о возложении обязанности произвести действия по расчету ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ



Дело № 2-1506/10г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Саратова

в составе :

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

при секретаре Баранове С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецова В.С. к Государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о восстановлении срока на обращение в суд, признании незаконными действий по расчету ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трех человек, возложении обязанности произвести расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный услуг с 01 января 2010 года на семью из двух человек,

у с т а н о в и л :

Истец Швецов В.С. <дата> обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании незаконными действий по расчету ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трех человек, возложении обязанности произвести расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный услуг с 01 января 2010 года на семью из двух человек, мотивируя свои требования тем, что он зарегистрирован и проживает в <адрес> по улице <адрес>. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы его дети: ФИО1, <дата>, и ФИО2, <дата>. Фактически в квартире проживает он сам и сын ФИО1, так как решением Ленинского районного суда г. Саратова сын ФИО2 признан безвестно отсутствующим, ввиду не проживания по месту жительства по названному адресу более 5-ти лет.

Он является инвалидом 3 группы 1 степени, в связи с чем имеет право на льготы по оплате жилья.

До 01 января 2010 года льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг ему рассчитывали на семью из 2 человек.

Фактический состав его семьи не изменился, однако с 01 января 2010 года ответчик стал производить расчёт льготы за жильё (ежемесячную денежную выплату - ЕДВ) на семью из 3 человек с учетом регистрации безвестно отсутствующего сына ФИО2.

19. 02. 2010 года им было подано заявление с просьбой обосновать этот расчёт. К заявлению приложил копию решения суда о признании сына безвестно отсутствующим и платёжку за жилищно-коммунальные услуги, отражающую начисления на 2 - х человек, из которых явно видно, что на третьего человека начисления за жилищно-коммунальные услуги не производились и не производятся в связи с его безвестным отсутствием.

02. 03. 2010 года он получил от ответчика сообщение - отказ на данное заявление со ссылкой на необходимость снятия с регистрационного учёта безвестно отсутствующего сына, после чего ответчик будет производить расчет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на семью из 2 человек, и ссылкой на ч. 11 ст. 155 ЖК РФ о том, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

С данным ответом не согласен, т.к. вопрос о снятии с регистрационного учёта безвестно отсутствующего сына является не обязанностью, а его правом, и никто не может ему указывать, когда он им должен воспользоваться. На настоящий момент он морально не готов к таким действиям, т.к. надеется на возвращение сына.

Считает действия ответчика, который к начислениям жилищно-коммунальных услуг на 2-х человек производит расчёты льготы за жильё на троих, несоответствующими ни логике, ни закону, в связи с чем просит признать действия ответчика по расчёту ему ежемесячной денежной выплаты с 01. 01. 2010 года. на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трёх человек незаконными и обязать его производить расчёты ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из двух человек, начиная с 01. 01. 2010 года.

Поскольку им пропущен трехмесячных срок на обращение в суд с данным иском, просил его восстановить, как пропущенный по уважительным причинам: первоначально он обращался в Ленинский районный суд г. Саратова с аналогичными требованиями, заявление ему было возвращено с разъяснением на право обращения по месту нахождения ответчика, а до этого в апреле и мае проходил стационарное лечение.

В судебном заседании истец Швецов В.С. и его представитель Швецова Ю.В. исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, просили удовлетворить в полном объеме, а также возместить истцу за счет ответчика расходы по оплате услуг представителя.

Представитель ответчика Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» ( далее по тексту – ГУ КСПН) Данилова О.В. поддержала ранее представленные письменные возражения по иску ( л.д.43-44), пояснив, что по учетным данным ГУ КСПН г. Саратова Швецов B.C. значится в органах социальной защиты населения как инвалид 3 группы и получает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С <дата> меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг инвалидам предоставляются в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», согласно ч.1 ст.2 которого ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных Правительством области:

для граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и проживающих в государственном или муниципальном жилом фонде - 50 процентов, а для совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов;

для граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг - 40 процентов.

Назначение ежемесячной денежной выплаты по жилищно-коммунальным услугам производится в соответствии с требованиями «Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2009 года № 675-П, подпунктом 9 пункта 5 которого предусмотрено обязательное наличие справки о составе семьи.

Согласно полученной органами социальной защиты населения от истца справки от <дата>, выданной ТСЖ «<данные изъяты> состав его семьи составляет 3 человека.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 15.08.2006 года № 248-П «О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг», размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на семью из 3-человек в городе Саратове составляет 1542,87 рубля.

Считает, что для получения ЕДВ на состав семьи два человека истец был обязан снять безвестно отсутствующего сына с регистрационного учета, поскольку в соответствии со статьей 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилого помещения не является основанием для невнесения платы за жилье и коммунальные услуги. Однако, до настоящего времени ФИО2 <дата> не снят с регистрационного учета, поэтому Швецову В.С. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 771,43 руб. исходя из размера стандарта стоимости на семью из 3-х человек (50% от 1542,87руб.).

В удовлетворении иска Швецову В.С. просила отказать.

В разрешении заявления о восстановлении срока на обращение в суд полагалась на усмотрение суда.

Суд, заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Швецова В.С. удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводств.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256:

1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Истец указывает на то, что ему стало известно о нарушении его прав действиями ответчика из письма Комитета от <дата>.

Как следует из материалов дела с данным иском он обратился в суд <дата>, т.е. с пропуском трехмесячного срока предусмотренного ч.1 ст. 256 ГПК РФ.

В подтверждение уважительности причин пропуска данного срока им представлены : определение Ленинского района суда г. Саратова от <дата> о возврате аналогичного заявления за неподсудностью и выписку стационарного больного, согласно которой он проходил стационарное лечение в МУЗ Городская клиническая больница № с 26 апреля по <дата>.

Принимая во внимание данные документы, суд находит причины пропуска Швецовым В.С. срока на обращение в суд уважительными и считает возможным в силу ч.2 ст. 256 ГПК РФ данный срок ему восстановить.

Согласно справке серии № от <дата>, Швецов В.С., <дата> года рождения является инвалидом третьей группы с первой степенью ограничения к труду с <дата>, дата очередного переосвидетельствования – <дата> год ( л.д.20), в связи с чем в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 указанного закона :

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

С 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг инвалидам на территории Саратовской области предоставляются в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», согласно ч.1 ст.2 которого ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных Правительством области:

для граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и проживающих в государственном или муниципальном жилом фонде - 50 процентов, а для совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов;

для граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг - 40 процентов.

Назначение ежемесячной денежной выплаты по жилищно-коммунальным услугам производится в соответствии с требованиями «Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2009 года №675П.

Пунктом пятым данного Постановления определен перечень документов, которые обязан представить инвалид для назначения ежемесячной денежной выплаты, в том числе справку о составе семьи (подпункт 9), при этом данный перечень исчерпывающим не является.

Согласно выплатному делу Швецова В.С. обозревавшему в судебном заседании, истцом представлен весь перечень указанных в пункте 5 Постановления документов, а также копия Ленинского районного суда от <дата> о признании безвестно отсутствующим его сына ФИО2, <дата> года рождения.

Согласно справке ТСЖ «ВСО» в <адрес> по <адрес> совместно с истцом значатся зарегистрированными сыновья ФИО1, и ФИО2, <дата> года рождения.

Ответчиком не оспаривался тот факт, ежемесячная денежная выплата Швецову В.С. на основании представленных им документов осуществляется из расчета состава семьи 3 человека, зарегистрированных по месту жительства истца.

Однако как указано выше, решением Ленинского районного суда от <дата> сын Швецова В.С. - ФИО2, <дата> года рождения, признан безвестно отсутствующим, который с <дата> значился как без вести пропавший по данным УВД Ленинского района г. Саратова.

В соответствии с п.11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Ссылку ответчика на данную норму при отказе Швецову В.С. в начислении ЕДВ из расчета двух членов семьи, суд находит несостоятельной, т.к. в данной норме, по ее смыслу, речь идет о неиспользовании жилья по воле собственников и иных лиц и временном отсутствии граждан в спорном жилом помещении.

ФИО2 к данным категориям граждан не относится, так как признан безвестно отсутствующим, что подтверждает его фактическое отсутствие в данной квартире, в связи с чем он не пользуется предоставляемыми коммунальными услугами, и фактический состав семьи Швецова В.С. состоит из двоих человек : его самого и сына ФИО1.

Регистрации по месту жительства является административным актом, не подтверждающим членство семьи, не порождающим и не подтверждающим каких-либо прав на жилое помещение, не подтверждает также факта пользования коммунальными услугами.

При таких обстоятельствах действия ответчика по расчету ежемесячной денежной выплаты истцу с <дата> на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трех человек нарушают его право, как инвалида на получение равной по ее размеру с другими меры социальной поддержки и противоречит основополагающим принципам осуществления мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При таких обстоятельствах данные действия, суд считает необходимым признать незаконными и обязать ответчика произвести истцу расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный услуг с <дата> на семью из двух человек в силу ст.ст.255 и 258 ГПК РФ.

В связи с удовлетворением исковых требований Швецова В.С. в силу ст. 100 ГПК РФ подлежат возмещения за счет ответчика понесенные им расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей, которую суд исходя из всех обстоятельств дела, существа спора и объема оказанной услуги находит разумной и достаточной.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Восстановить Швецову В.С. пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с иском к Государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании незаконными действий по расчету ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трех человек, возложении обязанности произвести расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный услуг с 01 января 2010 года на семью из двух человек,

Признать незаконными действия Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» по расчету Швецову В.С. ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг на семью из трех человек.

Обязать Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» произвести расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 января 2010 года Швецову В.С. на семью из двух человек.

Взыскать с Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в пользу Швецова В.С. расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья : подпись