о включении в стаж работы периода работы в долженности ведущего специалиста



дело № 2-292/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2011 года г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова

в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием истца Евтушенко В.М,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саратове гражданское дело по иску Евтушенко В.М. к Саратовскому областному суду, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Управлению судебного департамента в Саратовской области о включении в стаж работы периода в должности ведущего специалиста,

УСТАНОВИЛ:

Истец Евтушенко В.М. обратилась в суд с иском к Саратовскому областному суду, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Управлению судебного департамента в Саратовской области о включении в стаж работы периода в должности ведущего специалиста.

Исковые требования обоснованы тем, что в связи с возникновением права на ежемесячное пожизненное содержание (стаж работы более двадцати лет), а также в связи с продолжением работы в должности судьи Саратовского областного суда, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.96 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» она, в соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, обратилась с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое могло быть ей назначено при выходе в отставку.

Решением комиссии Саратовского областного суда по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания от <дата> ей с <дата> назначено 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку.

Приказом председателя Саратовского областного суда от <дата> № ей установлено 50 % ежемесячное пожизненное содержание, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку в сумме 28186 руб. 52 коп.

Однако Управлением социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее по тексту - УСД при ВС РФ) ей по существу отказано в выплате 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку. При этом, отказ УСД при ВС РФ в выплате ей 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы ей быть назначено при выходе в отставку носит немотивированный характер, поскольку в нем не указаны какие-либо причины со ссылкой на законодательную либо иную нормативную базу. Как следует из письма УСД при ВС РФ от <дата> № №, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ставится под сомнение период её работы в должности ведущего специалиста по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области со <дата> по <дата>, поскольку, как указано в названном письме, не представлены документы, подтверждающие, что для замещения указанной должности в тот период времени требовалось наличие высшего юридического образования.

Для подтверждения того факта, что для замещения должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области в период с <дата> по <дата> требовалось наличие высшего юридического образования заместитель председателя комиссии Саратовского областного суда по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания <дата> и <дата> обращался в Управление юстиции Российской Федерации по Саратовской области. Однако, как следует из ответов Управления юстиции Российской Федерации по Саратовской области от <дата> № и от <дата> №, документов подтверждающих, что для замещения должности ведущий специалист управления юстиции администрации Саратовской области в период с <дата> по <дата> требовалось наличие высшего юридического образования в Управлении юстиции Российской Федерации по Саратовской области не имеется.

В связи с чем, поскольку у неё отсутствует какая-либо иная возможность подтвердить, что в период работы в должности ведущего специалиста управления юстиции по нотариату администрации Саратовской области с <дата> по <дата> для замещения данной должности требовалось наличие высшего юридического образования, она вынуждена обратиться в суд с иском о включении в стаж работы в качестве судьи в соответствии с Федеральным законом от 10.01.96 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» (ст. 3) для назначения 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло ей бы быть назначено при выходе в отставку, периода работы в должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовкой области со <дата> по <дата>

В силу ст. 7 Федерального закона от 10.01.96 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах на должности судьи, в органах юстиции, на должностях требующих высшего юридического образования (государственная должность), работа в качестве нотариуса и адвоката.

С <дата> по <дата> она работала в должности государственного нотариуса Абайской государственной нотариальной конторы Управления юстиции Чимкентского облисполкома.

С <дата> по <дата> - адвокатом Чимкентской областной коллегии адвокатов.

С <дата> - специалистом первой категории по нотариату отдела юстиции администрации Саратовской области.

С <дата> переведена на должность ведущего специалиста по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области.

В период работы в органах юстиции, а именно, <дата> ей был присвоен классный чин - юрист первого класса.

<дата> она назначена на должность судьи и зачислена в штат Энгельсского городского суда Саратовской области.

<дата> исключена из штата судей Саратовской области в связи с назначением на должность судьи Саратовского областного суда.

<дата> зачислена в штат Саратовского областного суда на должность судьи, в которой продолжает работать по настоящее время.

Факт работы в органах юстиции, на должностях, требующих высшего юридического образования, бесспорно, подтверждается перечнем должностей, установленных Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденного приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, согласно которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение).

В связи с переходом на новые условия оплаты труда на основании постановления Совета Министров СССР от 29.09.1989 г. № 803, Постановления Совета Министров РСФСР от 10.10.1989 г. № 305 принятых «в целях создания условий формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными руководящими работниками и специалистами», фактически изменилась номенклатура должностей в органах юстиции, а, именно, консультанты по различным направлениям в работе (в частности, по нотариату) органов юстиции стали именоваться специалистами (соответствующих категорий, в том числе и по нотариату) органов юстиции.

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 29.09.1989 г. Министерством юстиции РСФСР были утверждены должностные оклады руководящих работников и специалистов, в том числе и отделов юстиции. При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции.

При этом Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации само подтверждает тот факт, что в результате организационно-штатных мероприятий должность консультанта управления юстиции, для замещения которой до <дата> требовалось наличие высшего юридического образования, была подразделена на категории «ведущий специалист» и «специалист первой категории», что прямо следует из письма Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата> № №. То есть, по существу, Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ признает тот факт, что на основании постановления Совета Министров СССР от <дата> №, Постановления Совета Министров РСФСР от 10.10.1989 г. № 305 фактически изменилась номенклатура должностей (утвержденная Министром юстиции СССР в 1980 г.) в органах юстиции, а, именно, консультанты по различным направлениям в работе (в частности, по нотариату) органов юстиции стали именоваться специалистами (соответствующих категорий, в том числе и по нотариату) органов юстиции.

Аналогичная позиция изложена в решении Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям от <дата> №.

Таким образом, с <дата> и по настоящее время наименование должности «консультант» управления юстиции перестало существовать, так как наименование «консультант» в соответствии с вышеприведенными Постановлениями было заменено на наименование «специалист», в том числе и «ведущий».

При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции, а потому в соответствии с Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, согласно которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение), должность ведущего специалиста также требует наличие высшего юридического образования (1801-правоведение).

Указанное обстоятельство свидетельствует, что для замещения должности ведущего специалиста управления юстиции по нотариату администрации Саратовской области с <дата> по <дата> требовалось наличие высшего юридического образования.

Кроме того, согласно Положению «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 для специалистов первой категории управлений (отделов) юстиции исполкомов местных Советов народных депутатов предусмотрен классный чин - юрист первого класса, для ведущих специалистов - классный чин советник юстиции третьего класса, что соответствует классному чину младший советник юстиции в органах прокуратуры и званию майор внутренней службы в органах МВД.

В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденных приказом Минюста РСФСР от 16.10.1991 г. № 152/13-3-23, классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее образование (п.2). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п.6).

Как разъяснило Министерство юстиции Российской Федерации в письме от 29.01.2003 г. № 12-117 наличие высшего образования являлось необходимым условием для замещения должностей специалистов органов юстиции, что учитывалось при проведении аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1989 г. № 305 «О совершенствовании оплаты труда работников аппарата органов государственного управления в центральном аппарате и территориальных органах Минюста РСФСР».

В настоящее время в силу ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в число обязательных квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «специалисты» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В силу Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (с изменениями и дополнениями) для присвоения соответствующего классного чина обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования. При этом согласно п. 5 этого же Указа Президента РФ классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» сохраняются. Более того, вопрос об отнесении должностей специалистов органов юстиции к числу должностей, требующих наличия высшего юридического образования уже был предметом неоднократного рассмотрения Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям, члены которой пришли к единому мнению о том, что период работы в должностях специалистов органов юстиции включается в стаж работы в качестве судьи в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ». Соответствующая информация была направлена в Саратовский областной суд Управлением по социальной защите судей и государственных служащих Судебного Департамента при Верховном Суде РФ <дата> № № и поступила в Саратовский областной суд <дата>

Она работала в должности ведущего специалиста по нотариату. Согласно Положению «О Министерстве юстиции Российской Федерации» систему Министерства юстиции Российской Федерации образуют его органы и учреждения на местах. При этом в соответствии с указанным Положением к компетенции Министерства юстиции относится осуществление руководства деятельностью нотариата, решение вопросов об открытии нотариальных контор, определение территорий их обслуживания.

В соответствии с названным Положением «О Министерстве юстиции Российской Федерации» инструкции и указания Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам совершения нотариальных действий являются обязательными для нотариусов.

Как следует из ответов Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ, тот факт, что должность нотариуса требует высшего юридического образования, сомнений не вызывает. В круг её должностных обязанностей входило проведение проверок по совершению нотариальными конторами области нотариальных действий, разрешение жалоб на действия нотариусов, кроме того, ею, как ведущим специалистом по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области давались разъяснения нотариусам по вопросам совершения нотариальных действий, проводились обобщения практики совершения нотариальных действий. Указанные обстоятельства также подтверждают тот факт, что для замещения должности ведущего специалиста по нотариату требуется высшее юридическое образование.

Тот факт, что для замещения должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области в период с <дата> по <дата> требовалось высшее юридическое образование подтверждается и ответом Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата> №, согласно которому классные чины в указанный период времени присваивались только специалистам, имеющим высшее юридическое образование. Ей в период работы в органах юстиции в должности ведущего специалиста, а именно, <дата> был присвоен классный чин - юрист первого класса.

На основании вышеизложенного истец просит суд включить в стаж работы в качестве судьи в соответствии с Федеральным законом от 10.01.96 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» (ст. 3) для назначения 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, период работы в должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области со <дата> по <дата>

Истец Евтушенко В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Саратовский областной суд о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации, Управление социальной защиты судей и государственных служащих о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

О времени и месте рассмотрения дела ответчик Управление юстиции Российской Федерации по Саратовской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с перечнем дел, переданных в ведение территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, при реорганизации и выделении территориального органа юстиции в самостоятельную структуру, документы не передавались, поэтому Управление является ненадлежащим ответчиком.

Ответчик Управление судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Саратовской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что решение данного вопроса относится к компетенции соответствующей Комиссии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Третье лицо Главное управление федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и представителя третьего лица, поскольку о слушании дела стороны были извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании Евтушенко В.М. с <дата> по <дата> работала в должности государственного нотариуса Абайской государственной нотариальной конторы Управления юстиции Чимкентского облисполкома; с <дата> по <дата> - адвокатом Чимкентской областной коллегии адвокатов; с <дата> - специалистом первой категории по нотариату отдела юстиции администрации Саратовской области; со <дата> переведена на должность ведущего специалиста по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области; <дата> ей был присвоен классный чин - юрист первого класса; <дата> назначена на должность судьи и зачислена в штат Энгельсского городского суда Саратовской области; <дата> исключена из штата судей Саратовской области в связи с назначением на должность судьи Саратовского областного суда; <дата> зачислена в штат Саратовского областного суда на должность судьи, в которой продолжает работать по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», исходя из характера деятельности судьи, особенностей его публично-правового статуса, установлена возможность обеспечения судьи, пребывающего в отставке, ежемесячным пожизненным содержанием при наличии у него необходимого стажа судебной работы. Право на получение и размер ежемесячного пожизненного содержания поставлены в зависимость от общего стажа по юридической профессии и стажа работы непосредственно судьей. Для судей, которые приобрели право на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере, но продолжают работать, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации» предусмотрена ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

По смыслу положения абзаца второго пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» в единстве с положением статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как непосредственно в должности судьи, так и в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

<дата> Евтушенко В.М. обратилась в комиссию Саратовского областного суда по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания, с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое могло быть ей назначено при выходе в отставку.

Решением комиссии Саратовского областного суда по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания от <дата> Евтушенко В.М. с <дата> назначено 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое ей могло бы быть назначено при выходе в отставку.

Приказом председателя Саратовского областного суда от <дата> № Евтушенко В.М. установлена 50 % ежемесячное пожизненное содержание, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку в сумме 28186 руб. 52 коп.

Письмом от <дата> № Управлением социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по существу отказано в выплате 50 % ежемесячного пожизненного содержания Евтушенко В.М., которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, мотивированное отсутствием документов подтверждающих наличие высшего юридического образования для замещения должности ведущего специалиста по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области с <дата> по <дата>

При рассмотрении дела установлено, что Евтушенко В.М. работала в должности ведущего специалиста по нотариату управления юстиции администрации Саратовской области с <дата> по <дата>

Согласно Положению «О Министерстве юстиции Российской Федерации» систему Министерства юстиции Российской Федерации образуют его органы и учреждения на местах.

В силу п. 2 Положения на министерство юстиции Российской Федерации возлагается: правовое обеспечение нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации; обеспечение необходимых условий осуществления судебной деятельности и координации работы по практической реализации судебной реформы; организация и развитие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; контроль за соответствием конституционных требований уставных положений общественных и религиозных объединений; предоставление интересов Российской Федерации в порученной сфере деятельности на международном уровне; кадровое обеспечение системы Министерства юстиции Российской Федерации и судов.

В соответствии с главой 3 Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации» инструкции и указания Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам совершения нотариальных действий и записи актов гражданского состояния являются обязательными для граждан, министерств, ведомств, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Российской Федерации

Согласно главе 3 Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации» в соответствии с возложенными на него задачами Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью нотариата, решает вопросы об открытии нотариальных контор и определяет территорию их обслуживания.

Как следует из перечня должностей, установленного Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденного приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение).

В связи с переходом на новые условия оплаты труда, на основании Постановления Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. № 803, Постановления Совета Министров РСФСР от 10 октября 1989 г. № 305 принятым «в целях создания условий формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными руководящими работниками и специалистами», фактически изменилась номенклатура должностей в органах юстиции, в частности консультанты по различным направлениям в работе (а именно по нотариату) органов юстиции стали наименоваться специалистами (соответствующих категорий, в том числе и по нотариату) органов юстиции.

Согласно Типовой номенклатуре должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. № 2, должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличия высшего юридического образования. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. Министерством юстиции РСФСР были утверждены должностные оклады руководящих работников и специалистов, в том числе отделов юстиции. При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции.

Из положения «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 01 июля 1991 г. № 1506-1 для специалистов первой категории управлений (отделов) юстиции исполкомов местных советов народных депутатов предусмотрен классный чин юрист 1 класса, для ведущих специалистов классный чин - советник юстиции 3 класса, что соответствует классному чину младший советник юстиции в органах прокуратуры, и званию майор внутренней службы в органах МВД.

В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденной приказом Министерства юстиции РСФСР от 16 октября 1991 года № 152/13-3-23, классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее юридическое образование (п. 2). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п. 6).

Из разъяснений, данных Министерством юстиции Российской Федерации в письме от 29 января 2003 г. № 12-117 следует, что наличие высшего образования являлось необходимым условием для замещения должностей специалистов органов юстиции, что учитывалось при проведении аттестации в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1989 г. № 305 «О совершенствовании оплаты труда работников аппарата органов государственного управления в центральном аппарате и территориальных органах Министерства юстиции РСФСР».

Приказом по отделу юстиции Саратовского облисполкома № от <дата> Евтушенко В.М. была переведена на должность ведущего специалиста и приказом № от <дата> ей был присвоен классный чин - юрист 1 класса.

Как следует из выписки из решения заседания комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям (комиссии) № от <дата>, выданной на обращение председателя комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при Саратовском областном суде по вопросу о правомерности включения в стаж работы в качестве судьи периода работы в должности специалиста 1 категории в органах юстиции члены комиссии, в ней рекомендуется учитывать принятые ранее Комиссией решения о возможности включения в стаж работы в качестве судьи времени работы в органах юстиции на должностях специалистов, при условии, если назначение на должность специалистов производилось после аттестации с должности консультанта, поскольку должность консультанта вследствие проведения организационно-штатных мероприятий была подразделена на категории «ведущий специалист» и «специалист I категории». В случае если назначение на должность специалиста 1 категории происходило не в результате аттестации, члены комиссии рекомендуют затребовать из соответствующих органов документы о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидату на замещение должности специалиста (должностная инструкция, регламент, штатное расписание). В связи с чем заместитель председателя комиссии Саратовского областного суда по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания <дата> (№) и <дата> (№) обращался в Управление юстиции Российской Федерации по Саратовской области с просьбой предоставить сведения требовалось ли для замещения должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области в период с <дата> по <дата> наличие высшего юридического образования. Однако, как следует из ответов Управления юстиции Российской Федерации по Саратовской области от <дата> № и от <дата> №, документов подтверждающих, что для замещения должности ведущий специалист управления юстиции администрации Саратовской области в период с <дата> по <дата> требовалось наличие высшего юридического образования в Управлении юстиции РФ по Саратовской области не имеется, в указанный период времени вопросы, связанные с присвоением классных чинов работникам органов юстиции регламентировались, в том числе постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.21991 года № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР»; Инструкцией о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции государственного нотариата РСФСР, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.1991 г. № 152/13-3-23. В соответствии с п. 2 Инструкции классные чины присваивались руководителя и специалистам, имеющим высшее юридическое образование.

Кроме того, в настоящее время в силу ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в число обязательных квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «специалисты» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Согласно Указу Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (с изменениями и дополнениями) для присвоения соответствующего классного чина обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования. При этом согласно п. 5 этого же Указа Президента Российской Федерации классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» сохраняются.

Как следует из письма Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от <дата> № № вопрос об отнесении должностей специалистов органов юстиции к числу должностей, требующих наличия высшего юридического образования уже был предметом неоднократного рассмотрения Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям, члены которой пришли к единому мнению о том, что период работы в должностях специалистов органов юстиции включается в стаж работы в качестве судьи в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ».

Из представленных суду доказательств следует, что с <дата> по настоящее время наименование должности консультант управления юстиции перестало существовать, так как наименование консультант в соответствии с вышеприведенными Постановлениями фактически было заменено на наименование специалист, в том числе ведущий. Из представленных доказательств следует, что в момент назначения истца на должность специалиста 1 категории по нотариату, а впоследствии перевода на должность ведущего специалиста по нотариату для замещения данных должностей требовалось наличие высшего образования, о чем также свидетельствует и аттестация истца с присвоением классного чина юрист первого класса в оспариваемый период.

То обстоятельство, что для замещения должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области в период со <дата> по <дата> требовалось высшее юридическое образование, а также выполнение Евтушенко В.М. должностных обязанностей ведущего специалиста, связанных с проведением проверок по совершению нотариальными конторами области нотариальных действий, разрешению жалоб на действия нотариусов, дачи разъяснений нотариусам по вопросам совершения нотариальных действий, обобщения практики совершения нотариальных действий подтвердил и допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 1, замещавший в указанный период времени должность заместителя начальника управления юстиции администрации Саратовской области. Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля и ставить их под сомнение у суда не имеется.

Учитывая, что права истца нарушены действиями ответчика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации исковые требования Евтушенко В.М. подлежат удовлетворению к данному ответчику, в удовлетворении требований Евтушенко В.М. к Саратовскому областному суду, Управлению юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Управлению судебного департамента в Саратовской области необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Евтушенко В.М. к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о включении в стаж работы периода работы в должности ведущего специалиста удовлетворить.

Включить Евтушенко В.М. в стаж работы в качестве судьи в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской федерации) для назначения 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, период работы в должности ведущего специалиста управления юстиции администрации Саратовской области со <дата> по <дата>

В удовлетворении требований Евтушенко В.М. к Саратовскому областному суду, Управлению юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Управлению судебного департамента в Саратовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в кассационном порядке через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>

Судья: подпись: