о признании незаконным начисления платы за пользование электроэнергией



Дело № 2-776/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре Харлашиной А.А., с участием истца Ивановой Ю.В., представителя ответчика Пахомкиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черниковой Л.И., Литеровой Г.Е., Ивановой Ю.В. к товариществу собственников жилья «Дом-Сервис» о признании незаконным начисления платы за электроэнергию мест общего пользования,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с иском товариществу собственников жилья «Дом-Сервис» о признании незаконным начисления платы за электроэнергию мест общего пользования, в обоснование которых указали, что истцы Черникова Л.И, Литерова Г. Е, Иванова Ю.В. проживают по адресу: <адрес>, являются собственниками квартир 38, 45, 58. С января 2010 года ежемесячные счета-квитанции за содержание жилья и оплату коммунальных услуг истцам доставляются с завышением суммы оплаты за коммунальные услуги. Так, сверх общей суммы за содержание жилья, куда входит стоимость оплаты за электроэнергию мест общего пользования, дополнительно ежемесячно начисляется сумма для оплаты электроэнергии мест общего пользования. С января 2010 года Черниковой Л.И. незаконно начислено: январь - 31,46 руб., февраль - 31,46 руб., март - 31,46 руб., апрель- 31,46 руб., май - 31,46 руб., июнь - 31,46 руб., июль - 31,46 руб., август -37,18 руб., октябрь - 37,18 руб., ноябрь - 58,63 руб., декабрь - 31,46 руб. Итого за 2010 год начислено 421,85 руб. За январь 2011 года - 34,32 руб. Всего незаконно начислено 456 руб. 16 коп.

С января 2010 года Литеровой Г.Е незаконно начислено за январь - 64,02 руб., февраль - 64,02 руб., март - 64,02 руб., апрель - 64,02 руб., май- 64,02 руб., июнь - 64,02 руб., июль - 64,02 руб., август - 75,66 руб., октябрь - 75,66 руб., ноябрь - 119,31 руб., декабрь - 64,02 руб., итого за 2010 год начислено 858-45 рублей, за январь 2011г.- 69,84 руб. Всего незаконно начислено - 928 руб.29 коп.

С января 2010 года Ивановой Ю.В. незаконно начислено за январь - 64,46 руб., февраль - 64,46 руб., март - 64,46 руб., апрель - 64,46 руб., май - 64,46 руб., июнь - 64,46 руб., июль - 64,46 руб., август -76,18 руб., октябрь- 76,18 руб., ноябрь- 120,13 руб., декабрь - 64,46 руб., итого за 2010 год начислено - 864,35 рублей. За январь 2011 г. - 70,32 руб. Всего незаконно начислено - 934 руб. 67 коп. Истцы неоднократно обращались к председателю ТСЖ «Дом-Сервис» с просьбой разъяснить порядок начисления и причины взыскания с истцов указанных сумм и изменения тарифов, но ФИО5 от беседы с истцами и объяснений сложившейся ситуации уклоняется. Считают, что действия администрации ТСЖ незаконны. Кроме счета оплаты содержания жилья истцы оплачивают начисление повторно суммы за электроэнергию освещения мест общего пользования. Следовательно, за освещение мест общего пользования истцы оплатили дважды в каждом месяце. В связи с изложенным просят признать незаконными начисления платы за электроэнергию за освещение мест общего пользования. Обязать ТСЖ «Дом - Сервис» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги и содержание жилья и впредь не включать и в платежные документы: Черниковой Л.И в сумме 456,16 рублей, Литеровой Г.Е в сумме 928,29 рублей, Ивановой Ю.В в сумме 934,67 рублей. Оплаченную сумму за электроэнергию мест общего пользования включить в последующие квитанции оплаты за содержание жилья и коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования и просили взыскать излишне перечисленную сумму с ответчика в пользу истцов Литеровой Г.Е., Черниковой Л.И., Ивановой Ю.В.

Истцы Черникова Л.И., Литерова Г.Е. в судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в деле имеются заявления, поддержав доводы искового заявления.

Истец Иванова Ю.В. в ходе судебного заседания поддержала доводы искового заявления в полном объеме, дав пояснения, аналогичные исковым требованиям, просила признать незаконными начисления платы за электроэнергию за освещение мест общего пользования, обязать ТСЖ «Дом - Сервис» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги и содержание жилья и впредь не включать и в платежные документы, а также взыскать с ответчика в ее пользу излишне уплаченную сумму в размере 934,67 рублей. Оплаченную сумму за электроэнергию мест общего пользования включить в последующие квитанции оплаты за содержание жилья и коммунальных услуг.

В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Дом-Сервис» по доверенности Пахомкина Л.Ю., просила в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что платежки выставляются на основании счетов фактур, выставляемых поставщиком электрической энергии, на основании договорных отношений, поэтому расчет электрической энергии мест общего пользования определяется ими в соответствии с действующим законодательством, установленными тарифами и с учетом договорных обязательств.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, истцы Черникова Л.И., Литерова Г.Е., Иванова Ю.В. являются собственниками квартир 38, 45, 58 расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (том 1 л.д. 11,18,27). Ответчик ТСЖ «Дом Сервис» является управляющей компанией дома истцов, а также указанная компания выставляет счета на оплату коммунальных услуг (л.д. 12-17,21-26,32-36).

Согласно представленных договоров и счетов фактур ТСЖ «Дом Сервис» заключены с ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» ООО «СПГЭС», снабжающая организация одним из пунктов при расчете за предоставляемую электроэнергию выставляет счет за места общего пользования.

Из пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 31 августа 2006 г. № 530 следует, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 (далее по тексту - Правила) предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В соответствии с данными правилами между исполнителями коммунальных услуг ТСЖ «Дом Сервис» и ООО «СПГЭС» заключены договоры энергоснабжения, объектами энергоснабжения по которым являются как дома в целом (квартиры, МОП, лифты), так и отдельно МОП, лифты. Расход электроэнергии по квартирам определяется собственниками самостоятельно на основании абонентских книжек. По условиям договоров энергоснабжения расход электроэнергии определяется по показаниям приборов учета, нормативам и по присоединенной мощности в связи с отсутствием приборов учета и невозможностью определить расход электроэнергии по нормативам.

Из статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГК РФ) следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ст. 290 ГК РФ).

Как следует из ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 30 Жилищного Кодекса Российской (далее по тексту ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 36 ЖК РФ гласит, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С целью регулирования отношений по содержания общего имущества, принадлежащего на праве собственности помещений в многоквартирных домах Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491.

В пункте 2 вышеуказанных правил определен состав общего имущества, в который включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Пункт 7 Правил также устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 28 вышеприведенных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п. 30 Правил).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги изложена в статье 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 устанавливается порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма), потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии), потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил).

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15 Правил № 307).

Пункт 19 Правил № 307 определяет расчет платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, если отсутствует коллективный (общедомовой) общий (квартирный) и индивидуальный прибор учета.

Из вышеизложенного следует, что плата за коммунальные услуги это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества. Соответственно наличие или отсутствие в многоквартирном доме коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, не освобождает потребителей от оплаты коммунальных услуг, в том числе технологических потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребляемой электроэнергии по индивидуальным приборам учета или по нормативам за свои жилые помещения при отсутствии общедомовых приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

Не нашли своего обоснования и доводы истцов в той части, что расчет электроэнергии исполнителем коммунальных услуг по присоединенной мощности противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 147 Правил № 530 размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами № 307 предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (п. 16, п. 19, п. 20, п. 21 и п. 22). Вместе с тем, данные пункты определяют размер платы за коммунальные услуги только в жилом помещении. При этом способы определения объема потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета предусмотрены п. 147 Правил № 530, которые применяются к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с п. 1 и п. 3 Правил № 530.

На основании абз. 1 п. 147 Правил № 530 в целях учета в отсутствие приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВтч, объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии. Указанные типовые объемы потребления должны предусматривать определение совокупных объемов потребления на основе величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, умноженного на коэффициент 1,1, а в случаях безучетного потребления электрической энергии на коэффициент 1,2. Аналогичный порядок расчета предусмотрен п. 20 Правил № 307, из которого следует, что при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается расчетным путем исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляемых устройств.

Из изложенного следует, что п. 147 Правил № 530 применяется к отношениям между энергосбытовыми организациями и исполнителями коммунальных услуг в соответствии с пунктами 1 и 3 Правил, соответственно п. 3.15 договора энергоснабжения, позволяющий определить размер потребления электроэнергии в отсутствие приборов учета не только по нормативам, но и расчетным способом исходя из величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования, соответствует п. 147 Правил № 530 и Правилам № 307.

Таким образом в ходе судебного заседания не нашло своего подтверждения доводы стороны истца о не законности начисления платы за электроэнергию за освещение мест общего пользования.

Не нашло своего подтверждения доводы стороны истцов о двойных платежах по электроэнергии за места общего пользования, как в графе содержание жилья и отдельной строкой в платежках МОП.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статья 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (п.п. «б» п. 11 Правил).

В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от <дата> № о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом «з» пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.

При этом количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность.

Под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе и управляющая организация (п. 3 Правил № 307).

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях (п. 89 Правил № 530).

Исходя из анализа указанных норм права в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и на общедомовые нужды.

Таким образом, доводы стороны истцов о незаконности включения отдельной графой оплату мест общего пользования и обязании впредь указывать МОП лишь в графе содержание жилья суд, считает несостоятельным поскольку противоречит норма действующего законодательства и не нарушает прав стороны истца при выставление ответчиком указанных сумм отдельно графой.

В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы имеют в своих квартирах индивидуальные приборы учета электроэнергии (том 3 л.д.16-37), в связи с чем при расчете мест общего пользования стороной ответчика необходимо было брать в расчет показания поквартирных счетчиков.

В соответствии с п.3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 с последующими изменениями, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

Согласно представленного расчета со стороны ответчика и не оспоренного стороной истца, а также проверенного судом соответствие представленного расчета правилам расчета коммунальных услуг, с ответчика в пользу истца Литеровой Г.Е. подлежит взысканию излишне уплаченная сумма в размере 334 рубля 70 копеек, в пользу Ивановой Ю.В. излишне уплаченная сумма в размере 104 рубля 54 копейки, в остальной части исковых требований истцов Литеровой Г.Е. и Ивановой Ю.В. отказать.

Оснований взыскания излишне уплаченных денежных средств за МОП истцом Черниковой Л.И. в ходе судебного заседания представлено не было и судом при расчете не установлено, в связи с изложенным в удовлетворении исковых требований Черниковой Л.И. отказать в полном объеме.

Поскольку при подаче искового заявления истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины, данная пошлина в размере 200 рублей (неимущественного спора) и 400 рублей (имущественного спора), а всего 600 рублей, подлежит взысканию с ответчика в доход государства при вынесении решения на основании ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Черниковой Л.И. к товариществу собственников жилья «Дом-Сервис» о признании незаконным начисления платы за электроэнергию мест общего пользования, отказать.

Исковые требования Литеровой Г.Е., Ивановой Ю.В. к товариществу собственников жилья «Дом-Сервис» о признании незаконным начисления платы за электроэнергию мест общего пользования, удовлетворить частично.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дом-Сервис» в пользу Ивановой Ю.В. излишне уплаченную сумму за электроэнергию по освещение мест общего пользования в размере 104 рубля 54 копейки

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дом-Сервис» в пользу Литеровой Г.Е. излишне уплаченную сумму за электроэнергию по освещение мест общего пользования в размере 334 рубля 70 копеек.

В остальной части иска Литеровой Г.Е., Ивановой Ю.В. отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дом-Сервис» в доход государства государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) С.И.Долгова