Дело № 2 - 151/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Харлашиной А.А., с участием представителя истца Баженова С.В., представителя ответчика Полянского Г.Ю., представителя третьего лица Соловьевой Ю.С., Животикова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамодиной Н.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», недействительным, обязании предоставить в аренду земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Рамодина Н.В. обратилась в суд с первоначальным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», недействительным, обязании предоставить в аренду земельный участок, мотивируя свои требования тем, что в 2010 году Рамодиной Н.В. начата процедура оформления земельного участка площадью 1753 кв.м. для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, б/н. <дата> Территориальным отделом №1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка №. В данном кадастровом паспорте был указан кадастровый №, местоположение: <адрес>, б/н разрешенное использование для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадь: 1753 кв.м., кадастровая стоимость: 14352319.37 руб. и так далее, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: <дата> <дата> она обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв.м., кадастровый № расположенного по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению ей были приложены следующие документы: копия его паспорта, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из ЕГРП У ФРС по Саратовской области.
В связи с непринятием администрацией МО «Город Саратов» по её заявлению в установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ двухнедельный срок решения, Рамодина Н.В. обратилась в Волжский районный суд г. Саратов с заявлением о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов». Решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> по делу № (вступившим в законную силу <дата>) признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся, в непринятии решения по заявлению Рамодиной Н.В. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв.м., кадастровый № расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Также возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Рамодиной Н.В. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв.м., №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Также возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Рамодиной Н.В. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1753 квадратных метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей не связанных со строительством, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № Рамодиной Н.В. отказано в предоставлении указанного выше земельного участка, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территорий общего пользования. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, не могут быть использованы для размещения объектов торговли. Считает, что данное постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконными по следующим основаниям. Действующее законодательство РФ не предусматривает такие основания для отказа в предоставлении права аренды на земельный участок, которые указаны администрацией МО «Город Саратов» в постановлении от <дата> №.
Отказывая Рамодиной Н.В. в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, администрация муниципального образования «Город Саратов» ссылается на решение Саратовской городской Думы от <дата> № -«Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов». Считает, что испрашиваемый Рамодиной Н.В. земельный участок не расположен в границах территорий общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Генеральный план города Саратова (утв. решением Саратовской городской Думы от <дата> №), не содержит обозначения красных линий, разбивочного чертежа красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям, что свидетельствует о не установлении на спорном земельном участке красных линий, и нахождение части испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, в связи с чем у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали основания для отказа Рамодиной Н.В. в предоставлении в аренду испрашиваемого ей земельного участка. Заявление Рамодиной Н.В. о предоставлении в аренду земельного участка было получено администрацией муниципального образования «Город Саратов» <дата> Администрация муниципального образования «Город Саратов» была обязана в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду и направить Рамодиной Н.В. копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Следовательно, заявление Рамодиной Н.В. должно было быть рассмотрено не позднее <дата> Незаконность бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления Рамодиной Н.В. в установленные законом сроки установлена решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> по делу №. При принятии администрацией муниципального образования «Город Саратов» Постановления от <дата> №, не были учтены положения статьи 34 Земельного кодекса РФ, вступившего в законную силу Решения Волжского районного суда г. Саратова от <дата> по делу №. Решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> по делу № было установлено, что Рамодиной Н.В. соблюден порядок оформления права на испрашиваемый земельный участок установленная ст.34 ЗК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п.4 ст.14 Федерального закон от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Вид разрешенного использования испрашиваемого Рамодиной Н.В. земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка № от <дата> В данном кадастровом паспорте указан кадастровый №, местоположение: <адрес>, б/н разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадь: 1753 кв.м. Как установлено вступившим в законную силу судебным актом (Решение Волжского районного суда г. Саратова от <дата> по делу №) земельный участок, испрашиваемый Рамодиной Н.В. стоит на государственном кадастровом учете за № с <дата> (т.е. задолго до принятия решение Саратовской городской Думы от <дата> № ). П.5 ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Следовательно, после предоставления Рамодиной Н.В. в администрацию МО «Город Саратов» кадастрового паспорта земельного участка, администрация МО «Город Саратов» обязана была принять решение о предоставлении земельного участка в рамках исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова от <дата> №. На основании изложенного, а также принимая во внимание, что земельный участок был сформирован и прошел государственный кадастровый учет, а также, что Рамодиной Н.В. в администрацию МО «Город Саратов» был представлен кадастровый паспорт можно придти к выводу о том, что у Администрации МО «Город Саратов» отсутствовали основания для отказа Рамодиной Н.В. в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка. Следовательно, Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № нарушают права и законные интересы Рамодиной Н.В. в земельной сфере при оформлении права аренды на земельный участок, поскольку сделало невозможным дальнейшее оформление Рамодиной Н.В. права аренды на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, б/н, с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Оспариваемым постановлением администрация муниципального образования «Город Саратов» ограничивает права Рамодиной Н.В. гарантированные Конституцией РФ и действующим земельным законодательством. В связи с изложенным истец просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Рамодиной Н.В. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» направить в адрес Рамодиной Н.В. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка.
В ходе рассмотрения дела по существу от представителем истца по доверенности Баженова С.В. поступило заявление об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которого указал, что п.1 ст.61 Земельного кодекса РФ установлено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным, в связи с изложенным просит признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Рамодиной Н.И. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» направить в адрес Рамодиной Н.В. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка.
Истец Рамодина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем в деле имеется заявление.
Представитель истца Баженов С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточненных в полном объеме, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и просил признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Рамодиной Н.В. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении двух недель, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» направить в адрес Рамодиной Н.В. в аренду сроком на 49 лет земельный участок, для целей, не связанных со строительством площадью 1753 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н с целью и разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в течении недели, с момента принятия решения о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка.
Представитель ответчика Полянский Г.Ю. в судебном заседании не признал исковые требования в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которых указал, что основанием к отказу послужило расположение указанных земельных участков в границах территорий общего пользования и не утверждением размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со Схемой размещения указанных объектов. Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной, деятельности, осуществляемой на территории городского округа (далее Федеральный закон № 131-Ф3). Также в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 от 16.10.2003г. к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, органы местного самоуправления планируют размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно Решению Саратовской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами. Данные Правила разработаны в полном соответствии с нормами закона, указанный нормативный акт является действующим и ни кем не оспорен. С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от <дата> № задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. К полномочиям комитета относится представление разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования, а также представление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в установленном порядке. Таким образом, представление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет, и осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными правовыми актами. Нормы Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует. В соответствии с указанными законом данные о разрешенном использовании земельных участков являются дополнительными сведениями об объекте. Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон ( в виде координатных точек) не предусмотрена. С учетом того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, размещение нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается лишь в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на срок не более 11 месяцев ( п. 13.6-13.7 Правил). В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами территориального планирования, Правил землепользования и застройки. Разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществлялась в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от <дата> №. Схема размещения нестационарных торговых объектов на 2010 года формировалась комитетом по экономике исключительно по предложениям администраций районов города, исходя из социально и экономически оправданной потребности жителей города, в целях восполнения недостатка в стационарных объектах. Размещение объектов мелкорозничной сети на территории города допускается только в местах, предусмотренных Схемой, утверждаемой постановлением главы администрации города на очередной год. Адресные ориентиры нестационарного торгового объекта Рамодиной Н.В., в качестве предложений для включения в Схему размещения на 2010 год Администрацией Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» не подавались. Включение в Схему размещения адресов по заявлениям хозяйствующих субъектов действующими нормативными правовыми актами, не предусматривается. На сегодняшний день, на территории муниципального образования «Город Саратов» (особенно в центральных районах города) обеспеченность населения торговыми площадями составляет более 150 % (методика расчета по СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). В связи с чем, потребности жителей муниципального образования «Город Саратов» в нестационарных торговых объектах (павильонах, киосках, ларьках) нет. Более того, порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории общего пользования также был установлен Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (утв. решением Саратовской Городской Думы от <дата> №), согласно которого земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.9 настоящего Положения. А именно, допускается размещение нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования «Город Саратов», размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев. Данное обстоятельство также подтверждается п.3.3, п.3.4 Положения «О предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством» (утв.решением Саратовской городской Думы от <дата> №), устанавливающими процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством. Из которых следует, что установка нестационарных торговых объектов в границах территорий общего пользования на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется в соответствии с Положением об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы. А срок договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. В данном случае при размещении нестационарных торговых объектов, в том числе сезонных он не должен превышать 11 месяцев.
Представитель третьего лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева С.Ю. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленные суду.
Представитель третьего лица комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животиков А.О. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Суд с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с положением ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу требований ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган:
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».
В судебном заседании установлено, что <дата> Рамодина Н.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет, из земель населенных пунктов, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н общей площадью 1753 (одна тысяча семьсот пятьдесят три) квадратных метров, с целью и разрешенным использованием: для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торговый павильон) (л.д. 12), к заявлению Рамодина Н.В. приложила кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 13-14).
Решением Волжского районного суда г. Саратова от <дата> постановлено- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Рамодиной Н.В. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 1753 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, с разрешенным видом использования- для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Рамодиной Н.В. о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 1753 квадратных метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в аренду сроком на 49 лет, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением от <дата> № Администрации муниципального образования «Город Саратов» Рамодиной Н.В. было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1753 квадратных метров, кадастровый номер земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (торгового павильона) в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территорий общего пользования. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, не могут быть использованы для размещения объектов торговли.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами.
В соответствии с п. 3.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от <дата> №, решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Саратов», документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
Установлено в ходе судебного разбирательства, что испрашиваемые земельные участки расположены на территориях общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования, представленного комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратова».
В соответствии с п.п. 13.6,13.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», на территориях общего пользования размещение стационарных торговых объектов не допускается. На территориях общего пользования допускается размещение нестационарных торговых объектов, в том числе передвижных сооружений.
Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства), за исключением передвижных сооружений, предоставляются в аренду на срок не более 11 месяцев.
В соответствии с Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от <дата> №, положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, муниципального образования «Город Саратов», находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
1.4. Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
1.7. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения:
- клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий;
- детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения);
- площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО;
- остановочных пунктов общественного транспорта.
1.9. Допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования «Город Саратов», размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев.
Доводы представителя истца о том, что при регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков не подлежит применению указанное выше Положение, так как оно не имеет обратной силы и в период образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет Положение не вступило в законную силу, являются несостоятельными.
Поскольку на момент принятия постановлений об отказе истцу в предоставлении земельных участков действовало Положение «Об использовании земельных участков расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «город Саратов», утвержденное решением Саратовской городской Думы от <дата> №, в свою очередь, правоотношения сторон по предоставлению земельных участков в аренду имели место и на момент вынесения указанных выше постановлений администрацией муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, предоставление земельных участков в границах территорий общего пользования с видом использования - для размещения объектов торговли не предусмотрено.
В свою очередь, доводы истца о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет не свидетельствуют о бесспорном праве истца на предоставление ей земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами территориального планирования, Правил землепользования и застройки.
Разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществлялась в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от <дата> №.
Истцом не было предоставлено доказательств в подтверждении включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов истца.
Вместе с тем, с учетом указанных выше норм размещение торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов может быть предоставлено на срок не более 11 месяцев, тогда как истица подавала заявления на предоставление ей земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Согласно положения ч.1 ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что постановление администрации МО «Город Саратов» от <дата> № издано в соответствии с действующим на момент его издания законодательством, и отказано правомерно, кроме того на момент обращения с заявлением действовало Положение «Об использовании земельных участков расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «город Саратов», утвержденное решением Саратовской городской Думы от <дата> №, в свою очередь, правоотношения сторон по предоставлению земельных участков в аренду имели место и на момент вынесения указанных выше постановлений администрацией муниципального образования «Город Саратов».
В ходе судебного заседания стороной истца не было представлено ни одного доказательства и обоснования о нарушении прав истца вынесенным постановлением и не соответствие его действующему законодательству на момент его вынесения. Более того, у истца имеется право на обращение с указанных заявлением в порядке и по основаниям указанным в решении Саратовской городской Думы от <дата> №.
В силу ст. 11 ГК РФ суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Таким образом в ходе судебного заседания стороной истца не представлено доказательств и не доказано наличие нарушение прав со стороны ответчика вынесенным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» и основания для предоставления в аренду земельного участка сроком на 49 лет.
На основании выше изложенного в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Рамодиной Н.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», недействительным, обязании предоставить в аренду земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) С.И.Долгова