Дело № 2-426/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года г.Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Шириновой И.А., с участием истца Александрова Е.Г., представителя ответчика по доверенности Малышкиной Н.В.,
рассматривает в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Е.Г. к комитету социальной поддержки населения г. Саратова, третье лицо Министерство социального развития Саратовской области о признании права на получение ЕДВ в размере 50 %,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновывая его тем, что по учетным данным ГУ КСПН гор. Саратова он значится ветераном боевых действий и ветераном военной службы. В соответствии с о ст. 16 ФЗ «О ветеранах» он имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе, по оплате жилого помещения. На основании того же Закона льгота выплачивается в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг может предоставляться в форме выплаты денежной компенсации или в натуральном виде, путем предоставления скидки по оплате услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Истцу эта норма понятна, поэтому он получает льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран боевых действий, но размер этих выплат у него почему-то составляет не полных 50%, а 10%. Расчет производится следующим образом: имеющиеся льготы по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг делятся на 2 части: первая часть- оплата жилого помещения составляет 20%, а доля коммунальных услуг -80%. Ответчик, начисляя льготу, берет 50% от 20% от размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, таким образом, образовались 10%. Право истца ущемляется тем, что его жена как ветеран труда получает ту же льготу в размере 50% и ежемесячные платежи у нее в 2 раза выше, чем получает истец. Александров обращался с письменным заявлением к ответчику, но получил отрицательный ответ, который его не удовлетворил, т.к. считает, что ответчик искажает значение ФЗ «О ветеранах», ущемляя его права по сравнению с правами такой же категории граждан. Он как ветеран боевых действий и ветеран военной службы оказывается в более ущемленном положении, чем, например, ветераны труда. Истец считает, что деление предоставляемых ему льгот на 2 части и высчитывание ему размера льгот от 20% является ошибочным и неправильным. На основании изложенного, просит признать за ним право на получение ЕДВ в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а не 10% только от доли коммунальных услуг. Произвести перерасчет и выплатить недополученную разницу денег по ЕДВ с <дата>
В судебном заседании истец Александров уточнил свои исковые требования и просил признать за ним, как за ветераном военной службы право на получение ежемесячной денежной выплаты, в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.; произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата>.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Малышкина Н.В., исковые требования не признала, пояснила, что Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее по тексту ГУ КСПН г. Саратова) рассмотрело исковое заявление Александрова Е.Г. о признании права на получение ЕДВ в размере 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производства перерасчета и выплаты недополученной разницы ЕДВ с <дата>. По учетным данным ГУ КСПН г. Саратова Александров Е.Г. значится как ветеран боевых действий и ветеран военной службы и получает меры социальной поддержки по статье 16 Федерального закона «О ветеранах» - как ветеран боевых действий, в том числе по оплате жилого помещения. В соответствии с Законом области от 26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» с <дата> истцу производится ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина за счет средств федерального бюджета. С <дата> меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготополучателям на территории Саратовской области переведены в денежную форму. При этом изменена лишь форма предоставления названных мер социальной поддержки - с натуральной (скидка в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги) на денежную (ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), а объем предоставления регламентируется Федеральным законом «О ветеранах». Доля жилищных услуг в размере стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет 20%, доля коммунальных услуг - 80%. Согласно статье 16 ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий имеют право на 50% скидку в оплате жилого помещения, в том числе с учетом членов семьи, проживающих совместно с ними. Половина от 20% (или 50% от 20 %) составляет 10% от стандарта на выплату установленной Законом ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона области «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» в случае, если ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже денежного эквивалента предоставляемой меры социальной поддержки, установленной федеральным законодательством, гражданин вправе обратиться в органы социальной поддержки населения за перерасчетом, предоставив платежные документы. До <дата> пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» устанавливалось право ветеранов, имеющих несколько льготных статусов, одновременно пользоваться льготами по нескольким статьям этого Закона или по нескольким нормативным актам (т.е. допускалось суммирование льгот по нескольким основаниям). С <дата> названная норма отменена. В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. При этом согласно пункту 1 указанной статьи Закона социальная поддержка предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское обслуживание. Выбор одной из мер социальной поддержки влечет за собой получение всей системы мер по одному из имеющихся у гражданина основанию (льготному статусу). Если истец желает получать меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран военной службы, то ему необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства и орган социальной поддержки населения с соответствующими заявлениями. В результате выплата ежемесячной денежной выплаты в Пенсионном фонде ему будет прекращена, а в органах социальной поддержки будут предоставлены все меры социальной поддержки, установленные Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», в том числе по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом совместно проживающих членов семьи. Кроме того, пункт 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах» с 1 января 2005 года утратил силу, а полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов труда и приравненных к ним ветеранов военной службы переданы субъектам Российской Федерации. Законом области от 22 декабря 2004 г. № 66-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» объем мер социальной поддержки и условия их предоставления ветеранам военной службы были сохранены в полном объеме. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Ответ на обращение Александрова Е.Г. был дан ГУ КСПН г. Саратова 13.04. 2010г. плюс 7 дней на почтовый пробег, т.е. истец должен был обратиться в суд не позднее <дата>. Таким образом, Александров Е.Г. пропустил трехмесячный срок обращения в суд за защитой своих прав.
Представитель Министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях на исковое заявление пояснил, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Часть 3 этой же статьи указывает, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. По учетным данным, предоставленным ГУ КСПН г.Саратова, Александров А.П. получает меры социальной поддержки как ветеран боевых действий (в соответствии со статьей 16 ФЗ «О ветеранах»), кроме того имеет статус ветерана военной службы. Согласно части 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому Федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому Федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Таким образом, если гражданин одновременно является и ветераном боевых действий и ветераном военной службы, то он вправе осуществить выбор одной из мер социальной поддержки и пользоваться какой-то одной льготной категорией либо как ветеран боевых действий, в соответствии с федеральным законодательством, либо как ветеран военной службы в соответствии с региональным законодательством, т.е. законодательством Саратовской области. Например, являясь ветераном боевых действий Александров Е.Г. получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 3 части 4 Федерального закона "О ветеранах" и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 того же Закона оплату в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Если же истец выберет меру социальной поддержки как ветеран военной службы, то на него будет распространяться Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 которого ежемесячная денежная выплата будет составлять 400 рублей, а в соответствии с пунктом 5 части % и части 1 статьи 5 ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в размере 50 % от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Что касается назначения и перерасчета ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата>, то в соответствии с частью 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Если же говорить о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану военной службы, то в данном случае действует пункт 10 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденныйПостановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2009 года № 676-П, который регламентирует, что ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается со дня обращения в орган социальной защиты населения со всеми необходимыми документами, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В соответствии с Положением о министерстве социального развития Саратовской области от 1 ноября 2007 года № 387-П в компетенцию министерства не входит назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты. Таким образом виновные действия или бездействие со стороны министерства отсутствуют. На основании вышеизложенного, министерство социального развития Саратовской области просит в иске Александрову Е.Г. отказать.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Александрова Е.Г. удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В судебном заседании ответчик не оспаривал того факта, что истец Александров по данным их учета значится ветераном военной службы и ветераном боевых действий, что также подтверждается выданными на его имя удостоверениями установленных образцов ( л.д. 14).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки ветеранов закреплены в статье 13 данной закона, согласно которой система данных мер включает:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно части 3 ст. 13 данного закона, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
26 декабря 2008 года был принят Закон Саратовской области № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», которым установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории области.
К данным категориям граждан отнесены в том числе ветераны военной службы ( п.п.2 п.2 ст.1 Закона).
Статьей второй Закона Саратовской области № 372-ЗСО предусмотрен ряд меры социальной поддержки граждан, в том числе:
2)ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей,
5)ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСОот 26.12.2008 года, получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области.
В судебном заседании истец Александров Е.Г. не оспаривал того факта, что как ветеран боевых действий по своему выбору получает ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» через органы Пенсионного фонда РФ, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО в настоящее время не получает.
До января 2010 года истец Александров Е.Г. пользовался льготами в размере 50% по оплате жилого помещения в размер 50% и по оплате коммунальных услуг в размере 50%. При этом льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ему предоставлялась, как ветерану военной службы, поскольку ветерану боевых действий данная мера социальной поддержки Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрена.
С января 2010 года заменена форма предоставления мер социальной поддержки с натуральных льгот на денежные выплаты.
Проставлением Правительства Саратовской области № 676-П от 30.12.2009 года было утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
<дата> Александров обратился с заявлением на имя директора Комитета социальной поддержки населения города Саратова с заявлением по вопросу невыплаты ему ЕДВ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ( л.д. 7).
На данное заявление им получен ответ за подписью директора Комитета ФИО11 от <дата>, который фактически содержит отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану военной службы, так как истец получает ежемесячные денежные выплаты как ветеран боевых действий. Данный ответ был подержан в ходе рассмотрения дела ответчиком и третьим лицом.
Однако с указанными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.
Как усматривается из приведенных выше норм, истец Александров, как ветеран военной службы, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п.5 ст.2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО.
Данный пункт введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 года № 114 ЗСО и распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.
При этом получение Александровым ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в силу положений части 3 ст. 13 данного закона, а также п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно п.5 ст.2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО, поскольку это разные формы социальной поддержки.
Нарушенное право Александрова, как ветерана военной службы, на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п.5 ст.2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО с <дата> подлежит судебной защите в силу ст.11, 12 ГК РФ, путем признания за ним такого права и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата> с учетом ранее выплаченных сумм.
Представителем ответчика заявлено о пропуске трехмесячного срока обращения Александрова в суд.
Однако с указанными доводами суд не может согласиться, поскольку трехмесячных срок представляется для обжалования решения комитета, однако истец пошел не по пути обжалования, а по пути восстановления нарушенного права на получение льгот, что согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к общему сроку исковой давности и соответственно устанавливается в три года.
В связи с чем, срок исковой давности не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Александрова Е.Г. удовлетворить.
Признать за Александровым Е.Г. - ветераном военной службы, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с января 2010 года.
Возложить на Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения» обязанность произвести Александрову Е.Г. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с <дата> с учетом ранее выплаченных сумм.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья (подпись) С.И.Долгова