по ул. ХХ, * г. Ставрополя, для строительства офисного здания. На основании указанного постановления между Комитетом по управлению муниципального имущества города Ставрополя и Драгунасом С.Ю. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 07.10.2011 № **, который зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 02.05.2012 № **. В июле 2012 года заявитель обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Х, * г. Ставрополя, с использования «для строительства офисного здания» на использование, «под индивидуальное жилищное строительство». Администрацией г. Ставрополя 24.09.2012 уведомлением № 09/2-07/1-3804заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в связи с нецелевым использованием земельного участка. В соответствии со ст. 1 ГК РФ, ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий при осуществлении публичных функций в порядке самоконтроля не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, которые действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя. В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов. Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Так, согласно ответа комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 03.10.2012 года земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером ХХ по ул. Х, * в г. Ставрополе, расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки). В соответствии со ст. 42 Правил землепользования и застройки зона Ж-3 жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3-х этажей с набором услуг местного значения. К основным видам разрешенного использования данной зоны относятся: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения - общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. Вид разрешенного использования земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером Х, по ул. Х, * г. Ставрополя в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка. Таким образом, отказ администрации города Ставрополя противоречит правилам землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденным самой же администрацией города Ставрополя, так как согласно данным правилам она по своему усмотрению вправе выбирать и изменять основной вид разрешенного использования земельного участка. На основании изложенного, действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в принятии решения № 09/2-07/1-3804 от 24.09.2012 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, не соответствуют закону, нарушают гражданские и конституционные права заявителя. Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении «вида разрешенного использования земельного участка площадью 1500 кв. м. с кадастровым номером Х, по ул. Х, * г. Ставрополя, с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Обязать администрацию города Ставрополя в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 1500 кв. м. с кадастровым номером ХХ, по ул. Х, * г. Ставрополя, с использования «для строительства офисного здания» на использование «под индивидуальное жилищное строительство». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2012 года. Судья Кочеткова С.А. Копия верна. Судья Кочеткова С.А.