Дело № 2-2266/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2010 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Перовой Т.А.
при секретаре Граф Я.Ю.,
с участием представителя ответчика Ногтева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о признании действий противоправными,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО «Вымпел-Коммуникации» о признании действий противоправными и прекращении данных действий.
Требовании основывает тем, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение гражданина ФИО6 по поводу нарушения его прав как потребителя при пользовании услугами связи, предоставляемых Саратовским филиалом ОАО «ВымпелКом», выразившееся в непредоставлении исполнителем - Саратовским филиалом ОАО «ВымпелКом» информации об услуге «Автоплатёж», а также навязыванием данной услуги без согласия потребителя.
Согласно информации Саратовского филиала ОАО «ВымпелКом», в ряде регионов проводятся акции по новой услуге «Автоплатёж». Вся информация о ней содержится на официальном сайте ОАО «ВымпелКом» www.beeline.ru, который является средством массовой информации. Акция проводится в формате теста услуги - абонент в течение двух недель бесплатно тестирует услугу. В том случае, если абоненту не нравится эта услуга, он может от неё отказаться. Если абоненту понравится, то сможет по истечении срока пользоваться за абонентскую плату.
<дата> на номер 9033284362, принадлежащий ФИО6, была подключена бесплатная услуга «Автоплатёж». По факту подключения на телефонный номер было отправлено смс-уведомления следующего содержания: «06.08.2010 г. Вам бесплатно на 2 недели подключена услуга Автоплатёж. Для отключения наберите * 141 * 10#».
До <дата> данная услуга предоставлялась потребителю бесплатно. Поскольку услуга не была отключена, на телефонный номер потребителя было отправлено смс-напоминание: «с <дата> изменяются условия предоставления услуги Автоплатёж. За пользование сервиром будет взиматься абонентская плата (50 коп./сутки). Отключить услугу *141*10#». Так как от услуги потребитель не отказался, она признана принятой и подлежащей оплате.
Учитывая, что информация об услуге «Автоплатёж» содержится на официальном сайте ОАО «ВымпелКом», данная информация не является общедоступной для широкого круга потребителей, так как не у каждого потребителя имеется возможность для выхода в интернет, кроме того не каждый потребитель обладает специальными познаниями для того, чтобы в интернете найти соответствующий сайт и ознакомиться с услугами, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю за плату.
Согласно информации Саратовского филиала ОАО «ВымпелКом» вся информация об услуге содержится в CMC-уведомлениях, которые направляются потребителю на мобильный телефон. Причем, если потребитель не отказался от данной услуги, набрав «*141*10#», услуга считается автоматически принятой и подлежит оплате. Таким образом, компания «Билайн» обязывает широкий круг потребителей совершать определённые действия, чтобы отказаться от этой услуги. ФИО6 согласно его заявлению, непонятно, почему он должен отказываться от услуги, на которую он не подключался.
Не учитывается тот факт, что данные CMC-сообщения могут быть вообще не прочитаны, придти с опозданием, определённая часть населения (например, люди пожилого возраста) могут вообще не понять, что это за сообщения и проигнорировать их. В любом случае, с потребителя будет неправомерно взиматься абонентская плата (50 коп./сут.) за услугу «Автоплатёж», так как потребитель вовремя не отказался от данной услуги.
ОАО «ВымпелКом» оказывает в принудительном порядке услугу «Автоплатёж», что не соответствует виду деятельности, которая отражена в Свидетельстве о регистрации средства массовой информации.
Согласно указанному Свидетельству формой периодического распространения информации является электронное периодическое издание. Саратовский филиал ОАО «ВымпелКом» осуществляет рекламу услуги «Автоплатёж» путём направления смс-сообщения на мобильные номера телефонов, что также не соответствует деятельности в рамках выданного Свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Подключение платной услуги «Автоплатёж» без согласия на то потребителя, а также вынуждение потребителя совершать определённые действия, чтобы отказаться от платной услуги, является со стороны исполнителя прямым нарушением Конституции РФ и Гражданского законодательства РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора просил признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ОАО «ВымпелКом», связанные с реализацией услуг в нарушение Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», выражающиеся в навязывании платных услуг потребителям, а именно подключение потребителей к платной услуге «Автоплатёж» без согласия на то потребителей; обязать ОАО «ВымпелКом» прекратить действия, нарушающие права потребителей, выражающиеся в навязывании платных услуг; обязать ОАО «ВымпелКом» довести до сведения потребителей в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом, решение суда.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений об уважительности причин неявки не представил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Ногтев Н.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что исковое заявление, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц, основывается на заявлении ФИО5 Доказательства обращения иных потребителей с жалобами по поводу предоставления услуги «Автоплатеж» не предоставлены. Истцом не указывается, в чем заключается нарушение законного интереса неопределенного круга потребителей и какие субъективные права нарушены. Абоненты ОАО «ВымпелКом» активно используют услугу «Автоплатеж», подключаясь к ней, в том числе, тем же путем, что и ФИО6 Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что иск заявлен Управлением Роспотребнадзора в интересах одного гражданина - ФИО6, следовательно, круг лиц, в интересах которого подано заявление, определен, возможна их индивидуализация в качестве истцов. Дело подлежит прекращению в виду отсутствия у Управления Роспотребнадзора права на предъявление подобного заявления.
Из содержания искового заявления невозможно установить, какие именно права и законные интересы потребителей нарушены. Истец ссылается на ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, при этом, не указывая, каким образом ОАО «ВымпелКом» нарушает данное право.
Согласно п. 2.4. - 2.8. договора об оказании услуг связи «Билайн» ополнительные услуги и иные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, оказываются оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются абонентом в порядке, предусмотренном договором об оказании услуг связи, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответствующих услуг. Информация о дополнительных услугах размещается оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети интернет на сайте оператора или третьих лиц или в рекламных материалах о данных дополнительных услугах. Предложение может доводиться до абонента в качестве предложения делать оферту. В информации, размещенной на сайте оператора или сайте третьего лица в сети интернет или в рекламе, указывается номер доступа (код доступа) к дополнительной услуге. Абонент, заказывая дополнительную услугу по данному номеру доступа, соглашается с правилами оказания дополнительных услуг и правилами их тарификации и выражает согласие получить данные дополнительные услуги и оплатить их. Стоимость дополнительных услуг оплачивается абонентом в соответствии с установленной системой расчетов по тарифам, если иной порядок не предусмотрен правилами оказания дополнительных услуг.
Более того, п. 2.16. договора об оказании услуг связи «Билайн» предусматривает право оператора проводить промо-акции по условиям, на которых абонент в период промо-акции пользуется услугой без взимания платы для возможности ознакомления с услугой/тестовым режимом пользования услугой. Информация об условиях проведения промо-акции размещается оператором или третьими лицами в сети Интернет на сайте оператора или третьих лиц или в рекламных материалах. При этом оператор обязан предварительно уведомить абонента о начале проведения промо-акции, а также проинформировать не менее чем за 10 дней о введении платы за пользование услугой в информационных материалах по акции, которые, в том числе, размещаются на сайте оператора. При этом при продолжении пользования услугой после окончания промо-акции и отсутствии письменного или иного отказа, выраженного абонентом в порядке, определенном оператором, от пользования такими услугами на возмездной основе услуга считается заказанной абонентом на условиях, указанных оператором в информационных материалах по акции, и подлежит оплате абонентом в полном объеме с момента окончания промо-акции.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» и п. 15 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 328, заключаемый договор об оказании услуг связи, является публичным договором. Абонент, заключая подобный договор об оказании услуг связи «Билайн», соглашается с указанными условиями, то есть выражает одобрение по поводу предоставления ему дополнительной услуги в тестовом режиме, с последующим её подключением за абонентскую плату.
Руководствуясь положениями, заключенного с абонентами публичного договора об оказании услуг связи, ОАО «ВымпелКом» в тестовом режиме предоставило абонентам возможность ознакомиться с услугой «Автоплатеж». Здесь имеет место «ознакомление», а не «навязывание» услуги, так как абонент в любое время может отказаться от предлагаемой услуги.
Способ доведения до потребителей информации об услугах подвижной связи установлен Правилами оказания услуг подвижной связи, в соответствии с п. 10-13 которых оператор связи обязан создать бесплатную круглосуточную систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абонентам информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи. В системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги. Оператор связи самостоятельно определяет перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг.
Для предоставления информации в компании круглосуточно работает Центр Поддержки клиентов, используя который, абонент может в любое время получить необходимую информацию об оказываемых услугах. Информация об оказываемых услугах размещается на сайте www.beeline.ru, являющимся средством массовой информации, что в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой оператора связи на оказание услуги.
Согласно п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации.
В соответствии с указанными требованиями <дата> в разделе Новости на официальном интернет-сайте ОАО «ВымпелКом» была опубликована информация о вводе для абонентов дополнительной услуги - «Автоплатеж» и тарифа на услугу, включая информацию о порядке подключения и отключения услуги.
<дата> ОАО «ВымпелКом» проинформировал абонентов посредством SMS-рассылки о вводе Услуги, механизм подключения которой максимально удобен.
С 20 по 23 августа абонентам были направлены сообщения о введении абонентской платы за пользование услугой и её размеры.
Абоненты своевременно получили наглядную и доступную информацию об услуге, они были уведомлены о возможностях и способах подключения и непосредственно после получения информационного сообщения либо потом в любе время подключить услугу, а также при желании пользоваться услугой, подключить её. Абонент мог подключить или отключить услугу, обратившись в круглосуточную справочную службу по бесплатному номеру.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 2 ст. 40, ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, подп. 5.18 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16 августа 2006 года № 248 определено право Управления Роспотребнадзора по Саратовской области обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. Однако Управление Роспотребнадзора по Саратовской области не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Саратовской области обратился с настоящим иском к ОАО «ВымпелКом» в интересах неопределенного круга потребителей, так как определить круг потребителей не представляется возможным. Между тем, исковое заявление подано в интересах граждан, пользующихся услугами ОАО «ВымпелКом». Число таких граждан является значительным, однако к неопределенному кругу лиц их нельзя отнести.
Как усматривается из искового заявления и приложенных документов исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, основаны на обращении в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области ФИО6 по поводу нарушения его прав как потребителя при пользовании услугами связи.
Доказательства обращения в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области конкретных граждан, кроме ФИО6, с заявлением о защите нарушенных либо оспариваемых прав, представителем истца не представлены; фамилия, имя, отчество таких граждан, их место жительство не указаны.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, исковое заявление предъявлено в интересах определенного круга лиц, поскольку возможна их индивидуализация в качестве истцов.
Таким образом, исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов определенного круга лиц, лицом, которому Гражданским процессуальным кодексом РФ или другими федеральными законами такое право не представлено.
В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 134. 220, 224-225 ГПК РФ, суд
определил:
Производство по делу по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» о признании действий противоправными прекратить.
Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней
Судья подпись Т.А. Перова