о взыскании материального ущерба, причиненного заливом квартиры



Дело № 2-856/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Перовой Т.А.

при секретаре Кудряшовой С.А., с участием представителя истца Полосова М.В., представителя ответчика Пахомкиной Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Т.А. к Товариществу собственников жилья «Дом-Сервис» о взыскании материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда,

установил:

Андреева Т.А. обратилась с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья «Дом-сервис» (далее ТСЖ «Дом-Сервис») о взыскании материального ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры <адрес>. Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется ТСЖ «Дом-Сервис».

В нарушение требований законодательства и договора управления многоквартирным домом, ответчик ненадлежащим образом производил работы и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном <адрес>, а именно: не производил работы по уборке крыши от снега, а так же своевременно не производил ремонтные работы по гидроизоляции крыши, что повлекло к протечке крыши и затоплению принадлежащей ей квартиры, в связи с чем она понесла убытки.

Согласно отчету стоимость восстановительного ремонта квартиры <адрес> составляет 65096 рублей.

Просила взыскать с ответчика в её пользу убытки, причиненные затоплением принадлежащей ей квартиры талыми водами, в сумме 65096 рублей, расходы, связанные с оплатой услуг по проведению экспертизы в сумме 3500 рублей, расходы, связанные с оплатой услуг по оказанию юридической помощи, в сумме 10000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

В судебное заседание истец Андреева Т.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Пахомкина Л.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что между ТСЖ «Дом-Сервис» и собственниками вышеуказанного дома был заключен договор на управление, содержание и ремонт общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме. Истец Андреева Т.А. не присутствовала на собраниях, на которых стоял вопрос о ремонте кровли дома. Считает виновным в причинении истцу материального ущерба не ТСЖ «Дом-Сервис», а собственники жилых помещений. ТСЖ «Дом-Сервис» не имеет собственных денежных средств, которыми бы мог возместить истцу ущерб. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Андреева Т.А. является собственником квартиры <адрес> (л.д. 56). Квартира расположена на пятом этаже пятиэтажного жилого дома.

Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляется ТСЖ «Дом-Сервис», что подтверждается договором на управление многоквартирным домом (л.д. 103).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 указанного договора ТСЖ «Дом-Сервис» осуществляет управление долей собственника в общем имуществе дома, обеспечивает надлежащее содержание и ремонт общих инженерных систем и оборудования дома, мест общего пользования и придомовой территории, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг; общее имущество жилого дома в настоящем договоре определяется ст. 36 Жилищного кодекса РФ (л.д. 103).

31 января 2011 года в результате таяния снега на крыше дома <адрес> квартира истца подверглась заливами талыми водами, в связи с чем в квартире имеются следы протечек на потолочном перекрытии и покрытии стен в жилой комнате, в зале и кухне (л.д. 7, 10, 11).

В соответствии с отчетом о стоимости объекта оценки, квартиры <адрес>, выполненного специалистом ООО «Приоритет оценка», стоимость восстановительных ремонтных работ составила 65096 рублей (л.д. 18-55).

В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Во исполнение п. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от 13 августа 2006 года № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества (разд. 2).

Подпунктом «б» пункта 2 Правил крыши включены в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Результаты осмотра общего имущества на основании ст. 14 Правил содержания общего имущества оформляются актом осмотра, который служит основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества законодательству РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены элементов общего имущества (ст. 21 Правил).

В соответствии с п. 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения согласно п. 29 Правил, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пункт 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда содержит перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Требования к капитальному ремонту изложены в пункте 2.4 названных Правил, к сезонной эксплуатации - в пункте 2.6. Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается соответствующими актами.

Согласно п. 1.7.5. Правил аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Результаты осмотров согласно п. 2.1.4 Правил должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.

В соответствии с п. 2.1.5 организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:

а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;

б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;

в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;

г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.

Согласно подп. «б» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).

Согласно подп. «б» п. 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотводов (п. 4.6.1.1. Правил).

Приложением № 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового ( непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, согласно которым протечки в отдельных местах кровли подлежат устранению в течение суток, а повреждения системы организованного водоотвода кровли - в течении пяти суток.

В п. 8.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года №20-185 установлено, что в зимнее время должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек.

Таким образом, в силу действующего законодательства и в соответствии с условиями договора на управление многоквартирным жилым домом, на ТСЖ «Дом-Сервис», как на управляющую организацию, возложена обязанность по надлежащему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного <адрес>.

Обязанностью ответчика как управляющей организации является заключение соответствующих договоров от своего имени с третьими лицами о выполнении работ и оказании услуг, необходимых для надлежащего содержания и ремонта общего имущества, а также содержание и ремонт (текущий, капитальный) общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в рассматриваемом случае несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а обязанностью общества является совершение действий по содержанию и ремонту общего имущества или привлечению иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.

Как установлено по настоящему делу, ответчик ТСЖ «Дом-Сервис» обязанность по надлежащему содержанию и эксплуатации многоквартирного жилого дома <адрес> не выполнил, своевременно очистку кровли данного дома от снега, наледи и сосулек не проводил, текущий ремонт кровли над квартирой истца в установленный действующим законодательством срок не произвел.

На основании ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».

В силу п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги; убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Применительно к настоящему спору убытки истца выражаются в реальном ущербе, который равен стоимости восстановительного ремонта, в котором нуждается принадлежащая ей квартира после залива талыми водами через кровлю дома.

При изложенных обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость восстановительного ремонта квартиры в сумме 65096 рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание, что нарушение прав истца, как потребителя услуг ТСЖ «Дом-Сервис» по ремонту и содержанию общего имущества жилого дома, вызвано виновными действиями ответчика, неисполнением ответчиком возложенной на него обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, проведению текущего ремонта, переживания истца по поводу непринятия ответчиком действий по устранению течи в его квартире и все иные обстоятельства дела, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет: 65096 рублей + 5000 рублей = 70096 рублей. Размер штрафа составляет 35048 рублей 72 копейки, который должен быть перечислен в доход муниципального образования «Город Саратов».

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2352 рубля 88 копеек.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по проведению экспертного исследования в сумме 3500 рублей, расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в сумме 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Дом-сервис» в пользу Андреевой Т.А. в счет возмещения материального ущерба, причиненного заливом квартиры, 65096 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, судебные расходы по проведению экспертного исследования в сумме 3500 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, всего 78596 рублей.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Дом-сервис» в доход муниципального образования «Город Саратов» штраф в сумме 35048 рублей.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Дом-сервис» в доход государства государственную пошлину в сумме 2352 рубля 88 копеек.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Т.А. Перова

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200