Дело № 2-161/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2010 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе
судьи Совкича А.П.
при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.
с участием:
1) представителя заявителя администрации муниципального образования «Город Саратов» - Раденко М.А., действующей на основании доверенности от 19.11.2010 года №,
2) заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов Российской Федерации по Саратовской области Кипкаевой Ю.А.,
3) представителя заинтересованного лица Александрова В.О. - Рыбакова А.Ю., действующего на основании доверенности от 08.11.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора
установил:
Администрация муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора. Заявление основано на следующем.
<дата> судебным приставом-исполнителем Отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей за неисполнение в добровольном порядке решения суда об обязании комитета по управлению имуществом Саратовской области принять решение об утверждении Александрову В.О. акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания на земельном участке площадью 545 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, без номера, в порядке, определенном статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» считает, что указанное постановление является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать вышеуказанному законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом, основополагающим фактом при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора является отсутствие уважительности причин исполнения исполнительного документа.
Судебным приставом-исполнителем не учтено, что срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа недостаточен для его исполнения с учетом специфики и сложности процедуры принятия решений о предоставлении земельных участков.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
На территории муниципального образования «Город Саратов» нормативным актом, устанавливающим градостроительные условия использования земельных участков являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2009 г. №27-280, следовательно, при согласовании схемы расположения земельного участка, орган местного самоуправления рассматривает ее на предмет соответствия документам территориального планирования города, а также документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории, что свидетельствует о специфике и сложности процедуры согласования и выдаче схем земельных участков.
Поскольку в соответствии с положением о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» утвержденным решением Саратовской городской думы от 10 июля 2009 года №42-492, комитет изготавливает, согласовывает, утверждает в пределах полномочий, предоставленных муниципальными правовыми актами, и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, администрация муниципального образования «Город Саратов», получив данное заявление, перенаправила данное заявление в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» для принятия решения о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка в пределах своих полномочий.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 «О положении о комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» комитет подготавливает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования, за исключением схем, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, для предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории в обязательном порядке проходят согласование в данных структурных подразделениях администрации муниципального образования «Город Саратов», что предусматривает соблюдение действующего земельного и градостроительного законодательства при формировании земельных участков, и обеспечение защиты интересов администрации муниципального образования «Город Саратов» в области использования земель.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы № 53-632 от 07.07.2010 года об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, предусмотрена публикация, в которой указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В течение 30-дневного срока со дня публикации, граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании указанной информации, вправе обратиться в комитет по землеустройству и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями о предоставлении права на указанный земельный участок. При наличии одного заявления на испрашиваемый земельный участок, решение о его предоставлении принимается администрацией муниципального образования «Город Саратов» в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка. При наличии двух и более заявлений администрация в течение 14 рабочих дней по окончании срока на подачу заявлений принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка. Согласно решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 года №47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности...» функциями организатора торгов по продаже земельных участков, права на заключение договоров аренды земельных участков, заключение соответствующих договоров по итогам проведенных торгов обладает от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» - комитет по управлению имуществом города Саратова.
Действительно, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года № 53-631 «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» полномочиями по утверждению схемы, в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, обладает глава администрации муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, не принятыми во внимание судебным приставом-исполнителем.
В связи с этим администрация муниципального образования «Город Саратов» просила отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по указанным основаниям.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, считала, что оспариваемое постановление законно, обосновано и не подлежит отмене.
Представитель заинтересованного лица Александрова В.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, считал, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» не были представлены доказательства, подтверждающие наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Волжского районного суда города Саратова от <дата> на Комитет по управлению имуществом Саратовской области возложена обязанность принять решение об утверждении Александрову В.О. акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания на земельном участке, площадью 545 квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>, без номера, в порядке определенном статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. <дата> на основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист (листы дела №).
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> на основании указанного выше исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № (лист дела №).
Определением Волжского районного суда города Саратова от <дата> произведена замена должника по указанному решению на администрацию муниципального образования «Город Саратов» (листы дела №).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> замена должника произведена также по исполнительному производству (листы дела №).
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 6 названного Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 30 Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, судебный пристав-исполнитель дважды <дата> и <дата> направлял должнику администрации муниципального образования «Город Саратов» требования об исполнении указанного выше решения суда, предоставлял срок для добровольного исполнения решения суда до <дата> и до <дата> соответственно (листы дела №).
По истечении установленного судебным приставом-исполнителем срока <дата> и <дата> комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» просил продлить срок для исполнения решения суда до <дата> и до <дата> соответственно (листы дела №).
Как установлено судом, до настоящего времени решение суда администрацией муниципального образования «Город Саратов» не исполнено.
Согласно статье 64 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 112 названного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> с должника администрации муниципального образования «Город Саратов» взыскан исполнительский сбор размере 5 000 рублей.
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя имелись все предусмотренные законом основания для взыскания с должника исполнительского сбора, поскольку должнику дважды устанавливался срок для добровольного исполнения решения суда, более того, должником самостоятельно определялись сроки для исполнения решения суда, однако решение суда до настоящего времени не исполнено, доказательств тому, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ни судебному приставу-исполнителю, ни суду, администрацией муниципального образования «Город Саратов» не представлено. Размер исполнительского сбора соответствует требованиям закона.
При таких обстоятельствах, суд находит постановление судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора законным, обоснованным и не подлежащим отмене, в связи с чем в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Город Саратов» суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела по Октябрьскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Саратовской области Кипкаевой Ю.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора - отказать.
В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.
Судья подпись А.П. Совкич