дело № 2-2050/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2010 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,
при секретаре Сайкиной Е.Н.,
с участием заявителя Мейер Л.В.,
представителя заявителя Дъякова А.В.,
представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Парамоновой Т.Н., действующий на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению Мейер Л.В. о признании бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально заявитель обратился в суд с заявлением, в котором ставил вопрос о признании бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по оформлению прав на земельный участок незаконным, взыскании с Администрации муниципального образования «Город Саратов» расходов по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. До рассмотрения спора по существу заявитель уточнила заявленные требования и просит признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по оформлению прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выразившиеся в том, что на её заявление от <дата> структурное подразделение Администрации муниципального образования «Город Саратов» комитет по землеустройству и градостроительству не предоставило ответа по сути её заявления, на заявление от <дата> не предоставил никакого ответа, взыскании денежных средств.
Заявление обосновано тем, что <дата> определением Октябрьского районного суда <адрес> утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым определен порядок пользования земельным участком по адресу: <адрес>. Впоследствии участок, площадью 148 кв.м., был поставлен на кадастровый учет, но в представлении в оформлении права собственности или аренды ей было отказано.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от <дата> суд признал за ней право на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером №. Решение суда вступило в законную силу.
<дата> она обратилась к Главе Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении права на земельный участок.
<дата> она получила уведомление о направлении запроса в структурное подразделение Администрации муниципального образования «Город Саратов». С целью ускорить ответ на запрос, <дата> она направила в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» повторное заявление, в котором выражала свое несогласие с процедурой оформления земельного участка.
<дата> она пыталась выяснить у работников комитета по земельным ресурсам и поняла, что она не получит ни распоряжение об оформлении прав на земельный участок, ни отказ в представлении земельного участка.
Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает срок ответа в течение двух недель. С момента её обращения прошло уже более 5 месяцев.
Её права, закрепленные в решении Октябрьского районного суда г. Саратова от <дата> поставлены под сомнение исполнением прямых обязанностей Администрацией муниципального образования «Город Саратов».
Полагает, что Администрация муниципального образования «Город Саратов» должна производить все действия в отношении налогоплательщика в том формате, который не требует специальных юридических познаний и специальной подготовки отдельных работников и структурных подразделений Администрации. Полученный <дата> ответ подтверждает цель её заявления, поданное в надлежащий адрес и вопросы, возникшие у структурного подразделения. Заявление от <дата> было принято и зарегистрировано в канцелярии администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту - Администрация). Глава Администрации проигнорировал данное заявление, не предоставив никакого ответа в срок 4 месяца. В результате бездействия Администрации она не имеет возможности оформить земельный участок, что лишает её иных имущественных прав.
В связи с чем заявитель просит суд признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, взыскать денежные средства.
В судебном заседании представитель заявителя Дъяков А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, просил удовлетворить.
Заявитель Мейер Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, просила удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов», действующая на основании доверенности Межевич Ю.А., в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, по тем основаниям, что процедура оформления земельного участка в собственность предусматривает определенный порядок, согласно которому заявление подается в Администрацию муниципального образования, которая направляет весь пакет документов в комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования. Впоследствии данные органы возвращают документы в администрацию, которая принимает решение и издает распоряжение. Исходя из установленного порядка заявления Мейер Л.В. направлены в комитет, в настоящее время, документы в администрацию не возвращены, в связи с чем с их стороны отсутствует бездействие.
Представитель комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», действующая на основании доверенности Парамонова Т.Н., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным представителем Администрации муниципального образования «Город Саратов».
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении дела необходимо выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулируемых данные правоотношения.
В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.
При рассмотрении дела судом установлено, что <дата> Мейер Л.В. обратилась с заявлением к председателю комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением в котором просила принять дополнительные материалы по приобретению права на земельный участок.
<дата> комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» направил в адрес Мейер Л.В. сообщение № из которого следует, что комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» направлен запрос о предоставлении информации, к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, какой вид разрешенного использования установлен для него. Также сообщено, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен после получения указанной информации, ответ будет направлен дополнительно.
<дата> Мейер Л.В. обратилась с заявлением к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» в котором просила в установленный законом срок обеспечить передачу ей в собственность земельного участка.
Данное заявление <дата> из Администрации было направлено в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов».
<дата> комитет по земельным ресурсам направил в адрес комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» запрос с просьбой сообщить к какой территориальной зоне относится указанный земельный участок, и какой вид разрешенного использования установлен для него.
Порядок приобретения прав на земельный участок установлен ст. 36 ч. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которой для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. № 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
В соответствие с решением Саратовской городской думы от 18 февраля 2010 г. администрация муниципального образования «Город Саратов» осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области. Этим же решением установлено, что комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет: распоряжение земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; заключение, изменение, расторжение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков.
Решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 г. (в редакции от 27.04.2010 г.) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» из которого следует, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования «Город Саратов» в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос (13.3).
В силу п. 1.1. Положения о комитете по землепользованию и градостроительству Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту - Комитет) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
Согласно п. 3.5.4. Комитет осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и подготовку документов для осуществления администрацией муниципального образования «Город Саратов» полномочий по распоряжению земельными участками в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из чего следует, что порядок и процедура приобретения прав на земельный участок установлена действующим законодательством, определен орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, перечень представляемых документов и иное. В соответствии с вышеизложенным документы Мейер Л.В. о приобретении права собственности на земельный участок, поступившие в администрацию были направлены в комитет по земельным ресурсам и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Из уточненного заявления следует, что заявитель оспаривает бездействие органа, выразившееся в том, что на заявление от <дата> не предоставлен ответ по сути заявления, на заявление от <дата> не предоставлено никакого ответа.
Вместе с тем, как указывалось выше на заявление от <дата> заявителю было направлено сообщение <дата> в котором указано о направление запроса в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Получение данного сообщения заявителем не оспаривалось. Не является обоснованным и утверждение заявителя об отсутствии ответа на заявление от <дата> Так, суду представлен запрос от <дата>, адресованный комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором комитет по земельным ресурсам просит сообщить к какой территориальной зоне относится земельный участок и какой вид разрешенного использования установлен для него. В данном запросе имеется подпись представителя заявителя, выполненная <дата> о получении на руки оригинала письма с приложением. Из объяснений Мейер Л.В. в судебном заседании следует, что о местонахождении документов ей было известно. Кроме того, что касается указания заявителя о не предоставлении ответа по сути на заявление от <дата>, то в данном случае из анализа и содержания поданного заявления следует, что в нем ставится вопрос о принятии дополнительных материалов по приобретению права на земельный участок, которые, как пояснила заявитель были приняты, в связи с чем не ясно какой характер должен носить ответ и его содержание. Доказательств обратного суду заявителем не представлено. Более того, в судебном заседании представитель комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» пояснила, что вопрос о предоставлении заявителю земельного участка решается.
В силу ч. 3 ст. 258 ГКП РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решении или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны Администрации муниципального образования «Город Саратов» и нарушения прав заявителя.
Учитывая изложенное выше, требования Мейер Л.В. о признании бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по оформлению прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выразившиеся в том, что на заявление от <дата> структурное подразделение Администрации муниципального образования «Город Саратов» комитет по землеустройству и градостроительству не предоставило ответа по сути заявления, на заявление от <дата> не предоставило никакого ответа, взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мейер Л.В. о признании бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.
Судья: подпись