Дело № 2-81/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года г.Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Харлашиной А.А., с участием истца Морозовой Т.Р., представителя ответчика по доверенности Гавриловой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саратове гражданское дело по иску Морозовой Т.Р. к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Центр- Дом» об обязании производства перерасчета по оплате коммунальных услуг, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Т.Р. обратилась в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Центр- Дом» (далее в решении - ЗАО «УК «Центр-Дом») об обязании производства перерасчета по оплате коммунальных услуг, взыскании морального вреда, мотивируя свои требования тем, что Морозова Т.Р. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ЗАО «УК «Центр-Дом». Истец, ее супруг ФИО3, дочь ФИО4 и ее мать ФИО2 в период с <дата> проживали постоянно на даче со всеми удобствами, принадлежащей матери истца ФИО2 на праве собственности, расположенной по адресу : <адрес>. В указанный период в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживала одна ФИО1, дочь истца. Счета, предъявленные ЗАО «УК «Центр-Дом» по оплате коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, Морозовой Т.Р., оплачивались ежемесячно из расчета 5 человек. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Морозова Т.Р., обратилась <дата> к ЗАО «УК «Центр-Дом» с требованием пересчитать плату по коммунальным платежам за период с <дата>, Ответчик от перерасчета отказался, ссылаясь, что справка из садоводческого кооператива не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица, и не может служить основанием для перерасчета платы за ЖКУ. Ввиду выявленных нарушений действующего законодательства в деятельности ЗАО «УК «Центр-Дом» прокуратурой Октябрьского района г.Саратова было внесено представление об устранении нарушений, и рассмотрении вопроса о произведении перерасчета платы за ЖКУ за период временного отсутствия потребителя. Однако в добровольном порядке по настоящее время ответчиком перерасчет не произведен. В связи с изложенным истец просит обязать ЗАО «УК Центр Дом» произвести перерасчет коммунальных платежей за период временного отсутствия потребителей в количестве 4-х человек в квартире расположенной по адресу: <адрес>, с <дата> и взыскать с ответчика моральный вред в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме дав пояснения, аналогичные изложенные в нем.
Представитель ответчика по доверенности Гаврилова Ю.Н. исковые требования не признала, пояснила, что к заявлению приложена справка № выданная председателем правления СНТ «<данные изъяты>» Романовой В.И., не соответствующая требованиям законодательства. В частности, справка не соответствует Требованиям к оформлению документов, установленных ГОСТ Р6.03-2003 г., Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», а также в соответствии с административным регламентом, утверждены формы и обязательные реквизиты документов о временной регистрации граждан по месту пребывания. Письменное заявление Морозовой Т.Р. в ЗАО «УК «Центр-Дом» не сдавалось, о чем свидетельствует выкопировка из журнала учета корреспонденции. Имеющееся в материалах дела заявление непонятно кому адресовано, таким образом не может является основанием для перерасчета. В соответствии с пунктом 57 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель производит перерасчет на основании письменного заявления о проведении перерасчета, а также имеет право проверять подлинность справок, выданных органами управления садоводческих некоммерческих организаций, полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования Морозовой Т.Р. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Морозова Т.Р. является собственником <адрес> представленных материалов дела управляющей компанией является ЗАО УК «Центр-Дом».
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, расчет оплаты за коммунальные услуги и содержание жилья производился, за период с 15 апреля 2010 года по 01 октября 2010 года исходя из 5 человек, зарегистрированных в спорном жилом помещении.
Согласно абзацу 4 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 (далее- Правила), потребителем коммунальных услуг признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно абзацу 9 пункта 3 Правил, норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги -при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах.
В силу пункта 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, где формула учитывает количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в этом жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (человек) и количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (человек).
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В силу пункта 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
В силу статьи 153 части 2 пункта 5 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно статье 155 части 10 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из представленных суду доказательств, Морозова Т.Р. своевременно вносила плату за жилое помещение и коммунальные услуги, как собственник жилого помещения.
Согласно представленного заявления от 25.10.2010 года Морозова Т.Р. обратилась в бухгалтерию «Центр- Дома» о перерасчете коммунальных платежей, однако согласно имеющейся записи в заявлении истца, сделанной заместителем генерального директора ФИО5, в перерасчете по заявленному требованию отказано, указанное свидетельствует об обращении истца в управляющую компанию для перерасчета. Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии записи в книге регистрации входящей корреспонденции и не регистрации заявления по вине истца и соответственно отсутствие доказательств ее обращения за перерасчетом, поскольку как установлено в судебном заседании заместителем генерального директора ФИО5, является сотрудником ЗАО УК «Центр-Дом» и дала письменный ответ на обращение истца, оснований для регистрации у истца не было, поскольку она получила письменный ответ на ее обращение. Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт обращения за перерасчетом в управляющую компанию истцом и получение письменного отказа в перерасчете коммунальных платежей.
Суд не может также согласиться с доводами отказа и применении, не действующего на момент обращения с заявлением истца, пункта 8 письма Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 года № 19197-АД/14 с последующими изменениями от 15.05.2009 года № 14762-СК/14.
Как следует из письма Минрегиона РФ от 15.05.2009 г. № 14762-СК/14 «О применении справок, выданных органами управления садоводческих некоммерческих организаций в качестве документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя по месту проживания», в связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации. При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов.
В связи с этим Минрегион России рекомендует органам управления садоводческих некоммерческих организаций организовать ведение учетных документов (журналов, книг учета, иных регистров), в которых следует отмечать дату прибытия и дату убытия граждан с территории садоводческих некоммерческих организаций.
В судебное заседание стороной истца представлена справка с СНТ «<данные изъяты>» о проживании истца и членов ее семьи в садоводческом товариществе «<данные изъяты>», а также указанные основания «журнал регистрации членов СНТ «<данные изъяты>», постоянно проживающих. Копия журнала регистрации была представлена в судебное заседание и приобщена к материалам дела, из которого следует, что истец и члены ее семьи были зарегистрированы и проживали в СНТ «<данные изъяты>» с 15 апреля 2010 года по 01 октября 2010 года. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, также представленными платежными документами, согласно которых истцом производилась оплата услуг по месту проживания в спорный период времени как ЗАО УК «Центр-Дом», так и в СНТ «<данные изъяты>». Ответчиком доказательств в опровержение доводов истца представлено не было и суд считает необоснованными доводы стороны ответчика о несоответствии ведение журналов ввиду их заполнения одним подчерком и одними чернилами, поскольку стороной ответчика не представлено доказательств в опровержение доводов истца.
Согласно разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), п.54 при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
55. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
56. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 36 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:
д) свидетельство о регистрации по месту пребывания;
(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2010 N 580)
е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
57. Исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
58. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
59. Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.
Таким образом у стороны ответчика имелось право при не согласии и сомнений по достоверности представленных документов сделать запрос в орган выдавший указанные документы, а также проверить наличие регистрации и факт проживания истца и ее семьи в СНТ «Ветеран».
С учетом указанных в решении норм закона, действия ЗАО «УК «Центр-Дом» по отказу в перерасчете коммунальных услуг <адрес>, принадлежащей на праве собственности Морозовой Т.Р. за период с 15 апреля 20110 года по 01 октября 2010 года, незаконными.
В связи с данными обстоятельствами суд считает возможным обязать ответчика произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, исходя из отсутствия четырех лиц, зарегистрированных в квартире граждан, произвести перерасчет суммы оплаты коммунальных услуг за период с 15 апреля 20110 года по 01 октября 2010 года.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Учитывая, что неправомерными действиями ЗАО «УК «Центр-Дом» нарушены права Морозовой Т.Р., как потребителя, с учетом вины ответчика, требований разумности суд считает возможным взыскать в пользу Морозовой Т.Р. моральный вред в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, данная пошлина в размере 400 рублей, подлежит взысканию с ответчика в доход государства при вынесении решения на основании ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Центр- Дом» произвести перерасчет суммы оплаты коммунальных услуг с 15 апреля 2010 года по 01 октября 2010 года.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Центр- Дом» в пользу Морозовой Т.Р. моральный вред в размере 5 000 рублей.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Центр- Дом» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья (подпись) С.И.Долгова