о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного округа



Дело № 2-568/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.

с участием:

1) заявителя Наместникова М.М.,

2) представителя заявителя Прихожего А.С., действующего на основании устного заявления доверителя в суде,

3) представителя заинтересованного лица - председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 Кутыркиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Наместникова М.М. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместникова М.М., обязании вынести решение о регистрации Наместникова М.М. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу №

установил:

Наместников М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместникова М.М., обязании вынести решение о регистрации Наместникова М.М. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу №.

Заявление основано на следующем.

Решением от <дата> № окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Наместникову М.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва.

Основанием для отказа в регистрации кандидата послужило то обстоятельство, что в ходе проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, избирательной комиссией было установлено 114 недостоверных и недействительных подписей, что составляет 16,5% от представленных подписей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Вместе с тем, в основу признания подписей недействительными и недостоверными, избирательной комиссией положены сведения, добытые, по мнению заявителя, с превышением установленных законом полномочий и нарушением предусмотренной процедуры, а именно исследование Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области № выполнено лицом, не включенным в состав рабочей группы. Кроме того, проведение подобных исследований, как составной части процедуры проверки
достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, производится
исключительно избирательной комиссией, на основании статьи 31 указанного выше закона.

В связи с этим заявитель считал, что Главное управление внутренних дел по Саратовской области не вправе участвовать в проверке достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах. Данными полномочиями наделена лишь создаваемая в соответствии с законодательством рабочая группа избирательной комиссии.

В состав рабочей группы по проверке достоверности подписей и данных,
содержащихся в подписных листах, не включены специалисты, обладающие
необходимыми познаниями, и способные достоверно определить факт выполнения
подписи избирателя или иной отметки иным лицом, а не самим избирателем, лицом,
осуществляющим сбор подписей, либо лицом, заверяющим подписной лист.

На основании изложенного Наместников М.М. просил признать указанное выше решение незаконным, обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № вынести решение о регистрации Наместникова М.М. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу №.

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявление по указанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, считал решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместникова М.М. законным и обоснованным.

Суд, заслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, полгавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В соответствии со статьёй 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» выборы в органы местного самоуправления в Саратовской области осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии со статьёй 7 названного Закона избирательные округа по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории муниципального образования в соответствии со статьей 16 Федерального закона.

При образовании одномандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на десять процентов.

Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Решением Саратовской городской Думы от <дата> № утверждена схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва. В том числе утверждены границы избирательного округа № Октябрьского района города Саратова. Место нахождения окружной избирательной комиссии: <адрес>. Число зарегистрированных избирателей в округе 31 420 человек.

Согласно статье 24 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе муниципального списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе муниципального списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Как установлено судом, <дата> Саратовским региональным отделением политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» выдвинут список кандидатов в депутаты Саратовской городской думы четвёртого созыва, в том числе Наместников М.М. Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» данный список был заверен.

В соответствии со статьёй 30 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее десяти подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, муниципальный список кандидатов.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.

В каждом подписном листе, представленном в приложениях 3, 4, 6 и 7, указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

В подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, в также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателях, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

Согласно пункту 2 статьи 31 названного Закона количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на десять процентов.

Как установлено судом <дата> Наместниковым М.М. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в двух папках на 171 листе с 691 подписью, что составляет 2 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № плюс 10 процентов от данного количества подписей (31 420 х 2%) 628 подписей + 63 подписи (628 подписей х 10%).

В силу пунктов 5, 9, 10, 11 статьи 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

Недействительными считаются, в том числе, подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов.

Как установлено судом, решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от <дата>, во исполнение решения избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №, создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Утверждён персональный состав рабочей группы и решено по мере необходимости привлекать специалистов Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области и экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области.

<дата> при проверке членами рабочей группы подписных листов, представленных Наместниковым М.М., возникли сомнения в том, что сведения об избирателях заполнены самими избирателями, либо лицом, осуществляющим сбор подписей. Рабочей группой принято решение направить подписные листы в экспертно-криминалистический центр Главного управления внутренних дел по Саратовской области. Данные обстоятельства отражены в ведомостях проверки подписных листов от <дата>.

<дата> председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № подписные листы, предоставленные Наместниковым М.М. направлены начальнику экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области для проведения исследования подписей избирателей.

Как следует из справки об исследовании от <дата> №, составленной старшим экспертом экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области и заместителем начальника в представленных подписных листах 112 рукописных записей и подписей, расположенных в графе «подпись и дата её внесения» выполнены одним лицом.

<дата> рабочей группой окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Наместникова М.М. На основании данной ведомости также <дата> рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому 112 подписей являются недостоверными, поскольку выполнены от имени разных лиц одним лицом, 1 подпись признана недействительной, поскольку исправления в сведении об избирателе специально не отмечены избирателем или лицом, заверяющим подписные листы, 1 подпись признана недействительной, поскольку исправление в дате внесения подписи избирателя, специально не отмечено избирателем. Всего 114 подписей признаны недостоверными и недействительными.

Итоговый протокол вручен Наместникову М.М. <дата>.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании учётным делом кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместникова М.М. и лицами, участвующими в деле не оспаривались.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что приведённые выше положения закона позволяют избирательным комиссиям привлекать к проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, соответствующих специалистов органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Реализуя свои полномочия, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № решением от <дата> определила состав рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, включив в него, в том числе, специалистов Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области и экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области.

То обстоятельство, что в решении избирательной комиссии не отражены персональные данные привлечённых специалистов, по мнению суда, указанным выше положениям закона не противоречит.

При таких обстоятельствах, суд считает, что рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, в пределах предоставленных ей полномочий, оценивая, в том числе, справку включённых в состав рабочей группы специалистов экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Саратовской области, обоснованно установила недостоверность 112 подписей и недействительность 2 подписей из представленных в поддержку выдвижения кандидата Наместникова М.М. 691 подписи, что и было отражено в итоговом протоколе от <дата>.

В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Сам факт недостоверности и недействительности 114 подписей избирателей заявителем Наместниковым М.М. не оспаривался.

Судом заявителю предлагалось представить доказательства, опровергающие указанное выше обстоятельство. Заявитель данным правом не воспользовался.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным то обстоятельство, что из представленных кандидатом в депутаты Саратовской городской думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместниковым М.М. для регистрации подписных листов с 691 подписью избирателей 112 подписей являются недостоверными, 2 подписи являются недействительными.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 20 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» основанием для отказа в регистрации кандидата может быть недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от <дата> Наместникову М.М. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва на основании подпункта «д» пункта 20 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Как установлено судом, дата «09.01.2011 года» указана в решении ошибочно. Фактически решение было принято <дата>, что лицами, участвующим в деле, не оспаривалось.

Поскольку из представленных для регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва Наместниковым М.М. 691 подписи избирателей 114 подписей в установленном законом порядке были признаны недостоверными и недействительными, что составляет 16,49 % от общего числа подписей, суд приходит к выводу, что у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № имелись основания для принятия решения об отказе в регистрации Наместникова М.М. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва в соответствии с подпунктом «д» пункта 20 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Иных оснований для признания решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от <дата> недействительным и, следовательно, для возложения на избирательную комиссию обязанности принять решение о регистрации Наместникова М.М. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва, судом не установлено.

Согласно пункту 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Поскольку судом не установлено нарушений прав Наместникова М.М. окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №, в удовлетворении заявления Наместникова М.М. следует полностью отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Наместникова М.М. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № Наместникова М.М., обязании вынести решение о регистрации Наместникова М.М. кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № - отказать.

В течение 5 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья подпись А.П. Совкич