Дело № 2- 485/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Перовой Т.А.
при секретаре Молодых Л.В.,
с участием заявителя Батталова Р.А., представителя заинтересованного лица Куркина Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батталова Р.А. о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации, понуждении произвести государственную регистрацию автономной некоммерческой организации,
установил:
Батталов Р.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации, понуждении произвести государственную регистрацию автономной некоммерческой организации, ссылаясь на то, что <дата> в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области он обратился с заявлением о регистрации автономной некоммерческой организации. <дата> вынесено распоряжение исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области № об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при её создании.
В соответствии с п. 8 ст. 13.1 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» срок рассмотрения и принятие решения уполномоченному органу предоставляется на более 14 рабочих дней со дня получения документов для регистрации некоммерческой организации при её создании. Решение от <дата> было вынесено на 15 рабочий день со дня получения заявления, решение было направлено <дата>, что фактически нарушено требование о сроке рассмотрения на 4 рабочих дня.
Основания, изложенные в решении об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при её создании, противоречат Федеральному закону РФ «О некоммерческих организациях», Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ в части освобождения от уплаты государственной пошлины.
Словосочетание «Служба по надзору», имеющееся в названии организации, не имеет ничего общего с государственным органом как Прокуратура РФ. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит требования к наименованию организации, а лишь определяет ряд условий использования в названии организации Россия, Российская Федерация и все словосочетания с данными словами.
Отказ в регистрации организации по основанию несоответствия ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является необоснованным, так как к компетенции высшего органа управления организации отнесены вопросы, строго определенные в ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях». Обязательное указание на срок полномочий участников высшего органа организации не предусмотрено ФЗ «О некоммерческих организациях».
Отказ в регистрации некоммерческой организации по мотивам неоплаты государственной пошлины незаконны, так как им подано ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» запрещает требовать иные документы, кроме тех, перечень которых предусмотрен законом. В решении об отказе имеется ссылка на отсутствие нотариально заверенного гарантийного письма о предоставлении юридического адреса и свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Просил признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации от <дата> и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области произвести государственную регистрацию автономной некоммерческой организации.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Куркин Ф.В. требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации некоммерческой организации - Автономной некоммерческой организации <данные изъяты> соответствует требованиям закона.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <дата> в Управление Министерства юстиции по Саратовской области поступило заявление от Батталова Р.А. о регистрации Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» при её создании (л.д. 37).
На основании распоряжения исполняющего обязанности начальника Управления ФИО1 от <дата> № Батталову Р.А. было отказано в регистрации некоммерческой организации при её создании по основаниям, предусмотренным подп. 1, 4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п. 1 подп. 1,4 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган.
В соответствии с п. 3 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение об отказе в государственной регистрации или о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения представленных документов. В случае отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием предусмотренных настоящей статьей оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации или приостановление государственной регистрации некоммерческой организации.
В соответствии с п. 79 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 96, в день подписания уведомления ответственный специалист сообщает заявителю по телефону об отказе в государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что решение об отказе в государственной регистрации было принято <дата>, на четырнадцатый рабочий день со дня поступления заявления, то есть в срок, предусмотренный п. 3 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В течение 3 рабочих дней было отправлено соответствующее письмо Батталову Р.А. (л.д. 21-23), что подтверждается реестром почтовых отправлений от <дата> (л.д. 41).
В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании представляются, в том числе, документ об уплате государственной пошлины. В нарушение вышеуказанной нормы заявителем не представлены указанные документы. Статья 333.35 Налогового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень категорий физических лиц и организаций, для которых предусмотрены льготы, предоставляемые при уплате государственной пошлины. Заявитель к данному перечню не относится.
Пункт 1.1. устава Автономной некоммерческой организации в части использования в наименовании организации словосочетания «Служба по надзору» не соответствует п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому нкоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности», ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» от 17 января 2002 года № 2202-1, согласно которой «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти». При таких обстоятельствах использование термина «Служба по надзору» возможно только в названии государственных органов и недопустимо в названии некоммерческих организаций, поскольку указывает на определенный характер деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определена компетенция высшего органа управления и порядок принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, в том числе по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.
Заявитель ссылается на то, что Управлением в уведомлении об отказе в государственной регистрации было отмечено на обязательное указание срока полномочий участников высшего органа организации, что не соответствует действительности. В отказе в государственной регистрации указано, что в нарушение норм ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе организации отсутствует исключительная компетенция высшего органа управления организации, а также порядок принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, в том числе по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации; не определено квалифицированное большинство голосов по принятию решений, относящихся к исключительной компетенции высшего органа правления.
Пункт 2.1. устава организации соответствует требованиям п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так как не содержит указания на то, что автономная некоммерческая организация учреждается в целях предоставления услуг.
Пункт 2.1. устава организации не соответствует п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами». Следовательно, устав организации должен содержать весь перечень видов деятельности, осуществляемых организацией.
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устав организации не содержит предмета деятельности организации, порядка внесений изменений в устав организации. Кроме того, раздел 2 устава организации не содержит нормы, определяющей порядок осуществления надзора за деятельностью организации и учредителей, что не соответствует п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Раздел 5 устава организации не соответствует требованиям п. 3 ст. 14 и п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так как не содержит порядка принятия решений высшим органом управления организацией, а также требованиям п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так как не определяет отнесение вопросов к исключительной компетенции Наблюдательного совета организации и решение вопросов исключительной компетенции единогласно или квалифицированным большинством голосов.
В качестве документов, подтверждающих юридический адрес организации -местонахождение постоянно действующего руководящего органа организации, по которому осуществляется связь с организацией, представлены гарантийное письмо Батталова Р.А. с приложением свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру. Гарантийное письмо содержит подпись заявителя, не удостоверенную в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, а ксерокопия свидетельства о государственной регистрации права также нотариально не заверена.
Устав Автономной некоммерческой организации, в частности абзацы 3, 8, 9, 10 пункта 5.3., пункт 8.2., содержит ряд стилистических ошибок, которые не позволяют признать текст соответствующим правилам государственного языка в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» и правилам русского языка.
В соответствии с требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 в случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Так, в листе Ж заявления РН0001 прочерки не проставлены, в п. 2.2 заявления по форме РН 0001 не верно указана должность, наименование исполнительного органа организации; в листе Ж указан вид экономической деятельности - 91.33. «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», который не соответствует видам деятельности организации в соответствии с ее уставом и не может быть включен в единый государственный реестр юридических лиц.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», суд приходит к выводу о том, что распоряжение исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции по Саратовской области № от <дата> об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» является законным, а доводы заявителя являются следствием неправильного толкования норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Батталова Р.А. о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации, понуждении произвести государственную регистрацию автономной некоммерческой организации отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Перова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.