дело № 2-1563/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июня 2011 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Филатовой В.Ю., при секретаре Кудашевой Н.А., с участием заявителя Батталова Р.А., представителей заинтересованного лица Божановой Н.В., Ровновой Е.А., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению Батталова Р.А. о признании отказа в государственной регистрации незаконным и необоснованным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию, УСТАНОВИЛ: Заявитель Батталов Р.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации незаконным и необоснованным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию. Заявление обосновано тем, что основания указанные в письме об отказе в регистрации автономной некоммерческой организации правовых услуг «Центр защиты организаций и прав человека» являются незаконными и необоснованными. В письме указано, что учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации, однако не указано в чем противоречие. Также имеется ссылка на п. 1 ст. 28 и п. 3 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон), однако не приведены доводы противоречия п. 9 и п. 10 Устава данным статьям. Кроме того, указано, что п. 13.1. устава организации в части «Наблюдательного совета» не соответствует Закону, вместе с тем, устав может содержать иные положения, если не противоречит Закону, поскольку п. 1 ст. 29 Закона предусматривает для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления, п. 10 устава организации. Из чего следует, что данное положение о «Наблюдательном совете» является самостоятельным решением учредителя, и положение о нём будет регламентироваться локальными актами организации принятыми правлением организации при возникновении необходимости и в ответе не дано понятие «Наблюдательного совета» со ссылкой на действующее законодательство. В п. 10.3. устава организации указано, что все изменения в структуре правления организации принимаются 2/3 голосов от количества присутствующих на собрании членов правления, следовательно, на последнем собрании до истечения полномочий членов правления будет решаться вопрос об изменении в структуре правления. В отказе имеется указание, что устав организации, не содержит п. 3.2. ст. 32 Закона, где данное требование не распространяется на организации указанные в п. 3.1. данной статьи Закона. Так согласно абзацу 4 п. 5.2. устава Организации, прописано требование п. 3.1. настоящей статьи Закона. Однако в ответе не приведены доводы того, что организация будет иметь денежные средства более трех миллионов, а так же то, что учредитель (участники, члены) - иностранные граждане и лица без гражданства Российской Федерации. Отказ в регистрации противоречит закону, так как автономная некоммерческая организация не имеет членства, а состоит из участников. При этом имеется письмо министерства юстиции Российской Федерации, со ссылкой на судебную практику, согласно которому, отказ в государственной регистрации юридического лица по месту постоянной регистрации физических лиц предоставляющих их постоянно действующему исполнительному органу, признаны не законными. Доводы о необходимости заверить гарантийное письмо нотариусом, являются не законным и не обоснованными, так как закон не требует нотариального удостоверения такого письма. Более того, заверенная подпись учредителя нотариусом имеется в заявление по форме РН 0001 на третьей странице совместно с паспортными данными, которые были сверены лицом, принимавшим документы. Кроме того, ссылаясь на п. 27 Административного регламента не был замечен знак препинания, после слов подтверждающих место нахождение, с приложением надлежащим образом заверенных приложений, а не самого гарантийного письма. Законодательство Российской Федерации не содержит требования к оформлению гарантийного письма, выданного организацией при её создании, для юридического адреса и не требует нотариального удостоверения. Статья 2 Закона определяет не область услуг, а цель организации, в частности защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Из этого следует, что органу не понятны область услуг и цель организации, тогда как организация учреждается учредителем в целях предоставления услуг в области права и никто не может диктовать какую деятельность будет вести организация, если деятельность не противоречит законодательству. В связи с чем заявитель просит суд признать отказ в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации правовых услуг «Центр защиты организации и прав человека» незаконным и необоснованным, возложить обязанность произвести государственную регистрацию. В судебном заседании заявитель Батталов Р.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, просил удовлетворить, дал объяснения аналогичные вышеприведенным. Представители заинтересованного лица Божанова Н.В., Ровнова Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, по тем основаниям, что решение об отказе в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации правовых услуг «Центр защиты организаций и прав человека» является законным и обоснованным. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При рассмотрении дела необходимо выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулируемых данные правоотношения. В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом. При рассмотрении дела судом установлено, что <дата> Батталов Р.А. обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области с документами с целью принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации - ФИО7 при ее создании. <дата> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области принято решение об отказе в государственной регистрации организации при ее создании, по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», по тем причинам, что учредительные документы организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, и документы, необходимые для государственной регистрации представлены не в полном объеме. В обосновании заявления Батталов Р.А. указывает на незаконность и необоснованность отказа в государственной регистрации по основаниям не соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации, предусмотренных для государственной регистрации некоммерческих организаций. Вместе с тем доводы заявления Батталова Р.А. не нашли своего подтверждения и обоснования в судебном заседании. Согласно пункту 1 подпунктам 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган. Как следует из части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Учитывая, что Устав организации содержит положения, не соответствующие нормам закона, заявителю было указано на его не соответствие Конституции Российской Федерации. Так, согласно пункту 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должен определяться, в том числе порядок управления деятельностью организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пункт 13.1. устава организации содержит норму о том, что требования устава обязательны для исполнения Организации, Наблюдательного совета Организация и ее учредителем. Учитывая, положения данного пункта и отсутствие в Уставе определения порядка формирования, компетенции Наблюдательного совета организации, Управлением обоснованно было отказано в регистрации организации со ссылкой на данное не соответствие. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями (участниками). Из Устава организации следует, что он содержит раздел «Права и обязанности организации». В соответствии со ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в порядке, установленном уполномоченным органом; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Из анализа представленного суду Устава организации следует, что он не в полной мере соответствует ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации (далее по тексту - Закона) «О некоммерческих организациях», поскольку содержит не полный перечень обязанностей некоммерческой организации, указанный в законе, а именно: не содержит обязанности организации ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, и сообщение о продолжении своей деятельности, в также обязанности информировать уполномоченный орган об изменениях сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Кроме того, Устав организации не в полной мере отражает порядок формирования правления как высшего органа управления организацией. Согласно п. 10.2 Устава высшим органом управления организации является ее коллегиальный орган - Правление. Основной функцией Правления является обеспечение соответствия деятельности Организации цели и предмету, определенным в настоящем Уставе. Первоначально Правление формируется учредителем. Как следует из п. 10.3 Устава правление состоит из 3 и более членов. Максимальный состав правления не ограничен. Срок полномочий членов Правления составляет 5 лет. Все изменения в структуре правления принимаются 2/3 голосов от количества присутствующих на собрании членов правления. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Из содержания Устава организации следует, что в нем отсутствует компетенция, порядок формирования и срок полномочий органа управления. Кроме того, из пункта 8.3 Устава следует, что участники организации имеют права и несут обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Данный пункт Устава не соответствует требованиям закона, который не содержит норм о правах и обязанностях участников автономной некоммерческой организации, поскольку законом не предусмотрено возложение прав и обязанностей на участников автономных некоммерческих организаций. Что касается доводов заявителя относительно незаконности отказа органа в регистрации организации по причине предоставления адреса организации, расположенного в жилом помещении. Как следует из статьи 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В силу ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. 4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2, 4). В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственников в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого жилого помещения в нежилое. Согласно части 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. В уставе как учредительном документе юридического лица должны содержаться следующие сведения: место нахождения юридического лица. Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Аналогичное положение также закреплено в п. 2 ст. 54 ГК РФ. В соответствии с пунктом 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», установлен перечень документов, представляемых в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе представляются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. На основании пункта 27 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 96, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих её место нахождение, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов. Из изложенного следует, что помещение, указанное в качестве адреса организации, может быть использовано только в качестве места связи с организацией, о чем отсутствует указание в представленном для государственной регистрации гарантийном письме. Ссылка заявителя на письмо от <дата> из содержания, которого следует, что отказы в регистрации органа по месту постоянной регистрации физических лиц, предоставляющих помещения для постоянно действующих исполнительных органов, в соответствии со сложившейся судебной практикой, признаны не законными, не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку данное письмо носит рекомендательный и разъяснительный характер и не является каким-либо нормативным актом. Кроме того, судом установлено, что для государственной регистрации организации не был представлен документ, предусмотренный подпунктом 6 пункта 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», оформленный в соответствии с законодательством. Заявителем представлено гарантийное письмо, не содержащее подписи Батталова Р.А., удостоверенной в установленном порядке нотариусом, тогда как в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от <дата> № именно нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации. Управление не является органом, уполномоченным заверять подписи физических лиц. Основанием к отказу организации в государственной регистрации также послужило несоответствие её наименования, целям и характеру деятельности. Из пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» следует, что автономная некоммерческая организация учреждается в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на её организационно правовую форму и характер деятельности. Пунктом 3.2.1. Устава в качестве предмета деятельности организации указано оказание информационных услуг, пункт 4.1. устава в качестве одного из видов предпринимательской деятельности определяет оказание платных информационных услуг. Вместе с тем, организация именуется «Автономная некоммерческая организация правовых услуг», следовательно неверно отражен основной характер деятельности организации, целью которой, в соответствии с пунктом 3.1 устава является защита прав, законных интересов человека, граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказание юридической помощи без дискриминации и устав не содержит нормы об оказании организацией правовых услуг. Учитывая установленные по делу обстоятельства, положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации правовых услуг «Центр защиты организаций и прав человека» является законным, в связи с чем оснований для удовлетворении заявления Батталова Р.А. о признании отказа в государственной регистрации незаконным и необоснованным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Батталова Р.А. о признании отказа в государственной регистрации незаконным и необоснованным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено <дата>. Судья: подпись