О признании недействительным распоряжение органа местного самоуправления , обязании принять распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка



Дело № 2-1208/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2011 года                                                                                               г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Перовой Т.А.,

при секретаре Бабенкове А.В., с участием представителя истца Нахапетяна А.З., представителя ответчика Лужкова А.В., представителя третьего лица Животикова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мкоян А.П. к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании распоряжения органа местного самоуправления недействительным, о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Мкоян А.П. обратилась в суд с иском к Комитету по землепользованию и градостроительству муниципального образования «Город Саратов» о признании распоряжения органа местного самоуправления недействительным. Требования мотивированы тем, что распоряжением Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером общей площадью 733 кв.м., занимаемого домовладением, расположенного по адресу: <адрес>. Причиной отказа является то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования и не подлежит приватизации. Считает принятое вышеуказанное распоряжение органа местного самоуправления необоснованным, противоречащим требованиям действующего законодательства РФ и подлежащим отмене по тем основаниям, что она как собственник жилого дома в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, имеет право приобрести в собственность земельный участок под данным домовладением, поскольку у неё имеется исключительное право на приватизацию земельного участка.

При обращении с заявлением от <дата> о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, она представила все необходимые документы, предусмотренные перечнем, который утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года № 370, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков является особенностью возникновения права на землю, установленной ст. 29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В приложенных к заявлению от <дата> документах отсутствуют сведения о наличии запрета либо иного ограничения на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, на момент её обращения заявителя проекты планировки территорий общего пользования не были подготовлены, красные линии в составе проектов не утверждены.

Под территориями общего пользования подразумеваются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, а испрашиваемый земельный участок занят принадлежащим ей домовладением. Признаки земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, не соответствуют признакам территории общего пользования, в связи с чем, она имеет право на приобретение в собственность указанного земельного участка.

Истец Мкоян А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца Нахапетян А.З. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Лужков А.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» Животиков А.О. просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением Саратовской городской Думы № 27-280 от 29 апреля 2008 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», земельный участок, который истец хочет приобрести в собственность, находится в зоне ИТ-3 - зоне развития объектов транспортной инфраструктуры улично-дорожной сети, транспортных пересечений (в том числе со сносом существующей застройки). Испрашиваемый земельный участок в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статьей 28 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с положением ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган:

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (часть 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (часть 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (часть 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Законом Саратовской области «О земле» от 7 октября 2009 года № 144-ЗСО статья 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. (в редакции от 27 апреля 2010 года) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», из которых следует, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования «Город Саратов» в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с постановлением мэра города Саратова от <дата> ФИО1 и Мкоян А.П. предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок из земель поселений, кадастровый номер отсутствует, находящийся по адресу: <адрес>, занимаемый домовладением в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 733 кв.м. (л.д. 26).

<дата> между арендодателем Администрацией г. Саратова и арендаторами ФИО1 и Мкоян А.П. был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 733 кв.м., с разрешенным использованием домовладения в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка и в качественном состоянии как он есть, согласно Приложению № 1, сроком с <дата> по <дата> (л.д. 27).

Из условий договора следует, что арендаторам запрещается на земельном участке, расположенном за красной линией застройки строительство и реконструкция существующих объектов с увеличением ТЭП.

<дата> между ФИО1 и Мкоян А.П. заключен договор купли-продажи 3/7 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с которым продавец (ФИО1) продал, а покупатель (Мкоян А.П.) приняла в общую долевую собственность 3/7 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 733 кв.м., предоставленный продавцу и покупателю в аренду на 15 лет (л.д. 18).

Из договора замены стороны в обязательстве от <дата> следует, что ФИО1 (первоначальный арендатор) и Мкоян А.П. (новый арендатор) заключили договор, согласно которому ФИО1 передает, а Мкоян А.П. принимает на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от <дата> . В результате замены стороны новый арендатор занимает место первоначального арендатора, в связи с заключением договора купли-продажи 3/7 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от <дата> и становится арендатором по договору аренды земельного участка от <дата> (л.д. 32).

Договор замены стороны в обязательстве от <дата> зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из изложенного следует, что заключив договор аренды земельного участка и договор замены стороны в обязательстве Мкоян А.П. приняла на себя все права и обязанности арендатора и первоначального арендатора, которые существовали по договору аренды земельного участка в том же объеме и на тех же условиях, с учетом тех прав и обязанностей, которые существовали на момент его заключения с первоначальными арендаторами, в том числе обременением земельного участка красными линиями. Данные договоры не оспорены, не признаны недействительными.

Мкоян А.П. обратилась с заявлением в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении вышеуказанного земельного участка, находящегося в аренде, в собственность за плату.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от <дата> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет обременение: на земельном участке площадью 733 кв.м. за красной линией застройки запрещено строительство новых и реконструкция существующих объектов с увеличением ТЭП (л.д. 37).

В соответствии с распоряжением от <дата> изданным комитетом по землепользованию и градостроительству Администрации МО «Город Саратов», Мкоян А.П. в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:050237:17, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого домовладением в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка общей площадью 733 кв.м. отказано, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, которая в соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно Решению Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование недвижимости, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами.

В соответствии с п. 3.1. указанных Правил решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Саратов», документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Из представленного комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» фрагмента карты градостроительного зонирования испрашиваемый Мкоян А.П. земельный участок находится в зоне ИТ-3 - зоне развития объектов транспортной инфраструктуры улично-дорожной сети, транспортных пересечений (в том числе со сносом существующей застройки), а также в зоне Ж-1 - зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии с Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года № 51-606, положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, муниципального образования «Город Саратов», находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена. Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению (п. 1.4).

Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения); площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта (п. 1.7).

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под красными линиями понимаются - линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные, другие объекты и территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц), границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый Мкоян А.П. земельный участок находится за проектной красной линией, в связи с чем, земельный участок не может быть передан заявителю в собственность, поскольку находится на планируемых и существующих границах территорий общего пользования.

Доводы заявителя о том, что Мкоян А.П., являясь собственником жилого дома, имеет право на приватизацию земельного участка, в связи с чем, отказ в приватизации земельного участка является незаконным, являются несостоятельными, поскольку заявитель обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка лишь по отношению к иным лицам, а не в части безусловной обязанности муниципального образования передать земельный участок в её собственность.

В силу ст. 11 ГК РФ суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В ходе судебного заседания стороной истца не представлено доказательств и не доказано наличие нарушение прав со стороны ответчика и оснований для предоставления в собственность земельного участка площадью 733 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер , в связи с чем заявленные требования о признании распоряжения комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> незаконным, возложении обязанности принять решение о предоставлении Мкоян А.П. в собственность земельного участка не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мкоян А.П. к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным распоряжение Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> , о возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                 подпись                                                                                   Т.А. Перова