дело № 2-1759/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2010 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Филатова В.Ю.,
при секретаре Кошелеве М.В.,
с участием представителя истца Коновалова А.В.,
представителя ответчика Саратовского предприятия городских электрических сетей Липуновой С.И., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Правозащитный центр» Гаврилюка В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Саратова обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее по тексту - ООО «СПГЭС») о признании с ноября 2008 г. по настоящее время действий по определению стоимости электроэнергии, подаваемой населению для электроснабжения мест общего пользования, расчётным методом (исходя из присоединённой мощности токоприёмников потребителям, умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы), количество дней в месяце и на утверждённый тариф) незаконными. Возложении обязанности прекратить вышеуказанные действия по определению стоимости электроэнергии, используемой населением для электроснабжения МОП расчётным методом по присоединённой мощности, возложении обязанности производить расчет стоимости за электроэнергию МОП в соответствии с постановлением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 г. № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области».
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой г. Саратова проведена проверка по обращению председателя ООСО «Правозащитный центр» Гаврилюка В.В. по вопросу неправомерного расчета ООО «СПГЭС» платы за коммунальную услугу «электроснабжение мест общего пользования».
В ходе проверки установлено, что постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.2006 г. № 14/6 ООО «СПГЭС» присвоен статус гарантирующего поставщика.
Начисление платы населению за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования (далее по тексту - МОП) осуществляется получателями денежных средств ООО «<данные изъяты>» с июля 2008 года, а также МУП «ЕРКЦ» г. Саратова с ноября 2008 года. Исполнителями жилищных и коммунальных услуг являются ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и другие.
Продавец коммунальной услуги ООО «СПГЭС», не являясь исполнителем жилищно-коммунальных услуг (далее по тексту - ЖКУ), осуществляет расчет платы за услугу электроснабжение, освещение мест общего пользования, выставляемую к оплате жильцам многоквартирных жилых домов г. Саратова, как за нежилые помещения, то есть исходя из объёмов потреблённых коммунальных ресурсов, которые определяются в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, путем выставления счетов на оплату электроэнергии через управляющие организации, ТСЖ и ЖСК. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности дополнительного начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение МОП и включения указанной услуги отдельной графой в платежные документы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает при взимании платы за ЖКУ возможность взимания отдельной платы за коммунальную услугу электроснабжение МОП, следовательно, выставление отдельно данной услуги является нарушением статьи 154 ЖК РФ.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, и в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, Постановлением от 23 мая 2006 г. N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которыми определены порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с Правилами норматив потребления коммунальных услуг -месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2). Устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
Пункт 26 Правил указывает, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
До августа 2008 года отдельная плата за услугу «электроснабжение мест общего пользования» в платежных извещениях гражданам не выставлялась. Выделение отдельной платы за данную коммунальную услугу указывает на изменение условий договоров с ООО «СПГЭС».
Таким образом, действия ООО «СПГЭС» по предоставлению услуги электроснабжение мест общего пользования за отдельную плату являются неправомерными, так как направлены на одностороннее изменение условий ранее заключенных договоров на оказание коммунальной услуги электроснабжение.
Противоправные действия продавца коммунальной услуги повлекли ущемление имущественных прав потребителей коммунальных услуг.
Согласно п.п. 22 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле.
Предметом регулирования Правил № 307 (п.п. 2.3.6) являются отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов и регламентированию деятельности исполнителя коммунальных услуг, в том числе, по электроснабжению, обеспечивающей комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, то есть круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно решению Саратовской областной Думы от 19.07.2006 года № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» в норматив потребления коммунальной услуги входит потребление электроэнергии на места общего пользования, а также потребление электроэнергии на лифтовое оборудование.
Пунктом 25 Приложения к Правилам от 23 мая 2006 г. N 306 установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования многоквартирного дома, являющегося общей собственностью, в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из 7 кВт. в месяц на одного человека. В отношении лифтового оборудования 7 кВт. в месяц на 1 человека.
Однако, ООО «СПГЭС» расчет коммунальной услуги, предназначенной для содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяет расчетным путем по присоединённой мощности. По мнению ООО «СПГЭС», расходы на оплату данной услуги должны оплачиваться как расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что противоречит требованиям действующего законодательства. В результате, продавцом коммунальной услуги электроснабжение, а также управляющими организациями, потребителям дважды предъявляется к оплате одна и та же услуга.
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
Таким образом, ООО «СПГЭС», рассчитывая расход электроэнергии при отсутствии приборов учёта на электроснабжение МОП, расчётным способом в соответствии с п. 3.15 договора энергоснабжения (исходя из присоединённой мощности токоприёмников потребителям, умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы), количество дней в месяце и на утверждённый тариф за электроэнергию населения) нарушает ч. 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года.
Из вышеизложенного следует, что действия ООО СПГЭС ущемляют конституционные права неопределённого круга лиц - потребителей коммунальной услуги «электроснабжение». Кроме того, в результате нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчиком ущемляются гражданские права, а также предусмотренные законом интересы в жилищно-коммунальной сфере неопределенного количества жителей города Саратова.
В связи с изложенным истец просит суд признать действия ответчика незаконными, возложить обязанность устранить нарушения.
Представитель истца Коновалов А.В. в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить, дал объяснения аналогичные изложенным выше, дополнив, что ответчиком нарушен закон о защите прав потребителей не предоставлением информации.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «СПГЭС» Липунова С.И., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что их организация является поставщиком электрической энергии и осуществляет свою деятельность в рамках договорных отношений, поэтому расчет электрической энергии мест общего пользования определяется ими в соответствии с действующим законодательством, установленными тарифами и с учетом договорных обязательств.
Представитель третьего лица ООСО «Правозащитный центр» Гаврилюк В.В., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, просил удовлетворить.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 ноября 2006 г. № 14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» ООО «СПГЭС» присвоен статус гарантирующего поставщика.
Из пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 31 августа 2006 г. № 530 следует, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 (далее по тексту - Правила) предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с данными правилами между исполнителями коммунальных услуг и ООО «СПГЭС» заключены договоры энергоснабжения, объектами энергоснабжения по которым являются как дома в целом (квартиры, МОП, лифты), так и отдельно МОП, лифты. Расход электроэнергии по квартирам определяется собственниками самостоятельно на основании абонентских книжек. По условиям договоров энергоснабжения расход электроэнергии определяется по показаниям приборов учета, нормативам и по присоединенной мощности в связи с отсутствием приборов учета и невозможностью определить расход электроэнергии по нормативам.
Из статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГК РФ) следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ст. 290 ГК РФ).
Как следует из ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 30 Жилищного Кодекса Российской собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 36 ЖК РФ гласит, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С целью регулирования отношений по содержания общего имущества, принадлежащего на праве собственности помещений в многоквартирных домах Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном <адрес>.
В пункте 2 вышеуказанных правил определен состав общего имущества, в который включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пункт 7 Правил также устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 28 вышеприведенных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п. 30 Правил).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги изложена в статье 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 устанавливается порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма), потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии), потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил).
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15 Правил № 307).
Пункт 19 Правил № 307 определяет расчет платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, если отсутствует коллективный (общедомовой) общий (квартирный) и индивидуальный прибор учета.
Из вышеизложенного следует, что плата за коммунальные услуги это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества. Соответственно наличие или отсутствие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, не освобождает потребителей от оплаты коммунальных услуг, в том числе технологических потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребляемой электроэнергии по индивидуальным приборам учета или по нормативам за свои жилые помещения при отсутствии общедомовых приборов учета не учитывает общедомовые затраты.
Не являются обоснованными доводы истца о нарушении ответчиком п. 25 приложения Правил № 306, из которых следует, что расход электроэнергии в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь составляет 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования 7 кВт.ч в месяц на 1 человека. Данные Правила приняты в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, они не устанавливают нормативы, а определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3,4). Из чего следует, что 7 кВт.ч является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 г. № 283. Поэтому данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина 7 кВт.ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
В настоящее время в Саратовской области норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению мест общего пользования и лифтового оборудования не утвержден, соответственно у ответчика и исполнителей коммунальных услуг отсутствуют правовые основания для применения при расчете за потребленную электроэнергию на МОП и лифты 7 кВт.ч на 1 человека, являющейся расчетной величиной, а не утвержденным нормативом. Применение гарантирующими поставщиками и управляющими компаниями при расчетах расчетной величины 7 кВт.ч, в отсутствие утвержденного норматива, влечет за собой нарушение законодательства.
На нашли своего обоснования и доводы истца в той части, что расчет электроэнергии исполнителем коммунальных услуг по присоединенной мощности противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 147 Правил № 530 размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами № 307 предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (п. 16, п. 19, п. 20, п. 21 и п. 22). Вместе с тем, данные пункты определяют размер платы за коммунальные услуги только в жилом помещении. При этом способы определения объема потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета предусмотрены п. 147 Правил № 530, которые применяются к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с п. 1 и п. 3 Правил № 530.
На основании абз. 1 п. 147 Правил № 530 в целях учета в отсутствие приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ х А, объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии. Указанные типовые объемы потребления должны предусматривать определение совокупных объемов потребления на основе величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, умноженного на коэффициент 1,1, а в случаях безучетного потребления электрической энергии на коэффициент 1,2. Аналогичный порядок расчета предусмотрен п. 20 Правил № 307, из которого следует, что при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается расчетным путем исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляемых устройств.
Из изложенного следует, что п. 147 Правил № 530 применяется к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с пунктами 1 и 3 Правил, соответственно п. 3.15 договора энергоснабжения, позволяющий определить размер потребления электроэнергии в отсутствие приборов учета не только по нормативам, но и расчетным способом исходя из величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, соответствует п. 147 Правил № 530 и Правилам № 307.
Постановлением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 г. № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» утверждены только нормативы для оплаты коммунальной услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений исходя из количества комнат и состава семьи. Доказательств обратного суду не представлено.
Пояснения привлеченных к участию в деле специалистов специалист 1 заместителя начальника отдела правового обеспечения Саратовской областной Думы, специалист 2 консультанта отдела судебно-правовой работы Администрации муниципального образования «Город Саратов», специалист 3 заместителя председателя комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Правительства Саратовской области суд не может положить в основу решения, поскольку пояснения специалиста в силу действующего закона не являются средствами доказывания и сами по себе не могут служить источником сведений, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора г. Саратова в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании с ноября 2008 г. по настоящее время действий по определению стоимости электроэнергии, подаваемой населению для электроснабжения мест общего пользования, расчётным методом (исходя из присоединённой мощности токоприёмников потребителям, умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы), количество дней в месяце и на утверждённый тариф) незаконными. Возложении обязанности прекратить вышеуказанные действия по определению стоимости электроэнергии, используемой населением для электроснабжения МОП расчётным методом по присоединённой мощности, возложении обязанности производить расчет стоимости за электроэнергию МОП в соответствии с постановлением Саратовской областной Думы от <дата> № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Саратова в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» о признании с ноября 2008 г. по настоящее время действий по определению стоимости электроэнергии, подаваемой населению для электроснабжения мест общего пользования, расчётным методом (исходя из присоединённой мощности токоприёмников потребителям, умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы), количество дней в месяце и на утверждённый тариф) незаконными. Возложении обязанности прекратить вышеуказанные действия по определению стоимости электроэнергии, используемой населением для электроснабжения МОП расчётным методом по присоединённой мощности, возложении обязанности производить расчет стоимости за электроэнергию МОП в соответствии с постановлением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 г. № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>
Судья: