П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №5-7/11
15 марта 2011 года г.Ставрополь
Октябрьский районный суд г.Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Ткачука В.Н.,
при секретаре Бретковской И.А.,
с участием:
помощника прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Чепурной Н.А.,
защитника юридического лица ЗАО «Пассаж»
по доверенности от 11 марта 2011 года в лице Терновой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж», расположенного по адресу: ***,
У С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо ЗАО «Пассаж» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.20.4. ч.1 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами при следующих обстоятельствах:
24.02.2011 года с 10-00 час. до 13-00 час. прокуратурой Октябрьского района г.Ставрополя с привлечением государственных инспекторов ОГПН по г.Ставрополю ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в ЗАО «Пассаж», расположенного по адресу: ***.
По итогам указанной проверки прокурором Октябрьского района г.Ставрополя старшим советником юстиции Никишиным И.Л. на основании ст.ст.23.34, 25.11., 28.4. КоАП РФ, ст.25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вынесено постановление от 28.02.2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж», поскольку в ходе проверки указанного юридического лица выявлены нарушения требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (далее ППБ 01-03) ЗАО «Пассаж» допускаются нарушения противопожарного законодательства, а именно:
- здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (п.3 ППБ 01-03, п.10.3 Таблица 1 НПБ-110-03);
- монтаж и эксплуатация электротехнических изделий, электропроводки, электроустановок не соответствуют нормативным документам по электроэнергетике (не закрыты крышками
электрораспределительные коробки, допускается эксплуатация поврежденной, потерявшей защитные свойства изоляции электропроводки, допускается соединение проводов с помощью механической скрутки) (п.57, п.60 ППБ 01-03);
- допускается устройство складов горючих материалов в помещении подвального этажа, не изолированного от общих лестничных клеток (п.40 ППБ 01-03);
- допускается торговля и размещение торговых точек на маршах и площадках лестничных клеток, расположенных на путях эвакуации с 1-го и 2-го этажей здания (п.162 ППБ 01-03);
- холлы, фойе 1-го этажа облицованы горючим материалом (п.53 ППБ 01-03);
- допускается устройство глухих решёток на окнах здания (1,3 этажи, лестничные клетки путей эвакуации) (п.40 ППБ 01-03);
- двери лестничных клеток не оборудованы запорами, обеспечивающими свободное открывание изнутри без ключа (п.52 ППБ 01-03);
- марши и площадки служебной лестничной клетки здания не имеют требуемый предел огнестойкости R 45 (п.3 ППБ 01-03, п.5.19*, Таблица №4* СНиП 21-01-97*);
- в помещении вентиляционной камеры не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП 2.08.02.89*, п.5.14* СНиП 21-01-97*);
- в помещениях подвального этажа здания отсутствуют люки шириной 0,6 м. и высотой 0,8 м. или окна шириной 0,75 м. и высотой 015 м (не менее двух на каждые 700 кв.м. этажа здания) (п.3, п.513 ППБ 01-03, п.6.10 СНиП 31-06-2009);
- отсутствуют дверные полотна, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, предусмотренные проектом (п.3, п.40 ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);
- в помещениях торговых залов в подвальном этаже отсутствует естественное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.1.72 СНиП 2.08.02.89*);
- эвакуационный выход из подвального этажа, предусмотренный через общую лестничную клетку, не выполнен обособленно непосредственно наружу и не отделен от остальных частей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости EI 45 (п.3 ППБ 01-03, п.1.97 СНиП 2.08.02-89*);
- своевременно не проводится проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03);
- отсутствует ограждение на кровле здания (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*);
- в подвальном этаже здания перед лифтами отсутствуют тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (п.3 ППБ 01-03, п.7.26 СНиП 21-01-97*);
- отсутствует противопожарная дверь в проёме выхода из лестничной клетки здания в чердачное помещение (п.8.4 СНиП 21-01-97*).
В судебное заседание, назначенное в 16.00 час. 15 марта 2011 года, законный представитель юридического лица ЗАО «Пассаж» – генеральный директор Абрамян А.Н., не явился без уважительных причин.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 25.4. КоАП РФ и учитывая, что законный представитель юридического лица ЗАО «Пассаж» – генеральный директор Абрамян А.Н., извещён судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела об административном правонарушении, что подтверждается доверенностью указанного лица, в которой он доверяет защитнику Терновой Т.И. представлять интересы ЗАО «Пассаж» при рассмотрении данного дела в суде, в связи, с чем, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж» без участия законного представителя юридического лица ЗАО «Пассаж» – генерального директора Абрамяна А.Н..
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Чепурная Н.А., показала, что она подтверждает событие и виновность юридического лица ЗАО «Пассаж», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4. ч.1 КоАП РФ по итогам проведённой 24.02.2011 года с 10-00 час. до 13-00 час. прокуратурой Октябрьского района г.Ставрополя с привлечением государственных инспекторов ОГПН по г.Ставрополю ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, проверки исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности указанного юридического лица, что также подтверждается содержанием, постановления прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ от 28.02.2011 года в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж»», а также иными документами, приобщёнными к указанному административному материалу. Считает, что суду представлены доказательства, на основании которых следует принять решение о признании юридического лица ЗАО «Пассаж» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.4. ч.1 КоАП РФ.
Учитывая, что юридическое лицо ЗАО «Пассаж» впервые привлекается к административной ответственности по ст.20.4. ч.1 КоАП РФ, ЗАО «Пассаж» признаёт вину в совершённом правонарушении, раскаивается в содеянном, кроме этого, на момент рассмотрения дела в суде данным юридическим лицом частично устранены выявленные нарушения требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (ППБ 01-03), указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ от 28.02.2011 года, в этой связи административное наказание в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж» возможно назначить в виде минимального административного штрафа, и не приостанавливать административную деятельность юридического лица.
Защитник юридического лица ЗАО «Пассаж» по доверенности от 11 марта 2011 года в лице Терновая Т.И. в судебном заседании показала, что юридическое лицо признают свою виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4. ч.1 КоАП РФ в отношении ЗАО «Пассаж», чьи интересы она представляет и защищает, а также раскаивается в содеянном.
В настоящее время юридическим лицом ЗАО «Пассаж», частично устранены нарушения правил пожарной безопасности, указанные в постановлении прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011 года, а те нарушения, которые не устранены на момент рассмотрения данного дела в суде, будут, безусловно исполнены в кратчайшее время руководством ЗАО «Пассаж», в целях обеспечения безопасности граждан в помещениях здания, принадлежащих указанному юридическому лицу и устранения нарушений требований правил пожарной безопасности.
На основании вышеизложенного, просит суд назначить юридическому лицу ЗАО «Пассаж» минимальный административный штраф, предусмотренный санкцией ст.20.4. ч.1 КоАП РФ.
Суд, выслушав в судебном заседании помощника прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Чепурную Н.А. и защитника юридического лица ЗАО «Пассаж» по доверенности Терновую Т.И., а также исследовав материалы дела об административном правонарушении и приобщённые судом копии документов, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.
Суд приходит к выводу, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4. ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО «Пассаж», расположенного по адресу: ***, возбуждено прокурором Октябрьского района г.Ставрополя старшим советником юстиции Никишиным И.Л. согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011 года, в соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 28.4. КоАП РФ и ст.23.34 КоАП РФ, ст.25.11. КоАП РФ, а также ст.25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1. КоАП РФ, поводом для возбуждения данного дела об административном правонарушении, послужила проведённая 24.02.2011 года с 10-00 час. до 13-00 час. прокуратурой Октябрьского района г.Ставрополя с привлечением государственных инспекторов ОГПН по г.Ставрополю ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности юридического лица ЗАО «Пассаж», расположенного по адресу: *** и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Суд приходит к выводу, что доводы, изложенные прокурором района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011 года, о том, что в нарушение требований «Правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации», утверждённых приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от18.06.2003 №313 в помещениях юридического лица ЗАО «Пассаж» допущены нарушения требований противопожарного законодательства, а именно: здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (п.3 ППБ 01-03, п.10.3 Таблица 1 НПБ-110-03); монтаж и эксплуатация электротехнических изделий, электропроводки, электроустановок не соответствуют нормативным документам по электроэнергетике (не закрыты крышками электрораспределительные коробки, допускается эксплуатация поврежденной, потерявшей защитные свойства изоляции электропроводки, допускается соединение проводов с помощью механической скрутки) (п.57, п.60 ППБ 01-03); допускается устройство складов горючих материалов в помещении подвального этажа, не изолированного от общих лестничных клеток (п.40 ППБ 01-03); допускается торговля и размещение торговых точек на маршах и площадках лестничных клеток, расположенных на путях эвакуации с 1-го и 2-го этажей здания (п.162 ППБ 01-03); холлы, фойе 1-го этажа облицованы горючим материалом (п.53 ППБ 01-03); допускается устройство глухих решёток на окнах здания (1,3 этажи, лестничные клетки путей эвакуации) (п.40 ППБ 01-03); двери лестничных клеток не оборудованы запорами, обеспечивающими свободное открывание изнутри без ключа (п.52 ППБ 01-03); марши и площадки служебной лестничной клетки здания не имеют требуемый предел огнестойкости R 45 (п.3 ППБ 01-03, п.5.19*, Таблица №4* СНиП 21-01-97*); в помещении вентиляционной камеры не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП 2.08.02.89*, п.5.14* СНиП 21-01-97*); в помещениях подвального этажа здания отсутствуют люки шириной 0,6 м. и высотой 0,8 м. или окна шириной 0,75 м. и высотой 015 м (не менее двух на каждые 700 кв.м. этажа здания) (п.3, п.513 ППБ 01-03, п.6.10 СНиП 31-06-2009); отсутствуют дверные полотна, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, предусмотренные проектом (п.3, п.40 ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*); в помещениях торговых залов в подвальном этаже отсутствует естественное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.1.72 СНиП 2.08.02.89*); эвакуационный выход из подвального этажа, предусмотренный через общую лестничную клетку, не выполнен обособленно непосредственно наружу и не отделен от остальных частей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости EI 45 (п.3 ППБ 01-03, п.1.97 СНиП 2.08.02-89*); своевременно не проводится проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03); отсутствует ограждение на кровле здания (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*); в подвальном этаже здания перед лифтами отсутствуют тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (п.3 ППБ 01-03, п.7.26 СНиП 21-01-97*); отсутствует противопожарная дверь в проёме выхода из лестничной клетки здания в чердачное помещение (п.8.4 СНиП 21-01-97*), являются обоснованными и поэтому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.26.11. КоАП РФ, судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Так, согласно п.п.2,4 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность -состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Здание торгового центра «Пассаж», расположенного по адресу: ***, относится к объектам массового пребывания людей, поскольку ежедневно помещения здания и территорию торгового центра кроме работников ЗАО «Пассаж» и арендаторов торговых залов центра посещает большое количество жителей и гостей города Ставрополя.
Таким образом, не соблюдение требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности юридическим лицом ЗАО «Пассаж», являющегося местом массового пребывания людей, может повлечь за собой гибель людей в случае возникновения пожара.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) мероприятия в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также направленные на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно.
В силу п.п.«а»,«в» и «е» ст.14 Закона №68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения чрезвычайных ситуаций; а также финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании, судом на основании представленных прокурором района доказательств, установлено событие правонарушения и виновность юридического лица ЗАО «Пассаж», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4. ч.1 КоАП РФ, поскольку защитник юридического лица ЗАО «Пассаж» Терновая Т.И. признала виновность указанного юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения, кроме этого виновность ЗАО «Пассаж» в совершении указанного правонарушения подтверждается исследованными, судом доказательствами по делу: постановлением прокурора района от 28.02.2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, заключением заместителя начальника ОГПН г.Ставрополя ГУ МЧС России по СК Аксенова А.В. от 24.02.2011 года №495, актом проверки ТЦ «Пассаж» от 24.02.2011 года, которые как отдельно, так и в совокупности согласуются друг с другом и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Указанные доказательства соответствуют требованиям части 2 статьи 26.2. КоАП РФ, поскольку получены без нарушений закона.
Суд, квалифицирует действия юридического лица ЗАО «Пассаж» по ст.20.4. ч.1 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Суд приходит к выводу, что юридическое лицо ЗАО «Пассаж» умышленно совершило указанное административное правонарушение, поскольку данное лицо сознавало противоправный характер своего бездействия, предвидело его вредные последствия, но сознательно их допускало, что подтверждается возможностью для соблюдения ею требований «Правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в Российской Федерации», утверждённых приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 в помещениях юридического лица, расположенного по адресу: ***, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако юридическим лицом ЗАО «Пассаж» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении юридическому лицу ЗАО «Пассаж» административного наказания по данному делу, суд в соответствии со ст.2.10., ст.4.1. ч.3 КоАП РФ учитывает характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие его наказание.
Судом учитывается, имущественное и финансовое положение юридического лица, а именно, что юридическим лицом ЗАО «Пассаж» частично устранены нарушения, указанные в постановлении прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 февраля 2011 года.
К обстоятельству смягчающему административную ответственность указанного юридического лица, суд согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ относит раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, а также согласно ч.2 ст.4.2. КоАП РФ, а также относит, обстоятельство того, что юридическое лицо ЗАО «Пассаж» впервые привлекается к административной ответственности.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица ЗАО «Пассаж», а также обстоятельств, исключающих производство по данному делу об административном правонарушений, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное наказание юридическому лицу ЗАО «Пассаж» следует назначить в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 20.4. части 1 КоАП РФ в размере 10000 (десяти тысяч) рублей в бюджет государства, поскольку на момент рассмотрения данного дела в суде, юридическим лицом ЗАО «Пассаж» частично устранены нарушения, указанные в постановлении прокурора района о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 февраля 2011 года, указанное юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, признало свою вину в совершении инкриминируемого правонарушения, раскаивается в содеянном, также по делу имеются обстоятельства, смягчающие ответственность юридического лица, вместе с тем, обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица ЗАО «Пассаж» судом не установлено, в этой связи, именно такой, а не иной вид и размер административного наказания будет соразмерным наказанием ЗАО «Пассаж» за совершённое административное правонарушение, а также будет являться справедливым и достигнет целей административного наказания, предусмотренных статьёй 3.1. КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.29.5.-29.7. КоАП РФ, ст.ст.29.9.-29.11. КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо ЗАО «Пассаж», расположенное по адресу: ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4. ч.1 КоАП РФ, и наложить в его отношении административный штраф в размере 10000 (десяти тысяч) рублей в бюджет государства.
Зачислить с юридического лица ЗАО «Пассаж», сумму штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей в Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю (Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю). ИНН 2634063910. КПП 263401001. ОКАТО 07401000000. Расчётный счёт №40101810300000010005. КБК 32211617000010000140. БИК банка 040702001. БАНК ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю по вступлении постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано или подан протест в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ткачук В.Н.