Дело № 2-1779/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2010 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Перовой Т.А.,
при секретаре Басистой М.М.,
с участием прокурора Савина А.И., истца Никошиной З.М., представителя ответчика Ермаченко Е.В., представителя третьего лица Грибкова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Южного транспортного прокурора Пономарева А.И. в интересах Никошиной З.М. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», Первичной профсоюзной организации Приволжской железной дороги о признании незаконным положение коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы,
установил:
Заместитель Южного транспортного прокурора Пономарёв А.И. обратился в суд с исковым заявлением в интересах Никошиной З.М. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Первичной профсоюзной организации Приволжской железной дороги, в котором просил признать незаконным положение коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы в части содержащегося в нем исключения из числа лиц, признаваемых неработающими пенсионерами, лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России; обязать ОАО «РЖД» в лице филиала Приволжской железной дороги исключить указанное положение из коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы; восстановить для лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, статус неработающих пенсионеров железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»; восстановить их право на получение социальных льгот и гарантий, установленных коллективным договором на 2008-2010 годы Приволжской железной дороги - ОАО «РЖД»; обязать ОАО «РЖД» поставить указанных лиц на учет в ветеранские организации Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» как неработающих пенсионеров железной дороги.
Требования мотивированы тем, что отделом Южной транспортной прокуратуры (с дислокацией в г. Саратове) проведена проверка по заявлению пенсионера ведомственной охраны на Приволжской железной дороге Никошиной З.М. по вопросу признания незаконным положения Коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в части содержащегося в нем исключения из числа неработающих пенсионеров лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог МПС России. В ходе проверки установлено, что Никошина З.М. работала в подразделении ведомственной охраны Приволжской железной дороги МПС России, откуда в 1988 году была уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по инвалидности.
С момента принятия на Приволжскую железную дорогу и до момента увольнения она пользовалась льготами, установленными на основании ведомственных распоряжений, приказов МПС. После увольнения ею был приобретен статус пенсионера Приволжской железной дороги и до 2008 года она беспрепятственно пользовалась всеми льготами, определенными для этой категории пенсионеров.
Приволжская железная дорога фактически приняла на себя обязательство по предоставлению ей социальных льгот и в период с 2003 по 2008 годы признавала её неработающим пенсионером железнодорожного транспорта, предоставляя соответствующие льготы.
Ранее действующими коллективными договорами ФГУП «Приволжская железная дорога» на 2001-2003 годы, а также коллективными договорами Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2005-2007 годы предусматривались меры социальной поддержки неработающим пенсионерам отрасли. При этом, неработающими пенсионерами признавались лица, вышедшие на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из компании и органов Роспрофжела или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта и состоящие на учёте в Советах ветеранов компании.
Приволжской железной дорогой с работниками заключен коллективный договор на 2008-2010 годы, в редакции которого определено, что к неработающим пенсионерам не относятся, в частности, лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России.
Таким образом, коллективный договор на 2008-2010 годы, исключив из числа неработающих пенсионеров компании пенсионеров, вышедших на пенсию из ведомственной (военизированной) охраны, ухудшил положение пенсионеров и содержит дискриминационные условия, ограничивающие права отдельной категории бывших работников железнодорожного транспорта. Указанные условия коллективного договора ставят пенсионеров, вышедших на пенсию из ведомственной (военизированной) охраны, в неравное положение по сравнению с пенсионерами, работавшими в иных структурных подразделениях ФГУП «Приволжская железная дорога» и ушедшим на пенсию в тот же период времени. Коллективный договор не правомочен лишать лиц статуса пенсионеров железнодорожного транспорта, которые в прошлом уже получили этот статус, так как полномочия договора распространяются только на лиц, являющихся работниками организации в данный период с 2008 года по 2010 год.
Работники ведомственной охраны увольнялись не из предприятия «Военизированная охрана», а из структурного подразделения Приволжской железной дороги МПС, до образования ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» является правопреемником ФГУП МПС России, в том числе ФГУП «Приволжская железная дорога МПС России», имущество которой вошло в уставный капитал ОАО «РЖД». Правопреемство по обязательствам федеральных государственных унитарных предприятий - железных дорог МПС России, работниками которых, в том числе, являлись работники ведомственной охраны, перешло к ОАО «РЖД». ФГП «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» создано как самостоятельное юридическое лицо и не является правопреемником ранее существовавшей аналогичной службы ведомственной охраны в составе ФГУП «Приволжская железная дорога», таким образом оно не может отвечать по обязательствам ФГУП «Приволжская железная дорога».
Социальные гарантии производны от трудовых отношений с организацией, предоставляющей эти гарантии, а Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» в одностороннем порядке изменило организационно-правовые условия предоставления таких гарантий, сняв с учёта для дальнейшего обеспечения пенсионеров в филиале ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге, которое было создано в 2003 году.
Фактически коллективным договором Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» нарушаются положения ст. 3 Трудового кодекса РФ, ст. 19 Конституции РФ в части запрета дискриминации работников по различного рода признакам, в том числе по признаку работы в том или ином структурном подразделении предприятия, а также ограничивает конституционные права наименее социально-обеспеченной категории неработающих пенсионеров - бывших работников ведомственной охраны, уволенных до 1 октября 2003 года в связи с выходом на пенсию из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вошло в уставный капитал ОАО «РЖД».
Коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению. Социальная защита пенсионеров является приоритетным направлением политики государства.
В судебном заседании заместителя Южного транспортного прокурора - прокурор отдела Южной транспортной прокуратуры (с дислокацией в г. Саратове) Савин А.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Уточнил исковые требования в части, просил обязать ОАО «РЖД» поставить Никошину З.М. на учет в кадровой службе ОАО «РЖД» в качестве неработающего пенсионера, имеющего право на получение льгот и социальных гарантий, установленных коллективным договором Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008 -2010 годы.
Истец Никошина З.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Ермаченко Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что Никошина З.М. работала в составе ведомственной охраны ФГУП «Приволжская железная дорога» и была уволена в 1988 году. В 2003 году от ФГУП «Приволжская железная дорога» на баланс ФГП «Ведомственная охрана МПС России» было передано недвижимое имущество для обеспечения деятельности образованного предприятия. При образовании ОАО «РЖД» в его уставный капитал не вошло имущество, переданное ФГП «Ведомственная охрана МПС России». Коллективный договор Приволжской железной дороги на 2008-2010 годы соответствует требованиям ст. ст. 40, 42, 43 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. ст. 35, 37, 40, 41 Трудового кодекса РФ коллективный договор регулирует отношения между работодателем и работниками, все остальные условия коллективного договора, касающиеся иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях с предприятием, могут приниматься или не приниматься исходя из конкретных экономических условий и по согласованию сторон, подписавших договор. Трудовое законодательство не предусматривает обязанность работодателя предоставлять льготы неработающим пенсионерам. Работодатель вправе, но не обязан предусмотреть правила и порядок предоставления льгот различным категориям работников.
В коллективном договоре работодатель определил порядок реализации льгот и распространил его действие только на определенные категории лиц, что не противоречит действующему законодательству.
Коллективный договор Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы прошел уведомительную регистрацию, не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, его условия не приводят к более низкому уровню прав и гарантий пенсионеров по сравнению с федеральным законодательством.
Представитель ответчика Первичной профсоюзной организации Приволжской железной дороги Садивский Я.О. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований Южного транспортного прокурора в интересах Никошиной З.М., поскольку оспариваемое положение коллективного договора не противоречит закону.
Представитель третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» Грибков И.С. с исковыми требованиями согласился, просил их удовлетворить.
Определением суда от 1 октября 2010 года производство по делу в части исковых требований, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц прекращено на основании ст. ст. 220, 134 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Никошина З.М. в период с 1974 по 1988 год работала в подразделении ведомственной охраны Приволжской железной дороги МПС России, откуда в 1988 году была уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по инвалидности.
До 2008 года на Никошину З.М. распространялись социальные гарантии, предусмотренные коллективными договорами Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2001-2003 годы, на 2005-2007 годы. В частности, она пользовалась правом бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования, правом на санаторно-курортное оздоровление, бесплатной медицинской помощью в учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 1 коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные коллективным договором, предоставляются неработающим пенсионерам, не состоящим на дату получения указанных гарантий, льгот и компенсаций, в трудовых отношениях с каким-либо работодателем. При этом, к неработающим пенсионерам отнесены лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании или до 1 октября 2003 года организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организаций Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России (л.д. 63-65).
Таким образом, Никошина З.М. в силу указанного положения коллективного договора не стала относиться к неработающим пенсионерам, на которых распространяются социальные льготы и гарантии в ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 9 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Коллективный договор в силу ст. ст. 24, 27 Трудового кодекса РФ является результатом одной из предусмотренных законом форм социального партнерства, основными принципами которого являются равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
Таким образом, при заключении коллективного договора стороны - работники и работодатели исходят из взаимных интересов, добровольно принимают на себя обязательства и обязаны соблюдать положения, установленные коллективным договором. Действующее трудовое законодательство не содержит оснований для принудительного возложения на участников социального партнерства тех или иных обязательств, в том числе обязанность предоставлять работникам либо пенсионерам дополнительные социальные льготы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор-это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителя.
Часть 2 ст. 41 Трудового кодекса РФ содержит примерный перечень вопросов, по которым стороны коллективного договора могут принимать на себя обязательства. Положения указанной нормы не содержат вопросы социального обеспечения неработающих пенсионеров, или бывших работников предприятия. Оказание материальной помощи, её размер, а также меры социальной поддержки бывших работников предприятия, уволенных с предприятия в связи с выходом на пенсию, является добровольно принятой на себя обязанностью работодателя с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В соответствии с п. 1.1, 1.3 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2008 год, действие которого продлено на 2009-2010 годы, настоящее отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие условия регулирования связанных с ними экономических отношений, заключенный между полномочными представителями работодателей и работников организаций железнодорожного транспорта на федеральном уровне социального партнерства; в коллективных договорах организаций могут быть определены категории лиц, которые не относятся к неработающим пенсионерам. На указанные категории лиц настоящее соглашение не распространяется, за исключением п. 7.4 настоящего соглашения (том 3 л.д. 30-37).
Коллективный договор Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 год не противоречит условиям вышеуказанного Отраслевого соглашения, в соответствии со ст. 50 Трудового кодекса РФ прошёл уведомительную регистрацию, был зарегистрирован в Комитете по труду и социальному развитию Администрации города Саратова 28 января 2008 года.
Вступившим в законную силу решением Волжского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2008 года по делу по иску заместителя Южного транспортного прокурора в интересах Никошиной З.М., ФИО1 к ОАО «РЖД» о понуждении к принятию на учет неработающих пенсионеров, о предоставлении социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором, в удовлетворении исковых требований было отказано. Указанным решением суда было установлено, что до образования ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением МПС России от 18 июня 203 года № 586р от ФГУП «Приволжская железная дорога», откуда была уволена Никошина З.М., на баланс ФГП «Ведомственная охрана МПС России» было передано недвижимое имущество для обеспечения деятельности образованного предприятия. Имущество, используемое Саратовским отрядом ведомственной охраны Приволжской железной дороги для осуществления деятельности, было до образования ОАО «РЖД» передано на баланс ФГП «Ведомственная охрана МПС России». При образовании ОАО «РЖД» в его уставный капитал имущество, преданное ФГП «Ведомственная охрана МПС России», не вошло. На основании коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Никошина З.М. не имеет статуса неработающего пенсионера ОАО «РЖД» и на неё не распространяются льготы, предусмотренные указанным коллективным договором для неработающих пенсионеров ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с изложенным, установленные решением Волжского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2008 года обстоятельства обязательны для суда при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, вышеприведенные правовые нормы суд приходит к выводу о том, что коллективный договор Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы не содержит дискриминационных условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий пенсионеров по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Доводы прокурора о том, что в ранее действовавших коллективных договорах содержалась обязанность по предоставлению социальных льгот неработающим пенсионерам организаций федерального железнодорожного транспорта и состоящие на учете в Советах ветеранов ОАО «РЖД», в том числе Никошиной З.М., не порождает обязанность сторон социального партнерства заключить коллективный договор на аналогичных условиях.
Несостоятельными являются и доводы о том, что коллективный договор в оспариваемой части ухудшает положение работников, является недействительным и не подлежащим применению, поскольку нормы трудового законодательства не содержат обязанность работодателя оказывать материальную помощь либо социальную поддержку бывшим работникам предприятия. Соответственно, положения коллективного договора о предоставлении льгот неработающим пенсионерам не могут ухудшать положение неработающих пенсионеров.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований заместителя Южного транспортного прокурора в интересах Никошиной З.М. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», Первичной профсоюзной организации Приволжской железной дороги о признании незаконным положение Коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы в части содержащегося в нем исключения из числа лиц, признаваемых неработающими пенсионерами, лиц, уволенных по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России, об обязании исключить указанное положение из Коллективного договора Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 года, о восстановлении Никошиной З.М. статуса неработающего пенсионера железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», восстановлении права Никошиной З.М. на получение социальных льгот и гарантий, установленных Коллективным договором Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы; обязании поставить Никошину З.М. на учет в кадровой службе ОАО «РЖД» в качестве неработающего пенсионера, имеющего право на получение льгот и социальных гарантий, установленных Коллективным договором Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Перова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.