признание незаконными действий ФГУ `Земельная кадастровая палата`



Дело №2-2242/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2010 год г. Саратов

Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи: Мещеряковой Т.В.,

при секретаре: Курьянове Н.В.,

с участием:

представителя заявителя Табоякова А.Г.: Шаповалова М.А., представившего доверенность от <дата>,

заинтересованных лиц:

представителя Администрации Муниципального образования «Город Саратов»: Межевич Ю.А., представившей доверенность от <дата>,

представителя Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области: Дьяковой И.О., представившей доверенность от <дата>,

представителя Дубова А.А.: Баженова С.В., представившего доверенность от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мусатова А.В., Табоякова А.Г., Черногорова О.Г. к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Дубову А.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, об отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А.,

установил:

Мусатов А.В., Табояков А.Г., Черногоров О.Г. обратились с заявлением к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Дубову А.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, об отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А., указав, что Мусатов А.В., Табояков А.Г., Черногоров О.Г., являются собственниками жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка под ним, общей площадь. 369 кв.м. (кадастровый номер: №). В непосредственной близости принадлежащего заявителям жилого дома, долгое время располагалась временная постройка (ларек), которая в <дата> была снесена по решению Администрации г.Саратова. В <дата> на основании разрешения на строительство администрации г.Саратова № заявителями были начаты строительные работы по реконструкции принадлежащего им жилого дома с целью приспособления его под современные нужды. Однако, позднее в результате выполнения проектно-изысктельных работ было выявлено, что соседний участок, на котором ранее располагалась временная конструкция (ларек), был предоставлен в аренду физическому лицу с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства, технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в результате чего были нарушены права заявителей и охраняемые законом их интересы.

Так, <дата> между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Дубовым А.А. был заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка №, зарегистрированный Федеральной регистрационной службой за №, <дата>. В соответствии с указанным договором Дубову А.А. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> в непосредственной близости с домом, принадлежащим заявителям, предоставлен в аренду на 49 лет под мини-магазин.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

По состоянию на <дата> год в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о регистрации прав на мини-магазин, расположенный около дома, принадлежащего заявителям, не было, о чем свидетельствует сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области от отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> № по причине отсутствия записей в реестре о регистрации прав на данный объект. Соответственно, при отсутствии у гражданина Дубова А.А. права собственности на временную постройку, земельный участок ему предоставлялся Комитетом по управлению имущества Саратовской области не в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения), а в порядке ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством). Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

До 2008 года рассматриваемый земельный участок имел кадастровый номер №, его площадь составила 88 кв.м., а его арендатором выступало <данные изъяты>. В подтверждение имеется текст объявления в газете <данные изъяты> от <дата> №), опубликованного Комитетом по управлению имуществом Саратовской области: «о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 88 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для целей не связанных со строительством, размещения объекта торговли (мини-магазина), по заявлению заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет по управлению имуществом Саратовской области в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, должен был принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка. При этом, заявителю необходимо провести новое межевание земельного участка, так как площадь увеличилась. Межевание земельного участка включает определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование. Основная цель межевания земельного участка заключается в его индивидуализации и подготовке документа, необходимого для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Формирование участка и его кадастровый учет проводятся с учетом интересов всех лиц, права которых могут быть затронуты. При этом разрешенное использование участка и его границы должны определяться с учетом необходимости соблюдения градостроительных норм и правил.

В соответствии со т.70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данный закон в свою очередь в статье 39, регламентирует порядок согласования местоположения границ земельных участков. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с собственниками смежных земельных участков, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В силу положений ст.ст.22, 39 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ является необходимым документом для постановки земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с пунктом 2 ст.27, указанного закона, орган кадастрового учета (ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области) обязан был принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета при непредставлении заявителем полного пакета документов, так к собственникам части здания, расположенного на земельном участке, границы которого прилегают к границам земельного участка с кадастровым номером №, к Мусатову А.В., Табоякову А.Г., Черногорову О.Г. за согласованием границ никто не обращался.

В <дата> гражданином Дубовым А.А. незаконно, без получения разрешений и согласования с заявителями, являющимися собственниками соседнего здания и земельного участка, было установлено ограждение (забор), вокруг земельного участка (вплотную к забору вокруг дома принадлежащего заявителям) с целью строительства торгового павильона в непосредственной близости к дому, принадлежащему заявителям.

В соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке градостроительного плана земельного участка, в нем должны быть указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Кроме того, производство строительных работ требует получения необходимых разрешений Комитета по архитектуре и градостроительству г.Саратова.

Пункт 12 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 года №130ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться на расстоянии не менее 6 метров от зданий и сооружений.

Поэтому, заявители считают, что предоставление Комитетом по управлению имуществом Саратовской области земельного участка с кадастровым номером № в аренду гражданину Дубову А.А. нарушает права заявителей, как собственников соседнего земельного участка и жилого дома, расположенного на нем, делает невозможным пользование ими преддомовой территорией, окном, расположенным на первом этаже их дома, нарушает санитарные нормы и правила, требования пожарной безопасности, а также свободный проход по <адрес>, так как увеличенный земельный участок выходит своими границами на пешеходную зону.

На основании изложенного, заявители просят суд признать незаконными действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, отменить распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А..

В судебное заседание заявители Мусатов А.В., Табояков А.Г., Черногоров О.Г., а также представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Дубов А.А. в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Участники процесса не возражали рассмотреть дело в отсутствии заявителей Мусатова А.В., Табоякова А.Г., Черногорова О.Г., представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Дубова А.А..

В судебном заседании представитель заявителя Табочкова А.Г. по доверенности Шаповалов М.А., поддержал в полном объеме доводы изложенные в заявлении и просил его удовлетворить, дав пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области заявленные требования не признал, представив письменные возражения на заявление и пояснив, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 106 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>, пересечение с <адрес>, формировался из земельного участка с кадастровым номером № и земель госсобственности. Постановка на кадастровый учет осуществлялась на основании заявления ФИО20 от <дата> № и межевого плана (описания земельного участка), подготовленного ООО «<данные изъяты>». При проверке представленных для кадастрового учета документов, было выявлено соответствие вышеуказанных документов действующему законодательству, никаких пересечений границ или иных недостатков не обнаружен. Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области было принято решение о кадастровом учете земельного участка и <дата> был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка №, который был получен заявителем. На настоящий момент сведения о земельном участке № носят «временный» характер, то есть сведения о государственной регистрации прав на вышеуказанный земельный участок в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области никем не предоставлялись.

Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 369 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>, формировался из земельного участка с кадастровым номером № и земель госсобственности. Постановка на кадастровый учет осуществлялась на основании заявления ФИО21 от <дата> № и межевого плана (описания земельного участка) подготовленного МУП «<данные изъяты>». При проверке для кадастрового учета документов, было выявлено соответствие вышеуказанных документов действующему законодательству, никаких пересечений границ со смежными земельными участками или иных недостатков не обнаружено. Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области было принято решение о кадастровом учете земельного участка и <дата> был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка №, который был получен заявителем. Сведения о праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок внесены Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с вышеизложенным, земельный участок заявителей с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет спустя 5 месяцев после постановки на учет земельного участка с кадастровым номером № и никаких споров по границам земельных участков не имелось.

Доводы заявителей о том, что Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области при постановке на учет земельного участка № нарушена ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не имеют оснований, поскольку именно в части 1 ст.30 данного закона, говориться, что обязательному согласованию подлежат границы земельного участка исключительно в том случае, если документы необходимы для обращения в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения его границ. Что же касается спорного земельного участка с кадастровым номером №, то в данном случае имела место постановка на кадастровый учет нового земельного участка (что подтверждается соответствующим заявлением), а не внесение изменений в существующий участок. Что касается согласования границ с собственниками зданий, что в силу ч.3 ст.39 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приведен исчерпывающий перечень лиц, с которыми согласовывается местоположение границ земельных участков - это лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды, никаких собственников зданий в данной статье нет. Относительно построек, расположенных на земельных участках, то их возведение к кадастровому учету земельных участков никакого отношения не имеет. Статья 43 Федерального закона Российской Федерации №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», устанавливает, что до <дата> года, положения настоящего законе не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. На основании изложенного, представитель заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, просил отказать в удовлетворении данного заявления.

Представитель заинтересованного лица Администрации Муниципального образования «Город Саратов» просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив при этом, что действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, и распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А., являются законными, поскольку соответствуют действующему законодательству. По существу доводов изложенных в заявлении данный представитель отказался давать какие-либо пояснения.

Представитель заинтересованного лица Дубова А.А. по доверенности Баженов С.В. представил отзыв на заявление, а также заявил ходатайство о пропуске заявителями срока для обжалования ненормативного акта органа исполнительной власти, пояснив при этом, что заявители обратились в суд с данным заявлением <дата>, в котором обжалуют распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области № от <дата>. Таким образом, заявителями пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трех месячный срок для обращения в суд, а потому в удовлетворении заявления следует отказать.

Кроме того, представитель Дубова А.А. по доверенности Баженов С.В. пояснил, что Дубов А.А. является собственником нежилого здания, общей площадь 48 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации № и Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области выдано свидетельство о государственной регистрации права: серия № № от <дата>. В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами. Для кадастрового учета достаточно межевого плана, содержащего описание местоположения границ земельного участка. Межевой план состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспризведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или участках (статья 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Определение границ части земельного участка посредством геодезических данных является достаточным для идентификации части земельного участка. Дубовым А.А., как собственником объекта недвижимости было реализовано его конституционное право на оформление права на занимаемый объектом недвижимости земельный участок в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Дубовым А.А. в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, было направлено соответствующее заявление в уполномоченный орган Комитет по управлению имуществом Саратовской области о предоставлении права аренды на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ему на праве собственности. К данному заявлению Дубовым А.А. был приложен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от <дата> №.

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета. Пункт 4 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяет, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения об объекте недвижимости. Таким образом, Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, вполне законно и обоснованно было издано распоряжение от <дата> № о предоставлении в аренду земельного участка Дубову А.А..

На момент издания Комитетом по управлению имуществом Саратовской области указанного распоряжения, кадастровый паспорт земельного участка от 24.11..2008 года №С48/08-19526 не был ни кем обжалован и признан незаконным, также межевой план земельного участка, содержащий описание местоположения границ земельного участка на основании которого осуществлялись действия по государственному кадастровому учету, прошли соответствующую государственную экспертизу соответствующими государственными органами и также не был признан незаконным.

Заявители не указали какому закону не соответствует распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № и какие права и законные интересы заявителей нарушены данным распоряжением. А потому исходя из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

Также представитель Дубова А.А. пояснил, что указанная в заявлении ссылка на Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 года №1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» несостоятельна, поскольку в соответствии со ст.152 данного Закона, он вступает в силу по истечение 9 месяцев со дня его официального опубликования. Текст закона был опубликован в «<данные изъяты>» от 31.07.2008 года № и соответственно он вступил в силу 1 мая 2009 года, то есть до 19.11.2008 года, когда Дубов А.А. стал собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

В настоящее время Дубовым А.А. не ведется никакого строительства на данном земельном участке. Установка забора из легких конструкций по границам принадлежащего Дубову А.А. земельного участка, была произведена в целях не допущения захламления земельного участка и во избежание противоправных и антисанитарных действий со стороны третьих лиц. На основании изложенного, представитель заинтересованного лица ДубоваА.А., просил суд отказать в удовлетворении рассматриваемого заявления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с со статьями 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1006 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В судебном заседании установлено, что распоряжением от <дата> № Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Дубову А.А. предоставлен в аренду на срок 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 106 кв.м., занимаемый мини-магазином, находящимся в собственности Дубова А.А., в границах, указанных в прилагаемых к настоящему распоряжению кадастровом паспорте земельного участка от <дата> №.

В судебное заседание был представлен кадастровый паспорт земельного участка от <дата> № (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 106 кв.м..

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области серия № от <дата>, Дубову А.А. принадлежит на праве собственности здание, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>.

Собственниками зданий, расположенных по адресу: <адрес>, на смежных границах земельного участка, принадлежащего Дубову А.А., являются Мусатов А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серия № №; Табояков А.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серия № №; Черногоров О.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серия № №.

Земельный участок, на котором расположены здания, принадлежащие заявителям, согласно кадастровому паспорту земельного участка, имеет кадастровый номер 64:48:010313:16.

<дата> границы смежных земельных участков были согласованы с заинтересованными лицами, в том числе с Черногоровым О.Г. и Мусатовым А.В., а также с лицом, в последствии у которого Табояковым А.В. было приобретено здание на данном земельном участке, что подтверждается актом согласования смежных границ, площадей и долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. При этом, при согласовании границ со стороны заинтересованных сторон претензий не заявлено.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В Саратовской областной газете социально-экономической информации «<данные изъяты>» от <дата>, было размещено объявление, что Комитет по управлению имуществом Саратовской области сообщает о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного на пересечении улиц <адрес>, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта торговли (мини-магазина), по заявлению заинтересованного лица. До настоящего времени замечаний и предложений в Комитет по управлению имуществом Саратовской области от каких-либо лиц не поступало.

Дубов А.А. обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В свою очередь Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в соответствии со ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", поставило на учет земельный участок с кадастровым номером №, что исключает наличие признаков незаконности действий Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области.

Как следует из кадастрового дела объекта недвижимости №, принадлежащего заявителям, данный земельный участок, был поставлен на кадастровый учет спустя 5 месяцев после постановки на учет земельного участка принадлежащего Дубову А.А. с кадастровым номером №. При этом, никаких споров по границам земельных участков не имелось.

Таким образом, обжалуемое распоряжение от <дата> №, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в том числе Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Саратовской области от 21.05.2004 года №23-ЗСО «О земле», постановлению Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года №284-П.

Кроме того, со стороны заявителей не было предоставлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов в связи с изданием указанного распоряжения. Более того, представитель заявителей пояснил в судебном заседании, что земельный участок находится в пределах границ, установленных указанным распоряжением и кадастровым паспортом земельного участка, принадлежащего Дубову А.А. с кадастровым номером №, каких-либо зданий на данном земельном участке в настоящее время не имеется.

Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела не было установлено оснований для признания незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером № и отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А. А..

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что заявителями пропущен без уважительных причин установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с данным заявлением об оспаривании распоряжения от <дата> №, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Распоряжение официально опубликовано в Саратовской областной газете социально-экономической информации «<данные изъяты>» от <дата>, из чего следует, что оно было доведено до сведения неопределенного круга лиц и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем, у заявителей не имелось. Заявители оспорили его в суде лишь в 2010 году, то есть спустя два года, и в своем заявлении на то, что трехмесячный срок на обращение в суд пропущен ими по уважительным причинам, не ссылаются.

Таким образом, в удовлетворении заявления Мусатова А.В., Табоякова А.Г., Черногорова О.Г. к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Дубову А.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А., следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Мусатова А.В., Табоякова А.Г., Черногорова О.Г. к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Дубову А.А. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр земельного участка с кадастровым номером №, отмене распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата> № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет Дубову А.А., в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме, то есть с <дата>, через Октябрьский районный суд г.Саратова.

Судья: подпись Т.В. Мещерякова