об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка



дело № 2-2042/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием истца Юрина В.С.,

представителя истца Ровнова В.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьевой Ю.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Юрина В.С. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании отказа в заключение договора купли-продажи незаконным, признании распоряжения в части незаконным и исключении пунктов, возложении обязанности заключить договор купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании отказа комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка. До рассмотрения спора по существу истец, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, дополнил исковые требования и просит признать отказ комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, признать незаконным и исключить пункты 4 и 5 из распоряжения, возложить обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка.

Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова, он является собственником двух сараев с погребами, расположенными по адресу: <адрес>. Право собственности на сараи с погребами зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

<дата> в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № № ему предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 50 квадратных метров, занимаемый сараями с погребами. После вынесения вышеуказанного распоряжения он в июле 2009 г. обратился в комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи, но из-за отсутствия кадастровой стоимости земельного участка, а затем и передачи полномочий на распоряжение земельными участками в Администрацию г. Саратова, ему ответом № № от <дата> комитет по управлению имуществом Саратовской области в заключении договора отказал. Кадастровую стоимость предоставленного ему земельного участка в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № №, он смог получить только <дата>, из-за отсутствия постановления правительства Саратовской области, регулирующего кадастровую стоимость земли в Саратовской области.

В декабре и феврале 2010 г. он обращался дважды уже в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» и в комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 50 кв.м. занимаемого сараями, однако также получил необоснованный отказ.

<дата> он повторно обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» и в комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка на основании распоряжения комитета по управлению имуществом от <дата>

<дата> Комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» в очередной раз отказал ему в заключение договора купли-продажи земельного участка, предоставленного в собственность на основании распоряжения комитета по управлению имуществом от <дата> Причина отказа заключается в том, что ему необходимо в соответствии с п. 4 распоряжения комитета по управлению имуществом от <дата> в шестимесячный срок заключить с комитетом по управлению имуществом Саратовской области договор купли-продажи участка. Поэтому, как указывает в ответе комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов», в связи с истечением <дата>, в соответствии с п. 5 распоряжения, оно утрачивает силу. Он не согласен с ответом от <дата> комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» о пропуске им срока на заключение договора купли-продажи земельного участка предоставленного в собственность распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области, так как данный отказ является незаконным и необоснованным.

Отказ комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> нарушает его права и законные интересы. Он на протяжении более двух лет не может должным образом оформить право на земельный участок, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности сараи с погребами.

Что касается сроков указанных в п. 4 и 5 распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области, то данные пункты являются незаконными в силу закона.

В соответствии со ст. 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) сделка, соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ни в земельном кодексе Российской Федерации, ни в законе Саратовской области «О земле» срок, в течение которого гражданин обязан заключить договор купли-продажи земельного участка, не указан, поэтому данные пункты распоряжения противоречат закону.

В связи с чем истец просит суд признать отказ комитета по землеустройству и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» в заключение договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, признать незаконными и исключить п. 4 и п. 5 из распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от <дата>, обязать комитет по землеустройству и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» заключить договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м.

В судебном заседании истец Юрин В.С. поданное заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Ровнов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С. просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование возражений указала, что на момент обращения истца с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи истец срок действия распоряжения, в связи с чем оснований для заключения договора не имелось.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, в котором просит в иске отказать в связи с пропуском заявителем шестимесячного срока на заключение договора.

Третье лицо комитет по управлению имуществом Саратовской области о времени и места рассмотрения извещался надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих, поскольку о слушании дела стороны извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Юрин В.С. обратился в суд с заявленными требованиями в порядке искового производства, вместе с тем, требования о признании отказа комитета по землеустройству и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным подпадают под действие главы 25 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), следовательно предметом судебной проверки является правомерность (законность) любых действий (бездействия), решений.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела необходимо выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулируемых данные правоотношения.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от <дата> признано за Юриным В.С. право собственности на сарай с погребом литер а-9 и сарай с погребом литер а-11, расположенные по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу <дата>

Право собственности Юрина В.С. на сарай литер а 11 с погребом и сарай литер а 9 с погребом подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>

<дата> комитетом по управлению имуществом Саратовской области, на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Саратовской области «О земле», постановления Правительства Саратовской области от 19.09.2006 г. № 284-П, издано распоряжение № №, согласно которому Юрину В.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м., занимаемый сараями с погребами, расположенными во дворе жилого <адрес>, находящимся в собственности Юрина В.С. (п. 3). В соответствии с пунктом 4 распоряжения Юрину В.С. предложено в шестимесячный срок заключить с комитетом по управлению имуществом области договор купли-продажи участка. Указано, что в случае невыполнения Юриным В.С. пункта 4 распоряжения, распоряжение утрачивает силу (п. 5).

В период времени с <дата> до <дата> Юрин В.С. обратился в комитет по управлению имуществом Саратовской области.

<дата> комитетом по управлению имуществом Саратовской области Юрину В.С. дан ответ, из которого следует о невозможности заключить договор купли-продажи по причине установления существенных условий договора, а именно цены выкупа земельного участка. Указано на наличие недостоверных сведений в кадастровом паспорте земельного участка, что препятствует заключению договора. Также указано, что комитетом направлен запрос в ФГУ ЗКП по Саратовской области об определении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка и разъяснено о необходимости приобретения права на испрашиваемый земельный участок в Администрации г. Саратова.

<дата> истец обратился в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении права на вышеуказанный земельный участок.

<дата>. комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Юрину В.С. было рекомендовано обратиться в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» для изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, <дата> комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» истцу дан ответ на его заявление, согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность не представляется возможным, в связи с его расположением в границах земельного участка, предоставленного ранее в бессрочное (постоянное) пользование ЖСК «<данные изъяты>», что влечет за собой нарушение ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации».

<дата> Юрину В.С. комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» сообщено о повторном рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка в собственность, по результатам которого предложено предоставить документы, подтверждающие согласие на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка собственников помещений многоквартирного <адрес>.

<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» после повторного рассмотрения заявления истца дан ответ и рекомендовано по вопросу приобретения права на испрашиваемый земельный участок обратиться к собственникам многоквартирного <адрес>.

<дата> Юрин В.С. обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Порядок приобретения прав на земельный участок установлен ст. 36 ч. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которой для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от <дата> № утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

В соответствие с решением Саратовской городской думы от <дата> администрация муниципального образования «Город Саратов» осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области. Этим же решением установлено, что комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет: распоряжение земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; заключение, изменение, расторжение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков.

Решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 г. (в редакции от 27.04.2010 г.) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» из которого следует, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования «Город Саратов» в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос (13.3).

В силу п. 1.1. Положения о комитете по землепользованию и градостроительству Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту - Комитет) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.

Согласно п. 3.5.4. Комитет осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и подготовку документов для осуществления администрацией муниципального образования «Город Саратов» полномочий по распоряжению земельными участками в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Из чего следует, что порядок и процедура приобретения прав на земельный участок установлена действующим законодательством, определен орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, перечень представляемых документов и иное.

На обращение Юрина В.С. комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» дан ответ, из которого следует, что в соответствии с п. 4 распоряжения комитет по управлению имуществом Саратовской области от <дата> Юрину В.С. необходимо в шестимесячный срок заключить договор купли-продажи земельного участка, согласно пункту 5 указанного распоряжения, в случае невыполнения пункта 4, распоряжение утрачивает силу. Срок распоряжения истек <дата> Разъяснен порядок обращения с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, об отсутствии нарушения прав заявителя действиями государственных органов и должностных лиц, поскольку из анализа заявлений, поданных Юриным В.С. как в комитет по управлению имуществом Саратовской области, так и в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» до <дата> следует, что в нем заявителем ставился вопрос о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенным во дворе жилого дома по адресу: <адрес> только <дата> Юриным В.С. был поставлен вопрос о заключении договора купли-продажи, что и было ему предложено выполнить во исполнение распоряжения от <дата> Учитывая, что срок заключения договора купли-продажи, установленный распоряжением от <дата> на момент обращения Юрина В.С. <дата> истек, оснований для признания отказа комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не имеется. Более того, судом установлено, что на момент рассмотрения дела спорный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем отсутствует предмет рассматриваемого спора.

В силу ч. 3 ст. 258 ГКП РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решении или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Что касается требований о признании пунктов 4 и 5 распоряжения, то данные требования не основаны на законе, поскольку оспариваемое распоряжение не является сделкой и не может быть оспорено по основаниям ст. 168 ГК РФ.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав заявителя со стороны комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

При таких обстоятельствах исковые требования Юрина В.С. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании отказа в заключение договора купли-продажи незаконным, признании распоряжения в части незаконным и исключении пунктов, возложении обязанности заключить договор купли-продажи не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Юрина В.С. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании отказа в заключение договора купли-продажи незаконным, признании распоряжения в части незаконным и исключении пунктов, возложении обязанности заключить договор купли-продажи отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья: подпись