Статья 162 часть 2 УК РФ



/номер/

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

9 июля 2010 г. г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сотскова С.И.

при секретарях Марукян Т.В., Титове П.Г.,

с участием государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Мешковой И.Ю.,

подсудимого Мурзабаева И.Г.,

защитника Соколковой Т.В., представившей удостоверение /номер/ и ордер /номер/,

потерпевшей и гражданского истца Зениной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Мурзабаева И.Г., родившегося /дата/ г. в /адрес/, гражданина РФ, /адрес/, судимого 18 мая 2004 г. по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год; постановлением Президиума Саратовского областного суда от 20 июля 2009 г. наказание снижено до 1 года 3 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год; постановлением от 3 июня 2008 года условное осуждение отменено и направлен для отбывания лишения свободы; освобожден 17 февраля 2010 года по отбытии наказания,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Мурзабаев И.Г. совершил разбой с применением предмета, используемого в качестве оружия, при следующих обстоятельствах.

12 мая 2010 года примерно в 11 часов у Мурзабаева И.Г., находившегося в /адрес/, возник преступный умысел на разбойное нападение с применением предмета, используемого в качестве оружия, на знакомую Зенину Н.Г., проживающую по адресу: /адрес/.

Реализуя умысел, 12 мая 2010 года примерно в 12 часов Мурзабаев И.Г., взяв во дворе /адрес/ ножницы, которые намеревался использовать в качестве оружия, пришел к дому /адрес/ и постучал во входную дверь квартиры /номер/, где проживает Зенина Н.Г. Не предполагая о преступных намерениях Мурзабаева И.Г., Зенина Н.Г. открыла ему дверь, Мурзабаев И.Г. под предлогом зарядить мобильный телефон вошел в квартиру, где, используя ножницы в качестве оружия, неожиданно напал на Зенину Н.Г. в целях хищения её имущества, приставил к её шее ножницы, угрожая применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и потребовал от Зениной Н.Г. передать ему деньги, словесно угрожая ей убийством. Реально воспринимая угрозу, Зенина Н.Г. согласилась выполнить требования Мурзабаева И.Г. и прошла в другую комнату. Мурзабаев И.Г. последовал за Зениной Н.Г. и, увидев у нее в руках кошелек с деньгами, приблизился к Зениной Н.Г., приставил к её шее ножницы, угрожая применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и потребовал передать ему деньги в сумме 8000 рублей, словесно угрожая убийством. Затем Мурзабаев И.Г. выхватил из рук Зениной Н.Г. и открыто похитил принадлежащий ей кошелек, не представляющий материальной ценности, в котором находились деньги в сумме 8000 рублей, с похищенным имуществом скрылся и впоследствии распорядился им по своему усмотрению.

Подсудимый Мурзабаев И.Г. виновным себя в разбое не признал и показал, что 12 мая 2010 г. он действительно открыто похитил у Зениной Н.Г. в её доме на /адрес/ кошелек с деньгами в сумме 8000 рублей. Однако ножниц он с собой не приносил, ножницами Зениной Н.Г. не угрожал, угрозы убийством не высказывал, совершил грабёж, а не разбой.

К показаниям подсудимого Мурзабаева И.Г. в судебном заседании суд относится критически, поскольку его вина в разбое, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия, подтверждена следующими доказательствами.

Показаниями потерпевшей Зениной Н.Г., согласно которым 12 мая 2010 года примерно в 12 часов к ней домой по адресу: /адрес/, пришел малознакомый Мурзабаев И.Г. за хлебом. Он был пьяный. Когда она впустила Мурзабаева И.Г. в квартиру, он потребовал у неё деньги. В руках у Мурзабаева И.Г. были ножницы, которыми он её дважды тыкал в шею, угрожая зарезать. Она испугалась, поскольку была дома одна. Она сказала Мурзабаеву И.Г., что даст ему денег, и полезла в подвал, чтобы убежать. Но Мурзабаев И.Г. вытащил её за волосы. Она взяла из-под подушки кошелек и хотела дать ему 1000 рублей, но Мурзабаев И.Г. выхватил у неё из рук кошелек, в котором находились деньги в сумме 8000 рублей, и убежал, положив ножницы на стол. Она сразу прибежала к соседям и вызвала милицию.

Показаниями свидетеля Свидетель 6 о том, что 12 мая 2010 г. вечером он, придя домой, со слов матери Зениной Н.Г. узнал, что примерно в 12 часов к ним домой пришел малознакомый Мурзабаев И.Г., проживавший в соседнем пустующем доме, и попросил хлеба. Когда мать открыла дверь, Мурзабаев И.Г. напал на неё и, угрожая зарезать её ножницами, которые приставил к шее, потребовал денег. Потерпевшая хотела дать Мурзабаеву И.Г. 1000 рублей, но он выхватил у неё из рук кошелек, в котором было 8000 рублей, и убежал. В тот день мать получила пенсию. При задержании у Мурзабаева И.Г. было изъято 1400 рублей из похищенных денег, которые вернули потерпевшей.

Показаниями на предварительном следствии свидетеля Свидетель 5, оглашенными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым 12 мая 2010 г. примерно в 12 часов 30 минут к ней домой пришла Зенина Н.Г., которая была взволнована и пояснила, что примерно в 12 часов к ней домой пришел Мурзабаев И.Г., который, угрожая зарезать ее ножницами, забрал у нее кошелек с деньгами в сумме 8000 рублей (т. 1л.д. 88-91).

Из показаний на предварительном следствии свидетеля – сотрудника милиции Свидетель 1, оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что 14 мая 2010 г. он в ходе личного досмотра изъял у Мурзабаева И.Г. денежные средства в сумме 1400 рублей. Мурзабаев И.Г. пояснил, что эти денежные средства он похитил 12 мая 2010 года у Зениной Н.Г. (т. 1л.д. 54-56).

Этот же факт подтвержден показаниями на предварительном следствии свидетелей Свидетель 2 и Свидетель 4, присутствовавших в качестве понятых при личном досмотре Мурзабаева И.Г. (т. 1л.д. 72-74, 75-77), а также протоколом личного досмотра Мурзабаева И.Г. и изъятия у него денежных средств в сумме 1400 рублей (т. 1л.д. 27-28), протоколом выемки данных денежных средств у Свидетель 1 (т. 1л.д. 59-61).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 12 мая 2010 г. в квартире /адрес/ изъяты ножницы (т. 1л.д. 4-7), которые осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественного доказательства (т. 1л.д. 62-63).

В судебном заседании потерпевшая Зенина Н.Г. и свидетель Свидетель 6 подтвердили, что изъятые в их квартире ножницы им не принадлежат, и были принесены Мурзабаевым И.Г.

Вина подсудимого, кроме того, подтверждена его собственными показаниями на предварительном следствии, оглашенными в порядке ст. 276 УПК РФ. В частности, из показаний Мурзабаева И.Г., данных им в качестве подозреваемого и обвиняемого, в присутствии защитника, видно, что вину в разбое с применением ножниц в качестве оружия он признавал полностью и показывал, что, взяв с собой с целью хищения ножницы, он пришел в квартиру к Зениной, попросил у неё хлеба и разрешения зарядить сотовый телефон. Войдя в дом, он поставил телефон на зарядку и потребовал, чтобы Зенина дала ему денег, приставив к ее шее ножницы. Зенина согласилась дать ему денег и пошла в комнату. Он пошел за ней. Войдя в комнату, Зенина подошла к кровати, достала из-под матраса кошелек. В этот момент он приставил к ее шее ножницы и потребовал передать кошелек с деньгами. Затем он выхватил кошелек с деньгами из рук Зениной и ушел (т. 1л.д. 37-40, 47-49, 96-99).

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит доказанной виновность Мурзабаева И.Г. в совершении разбоя, то есть нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, совершенного с применением предмета, используемого в качестве оружия, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ.

Как видно из обстоятельств дела, Мурзабаев И.Г., имея умысел на хищение чужого имущества, напал на Зенину Н.Г. и, угрожая применением насилия, опасного для жизни и здоровья, потребовал деньги. Затем он открыто похитил у неё кошелек с деньгами и скрылся с места преступления.

Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья, выражалась в приставлении к шее потерпевшей ножниц, являющихся колюще-режущим предметом, которым можно причинить опасные для жизни телесные повреждения. Кроме того, в процессе нападения подсудимый словесно угрожал потерпевшей убийством в случае невыполнения его требований имущественного характера.

Квалифицирующий признак применения предмета, используемого в качестве оружия, подтверждён данными о том, что принесённые с собой ножницы подсудимый использовал в качестве оружия, которым угрожал потерпевшей, дважды приставляя ножницы к шее Зениной Н.Г.

Показания подсудимого Мурзабаева И.Г. о том, что применением насилия, опасного для жизни или здоровья, он потерпевшей не угрожал, ножницы не применял, суд оценивает критически, поскольку факт указанной угрозы с применением ножниц в качестве оружия подтверждён вышеперечисленными доказательствами.

Ссылка подсудимого на то, что признательные показания на предварительном следствии он дал под давлением оперативных работников, а затем, не давая показаний, подписывал по указанию следователя протоколы допросов, надуманна, поскольку из оглашенных показаний Мурзабаева И.Г. на предварительном следствии видно, что они получены с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона, в присутствии защитника, что подтверждено в судебном заседании показаниями свидетеля Свидетель 3 – следователя, производившего предварительное расследование по данному делу.

Показания Мурзабаева И.Г., данные на предварительном следствии, согласуются с показаниями потерпевшей и свидетелей, у которых нет оснований для его оговора, поэтому суд находит показания Мурзабаева И.Г. на предварительном следствии достоверными.

Назначая наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, относящегося к категории тяжких преступлений против собственности, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи.

Мурзабаев И.Г. вину в хищении признал, в ходе предварительного следствия активно способствовал раскрытию и расследованию преступления. Это обстоятельство в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчает наказание.

Суд, кроме того, учитывает наличие у Мурзабаева И.Г. заболевания – очагового туберкулеза правого лёгкого.

Обстоятельством, отягчающим наказание Мурзабаева И.Г., согласно п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ является рецидив преступлений.

Учитывая эти данные, Мурзабаеву И.Г. следует назначить назначение по правилам, установленным ч. 2 ст. 68 УК РФ, в виде реального лишения свободы, без применения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, учитывая опасный рецидив преступлений, отбывание наказания Мурзабаеву И.Г. следует назначить в исправительной колонии строгого режима.

Гражданский иск Зениной Н.Г. о взыскании с Мурзабаеву И.Г. 6600 рублей в счет возмещения материального ущерба на основании ст. 1064 ГК РФ подлежит удовлетворению, поскольку сумма не возмещенного ущерба подтверждена в ходе судебного разбирательства, гражданский ответчик Мурзабаев И.Г. иск признал.

Вещественные доказательства: ножницы – в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ следует уничтожить; деньги в сумме 1400 рублей – оставить у Зениной Н.Г. по принадлежности.

Руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Мурзабаева И.Г. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Мурзабаеву И.Г. оставить без изменения - в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу.

Срок отбывания наказания Мурзабаеву И.Г. исчислять с 9 июля 2010 г.

Зачесть Мурзабаеву И.Г. в срок отбывания наказания время задержания и предварительного заключения с 14 мая 2010 г. до 9 июля 2010 г.

Гражданский иск Зениной Н.Г. о возмещении имущественного вреда удовлетворить.

Взыскать с Мурзабаева И.Г. в пользу Зениной Н.Г. 6600 (шесть тысяч шестьсот рублей) в счет возмещения имущественного вреда.

Вещественные доказательства: ножницы – уничтожить; деньги в сумме 1400 рублей – оставить у Зениной Н.Г. по принадлежности.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: