Дело № 2-424/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2011 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Перовой Т.А.,
при секретаре Кудряшовой С.А.,
с участием истца Клингера С.Е., представителя истца Рябоконова А.И., представителей ответчиков Тышко С.А., Жаровой Е.А., старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Прокофьевой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клингера С.Е. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу, Приволжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, признании незаконными действия начальника Приволжского линейного управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по устранению нарушенного права,
установил:
Клингер С.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее УТ МВД РФ по ПФО), Приволжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее Приволжское ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО), в котором просил признать его увольнение незаконным, восстановить на службе в ПЛУВДТ УТ МВД РФ по ПФО, взыскать с УТ МВД РФ по ПФО денежное довольствие за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей, возложить на УТ МВД РФ по ПФО обязанность по устранению нарушенного права.
Требования мотивированы тем, что с <дата> он проходил службу в Саратовском линейном управлении внутренних дел на транспорте Приволжского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту СЛУВДТ ПУВДТ МВД России). С <дата> и по день фактического увольнения занимал должность начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков и фактически являлся заместителем начальника отдела уголовного розыска.
<дата> он был уведомлен о предстоящем увольнении из органов внутренних дел на основании пункта «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции». На основании приказа начальника УТ МВД РФ по ПФО № от <дата> он был уволен по сокращению штатов.
Основанием к увольнению послужил приказ МВД России от <дата>, согласно п. 3.5 которого ПУВДТ МВД России реорганизовано в Приволжское ЛУВДТ и присоединено Саратовское линейное управление внутренних дел на транспорте. В соответствии с п. 4.3 данного приказа Приволжское ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО было подчинено УТ МВД России по ПФО.
Приказом УТ по ПФО МВД России № от <дата> отменены приказы, утверждающие штатные расписания ПУВДТ и СЛУВДТ, и утверждено новое штатное расписание Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО.
В штатном расписании Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО предусмотрена должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков. Должность начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков была предусмотрена лишь штатным расписанием присоединяемого СЛУВДТ и до реорганизации отсутствовала в ПУВДТ. В указанной ситуации фактического сокращения должности не произошло и трудовые отношения с ним должны быть продолжены, однако он был незаконно уволен, несмотря на то, что от продолжения работы в Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО не отказывался.
Ответчиком была нарушена процедура сокращения. На период проведения организационно-штатных мероприятий и до его увольнения, ответчик обязан был предложить все вакантные должности, соответствующие его квалификации, вакантные нижестоящие должности, по которым в силу своего состояния здоровья и квалификации он мог исполнять служебные обязанности. Ему неоднократно предлагались для ознакомления списки с перечнем вакантных должностей, однако данные перечни не являлись исчерпывающими и содержали не все вакантные должности, имеющиеся в Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО. Вакантные должности УТ МВД России по ПФО ему предложены не были.
<дата> он обратился с рапортом на имя начальника Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО с ходатайством о назначении его на должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков, которая в момент его обращения была вакантной.
<дата> начальником Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО был дан ответ, в котором было указано, что должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО является для него вышестоящей и не соответствует ранее занимаемой им должности. Данный ответ, по его мнению, носил формальный характер и не соответствовал действительности.
В результате незаконных действий ответчиков ему были причинены нравственные и моральные страдания, повлекшие за собой необходимость обращения в медицинское учреждение с целью прохождения курса восстановительного лечения сердечнососудистых заболеваний.
Впоследствии истец дополнительно просил признать незаконным и отменить приказ по УТ МВД России по ПФО № от <дата> о его увольнении, признать незаконными действия начальника Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО по его обращению о назначении на должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно объяснил, что в нарушении требований трудового законодательства ему не были предложены вакантная должность заместителя начальника отдела уголовного розыска-начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков, вакантная должность начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Приволжского ЛУВДТ МВД России по ПФО, которые соответствовали его квалификации. Он имеет специальное звание подполковника милиции, два высших образования, выслугу лет более 20 лет, за время службы неоднократно поощрялся, имеет удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Не согласен был продолжить службу на какой-либо из предложенных ему вакантных должностей, поскольку они были нижестоящими и служба должна была проходить за пределами <адрес>.
Представитель истца - адвокат Рябоконов А.И. просил удовлетворить исковые требования, ссылаясь на то, что истцу не была предложена вакантная должность, соответствующая его квалификации, приказ об увольнении издан неуполномоченным лицом, с уведомлением о предстоящем увольнении истец был ознакомлен до вступления в силу приказа УТ МВД России по ПФО № 23 от 20 сентября 2010 года.
Представитель ответчиков УТ МВД России по ПФО, Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО Тышко С.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что основанием для увольнения из органов внутренних дел Клингера С.Е. по п. «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции» послужило отсутствие возможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего трудоустройства Клингера С.Е. в связи с его отказом от перемещения по службе.
На момент увольнения Клингер С.Е. проходил службу в СЛУВДТ Приволжского УВДТ МВД России в должности начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 2009 г. № 233 существовавшее ранее Приволжское УВДТ МВД России являлось территориальным органом МВД России на межрегиональном уровне. Саратовское ЛУВДТ являлось структурным подразделением Приволжского ЛУВДТ и никогда не было самостоятельным территориальным органом.
Президент РФ принимает решение о реформировании МВД России и 24 декабря 2009 г. подписывает Указ № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором предписывает Правительству РФ и Министру внутренних дел РФ оптимизировать структуру и состав органов внутренних дел РФ и сократить до 1 января 2012 года численность сотрудников отделов внутренних дел на 20%. Этим же Указом утратил силу подп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 28 февраля 2009 г. № 233 «О территориальных органах МВД России».
18 февраля 2010 года Президент РФ подписывает указ № 208 «О некоторых мерах по реформированию МВД России», в подп. «б» п. 2 которого Министру МВД России предписывается образовать в 6-месячный срок 8 управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам на базе 20 управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в пределах их штатной численности.
В результате реформирования транспортной милиции, на базе ранее существовавших 20 УВДТ предписывается создать 8 Управлений на транспорте по соответствующим федеральным округам, а оставшиеся УВДТ реорганизовать в линейные управления с расширенными функциями (поименованными).
В соответствии с п. 3.5, 4.3 Приказа Министра внутренних дел РФ от 3 августа 2010 г. № 570 «Вопросы реформирования органов внутренних дел на транспорте» Приволжское УВДТ МВД России было реорганизовано в Приволжское ЛУВДТ, с присоединением к нему Саратовского ЛУВДТ; Приволжское ЛУВДТ, а также органы (подразделения) внутренних дел на транспорте, находившиеся в его подчинении, было подчинено УТ МВД России по ПФО.
Данный приказ носит организационную и регулятивную нагрузку и является руководством к действию соответствующих подчиненных подразделений в рамках их компетенции.
Приказом МВД России от 20 августа 2010 г. № 610 были внесены изменения в приказ МВД России от 30 декабря 2007 года № 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел РФ» в части установления структурного построения вновь созданных 10 поименованных ЛУВДТ, в том числе и Приволжского ЛУВДТ.
В приказе МВД России № 1220 от 30 декабря 2007 г. поименованные ЛУВДТ во всех приложениях указаны вместе с Управлениями на транспорте по федеральным округам, так как у них одна модель организационного построения, то есть полномочия поименованных ЛУВДТ шире, чем ЛУВДТ. В приказе МВД России № 575-08г. тарифные разряды начальствующего состава поименованных ЛУВДТ выделены в отдельный перечень, их размеры выше, чем в иных ЛУВДТ.
В данных приказах указано на то, что в структуре поименованных ЛУВДТ могут создаваться такие отдельные подразделения, которые никогда не могут создаваться в ЛУВДТ (ЛОВД).
В соответствии с приказом УТ МВД РФ по ПФО от 20 сентября 2010 г. № 23 с 1 октября 2010 г. штатные расписания Саратовского ЛУВДТ ПУВДТ МВД России и Приволжского УВДТ МВД России утратили силу, и было утверждено штатное расписание Приволжского ЛУВДТ УТ МВД РФ по ПФО. Момент утверждения нового штатного расписания 20 сентября 2010 г. является основанием для проведения мероприятий, связанных с увольнением сотрудников.
Структура вновь созданного Приволжского ЛУВДТ существенно отличается от структуры ранее существовавших ЛУВДТ как качественно, так и количественно, штатные построения Приволжского ЛУВДТ (поименованного) и бывшего Саратовского ЛУВДТ регламентируются разными типовыми штатными расписаниями.
При создании в результате оптимизации и реформирования органов внутренних дел на транспорте Приволжского ЛУВДТ на базе Приволжского УВДТ, присоединив к нему Саратовское ЛУВДТ, МВД России вправе было повысить требования к квалификации сотрудников, так как цели и задачи деятельности Приволжского ЛУВДТ в измененных условиях требуют повышения качества выполняемых работ.
Штатная численность Саратовского ЛУВДТ и Приволжского УВДТ составляла 996 единиц, из которых 566 должностей среднего и старшего начальствующего состава (офицеры). После организационно-штатных мероприятий штатная численность Приволжского ЛУВДТ составляет 689 единиц, из которых 382 должности среднего и старшего начальствующего состава (офицеры), сокращение штатной численности должностей старшего начальствующего состава составило 307 единиц.
Должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков, должность начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями не могли быть предложены истцу, так как они являются вышестоящими по сравнению с ранее занимаемой им должностью.
Объем прав и обязанностей по должности заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков Приволжского ЛУВДТ гораздо больше, чем был объем прав и обязанностей по должности начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков Саратовского ЛУВДТ.
Заместитель начальника отдела является руководителем вышестоящим по штатной должности для начальника отделения. Заместитель начальника отдела замещает начальника отдела без возложения на него дополнительных обязанностей, то есть является штатным заместителем. Начальник отделения, входящего в состав отдела, таких полномочий не имеет, на временное исполнение обязанностей, в том числе заместителя начальника отдела необходимо издание соответствующего приказа.
В системе МВД РФ функции работодателя не сосредоточены в одном лице. Так, правом приема на службу и увольнения среднего и старшего начальствующего состава до подполковников в соответствии с номенклатурой должностей, применительно к Приволжскому ЛУВДТ, обладает начальник УТ МВД России по ПФО ФИО8, а все остальные функции работодателя, реализует начальник Приволжского ЛУВДТ Плотнягин А.А.
В соответствии со ст. 60 Положения о службе увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится: а) до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно - заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации; б) до полковника милиций, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно и сотрудников органов внутренних дел из числа высшего начальствующего состава - министром внутренних дел Российской
Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
Аналогичным образом нормативными правовыми актами МВД России распределены функции работодателя и по вопросам приема на службу, подписания контрактов, присвоения первоначальных и очередных специальных званий, перемещения по службе. Если в подразделении проходят службу сотрудники со специальными званиями, например, полковник милиции и майор милиции, то в отношении их правом увольнения будут обладать разные должностные лица, соответственно начальник соответствующего подразделения и Министр внутренних дел. В разное время для одного и того же сотрудника функции работодателя могут выполнять разные должностные лица в зависимости от его продвижения по службе, а не от того, кто его принимал на службу.
При определении круга вакантных должностей необходимо руководствоваться местностью прохождения службы по ранее занимаемой должности - местом работы и конкретным характером реорганизации.
Местом работы у истца до момента сокращения штата было определено - должность начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков отдела уголовного розыска Саратовского ЛУВДТ ПУВДТ МВД России. Все имеющиеся вакансии в Приволжском ЛУВДТ по Саратовской области на день увольнения истцу были предложены.
Увольнение истца было произведено в соответствии с требованиями Закона РФ «О милиции», Положения о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, решение об увольнении и приказ об увольнении были приняты уполномоченным должностным лицом, истец был предупрежден о предстоящем увольнении за два месяца, ему были предложены все вакантные должности. Доказательством, свидетельствующим о сокращении штата сотрудников путем замены одной должности другой, служит изменение ее наименования с изменением трудовой функции, выполняемой сотрудником, и квалификационных требований, предъявляемых к сотруднику, занимающему вновь введенную должность. Вакансий по одноименным должностям на момент увольнения со службы Клингера С.Е. не имелось.
В связи с невозможностью дальнейшего использования Клингера С.Е. в связи с проводимыми организационно-штатными изменениями, отказом от перемещения его по службе <дата> он был уволен со службы по сокращению штатов.
Представителем ответчика также заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Представитель Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО Жарова Е.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным представителем Тышко С.А.
Выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков, свидетеля, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Клингера С.Е. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено Федеральным законом.
Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными правовыми актами: Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1.
Порядок применения Положения определен в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038.
Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение нормы трудового законодательства по аналогии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 1 июля 1999 года до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, эти вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «О милиции».
В ст. 19 Закона РФ «О милиции» установлен исчерпывающий перечень оснований увольнения сотрудников милиции, в числе которых является увольнение сотрудника милиции со службы по сокращению штатов (подп. «е» ч. 5).
В соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и разделом XVII Инструкции о порядке применения указанного положения прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом; увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной ст. 60 Положения, а именно, увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях старшего начальствующего состава в органах внутренних дел на транспорте, до подполковника милиции, включительно, производится начальником управления внутренних дел на транспорте; увольнение по сокращению штатов может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность; о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в
известность уведомлением, являющимся приложение 15 к Инструкции и вручаемым
сотруднику под расписку; с сотрудником проводится беседа, в
ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются
льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-
бытового обеспечения и другие вопросы; до представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе.
Клингер С.Е. проходил службу в СЛУВДТ ПУВДТ МВД России в должности начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков, имеет специальное звание подполковника милиции, что подтверждается контрактом о службе в органах внутренних дел от <дата>, сведениями из послужного списка (л.д. 91-95, 205).
В соответствии с приказом УТ МВД России по ПФО от 20 сентября 2010 г. № 23 Приволжское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации реорганизовано в Приволжское линейное управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, с присоединением к нему Саратовского линейного управления внутренних дел на транспорте. 20 сентября 2010 г. утверждено новое штатное расписание ПЛУВДТ УТ МВД России по ПФО. С 1 октября 2010 г. штатные расписания СЛУВДТ ПУВДТ МВД России и ПУВДТ МВД России утратили силу.
В соответствии с ст. 16.1. Положения о службе в Органах внутренних дел Российской Федерации, Приказом УТ МВД России по ПФО от <дата> № личный состав СЛУВДТ и Приволжского ПУВДТ, включая Клингера С.Е., в связи с организационно-штатными мероприятиями был зачислен в распоряжение Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО с освобождением от ранее занимаемых должностей, с сохранением ранее установленных окладов по занимаемым должностям, надбавок и выплат до решения вопроса о дальнейшем прохождении службы.
<дата> Клингер С.Е. в соответствии со ст. 60 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации был уведомлен о предстоящем увольнении из органов внутренних дел РФ по п. «е» ст. 19 Закона «О милиции», что подтверждается уведомлением от <дата>
<дата> истец обратился с рапортом на имя начальника Приволжского ЛУВДТ с просьбой назначить его на должность начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков отдела уголовного розыска Приволжского ЛУВДТ, полагая, что указанная должность соответствует ранее занимаемой им должности, опыту работы, специальному званию, профессиональным знаниям и навыкам (л.д. 25).
По результатам рассмотрения обращения Клингера С.Е. начальником Приволжского ЛУВДТ было указано, что в новом штатном расписании Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО имеется должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой Клингером С.Е. должности, должность начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков в Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО отсутствует (л.д. 27).
В соответствии со ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится:
а) на вышестоящую должность - в порядке продвижения по службе с
согласия сотрудника органов внутренних дел;
б) на равнозначную должность - с согласия сотрудника органов
внутренних дел - при необходимости замещения другой должности либо для
более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с
учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а
также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
в) на нижестоящую должность: при сокращении штатов - в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с утратившим силу штатным расписанием Саратовского ЛУВДТ должности начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков соответствует специальное звание - майор милиции и должностной оклад равен 3229 - 4052 рубля (л.д. 64-65).
В соответствии с действующим штатным расписание Приволжского ЛУВДТ должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков соответствует специальное звание - подполковник милиции и должностной оклад равен 4873 - 5332 рубля, должности начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями соответствует специальное звание подполковника милиции и должностной оклад 5062-5613 рублей (л.д. 61-63, 204).
Учитывая существенные различия в предусмотренных специальных званиях, размерах должностных окладов, а также объем предоставленных прав и обязанностей по указанным должностям, вновь введенная в Приволжское ЛУВДТ должность заместителя начальника отдела уголовного розыска - начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой истцом должности, перемещение на которую возможно только в порядке продвижения по службе.
Более того, до зачисления его в распоряжение Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО истец в должности заместителя начальника отдела уголовного розыска, не состоял.
Как следует из объяснений представителя ответчика, показаний свидетеля свидетель 1 - руководителя кадровой службы, с Клингером С.Е. проводились беседы по существу проводимых организационно-штатных мероприятий и были предложены перечни вакантных должностей в Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО.
<дата> и <дата> Клингеру С.Е. были предложены перечни вакантных нижестоящих должностей и равнозначная должность старшего оперуполномоченного отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков (л.д.74, 76, 78, 80), однако продолжить службу на какой-либо из предложенных должностей он согласие не выразил, что подтверждается актами от <дата> и <дата> (л.д. 75, 77, 79, 81).
<дата> заместителем начальника отдела по работе с личным составом Приволжского ЛУВДТ УТ МВД РФ по ПФО свидетель 1 с Клингером С.Е. была проведена беседа, в ходе которой ему было сообщено об основаниях увольнения, разъяснены льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства и подачи заявления о назначении ему пенсии, после чего был ознакомлен с представлением к увольнению из органов внутренних дел (л.д. 96).
<дата> начальником УТ МВД России по ПФО был издан приказ № по личному составу об увольнении со службы подполковника милиции Клингера С.Е., находящегося в распоряжении Приволжского ЛУВДТ, бывшего начальника отделения по противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков отдела уголовного розыска Саратовского ЛУВДТ, по п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (л.д. 24).
В соответствии с Положением об УТ МВД России по ПФО, утвержденным приказом МВД России от <дата> №, правом приема на службу в органы внутренних дел и увольнением сотрудников Управления и подчиненных структурных подразделений, в том числе и Приволжского ЛУВДТ, наделен начальник Управления ФИО8
В соответствии с п. 20.11 данного Положения начальник Управления в пределах полномочий назначает на должности и освобождает от должности сотрудников и руководителей структурных подразделений Управления, руководителей подчиненных отделам внутренних дел на транспорте до начальников отделов (управлений) включительно.
Положением о Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО, утвержденным приказом УТ МВД России по ПФО от <дата> №, определены полномочия его начальника в части назначения сотрудников на должности, которые входят в номенклатуру Приволжского ЛУВДТ.
При таких обстоятельствах приказ об увольнении истца со службы в органах внутренних дел издан лицом в пределах своих полномочий.
Проверяя соблюдение процедуры увольнения истца, суд приходит к выводу о соответствии её действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Сокращение штата имело место в действительности, о чем истец за два месяца со дня утверждения нового штатного расписания был уведомлен, истцу были предложены равнозначные и нижестоящие вакантные должности, от продолжения службы на какой-либо из которых, он не выразил согласие, с истцом была проведена беседа, в ходе которой ему было сообщено об основаниях увольнения, разъяснены вопросы трудоустройства, порядок назначения пенсии; истец был направлен на военно-врачебную комиссию, от прохождения которой он отказался; приказ был издан начальником УТ МВД России по ПФО в пределах предоставленных ему полномочий.
Учитывая, что возможность дальнейшего трудоустройства Клингера С.Е. в результате проводимых организационно-штатных изменений отсутствовала, увольнение истца со службы в органах внутренних дел по сокращению штатов является законным, а издание приказа об увольнении со службы истца не противоречит Закону РФ «О милиции», Положению о порядке прохождения службы в органах внутренних дел.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным и отмене приказа об увольнении № от <дата>, восстановлении на службе в Приволжском ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО, признании незаконными действия начальника Приволжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, возложении обязанности по восстановлению нарушенного права у суда не имеется.
Требования о взыскании компенсации морального вреда являются производным из требований о признании приказа об увольнении незаконным, о восстановлении на работе и также не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что ему не была предложена вакантная по настоящее время должность начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями, являются необоснованными, поскольку указанная должность также является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой им должности, перемещение на которую возможно в случае продвижения по службе.
Согласно ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В силу ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ месячный срок обращения с требованием о восстановлении на работе для Клингера С.Е. истец <дата>.
Обращаясь в суд с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд, истец указал, что <дата> он ошибочно обратился с исковым заявлением о восстановлении его на работе в Кировский районный суд г. Саратова. На основании определения судьи Кировского районного суда г. Саратова от <дата>, копия которого была им получена <дата>, исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью дела Кировскому районному суду г. Саратова. В этот же день исковое заявление было подано в Октябрьский районный суд г. Саратова.
Суд находит причины пропуска истцом срока для обращения в суд с заявлением о восстановлении на работе уважительными и считает необходимым указанный срок восстановить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Клингера С.Е. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу, Приволжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене приказа об увольнении № от <дата>, восстановлении на службе в Приволжском линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу, признании незаконными действия начальника Приволжского линейного управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Приволжскому федеральному округу, о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, о возложении обязанности по устранению нарушенного права отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Перова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.