дело № 2-1576/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Филатовой В.Ю., при секретаре Граф Я.Ю., с участием заявителя Шульгиной И.Л., заинтересованного лица Поляковой А.Н., представителя заинтересованного лица Кульвинскас О.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению Шульгиной И.Л. о признании действий должностного лица незаконными, УСТАНОВИЛ: Заявитель Шульгина И.Л. обратилась в суд с заявлением о признании действий главного врача муниципального учреждения здравоохранения (далее по тексту - МУЗ) «Детская городская поликлиника № 1» незаконными. Заявление обосновано тем, что <дата> она обратилась с заявлением на имя главного врача поликлиники № о прикреплении сына ФИО1 к поликлинике на время пребывания в Саратове, который ежегодно в течение 7 лет в весенне-летний период наблюдается этой поликлиникой с 2004 г. <дата> она получила отказ в прикреплении сына к поликлинике №. Полагает, что данный отказ является не законным и необоснованным, поскольку все необходимые для приема врачами документы были предоставлены, адрес дача, в которой проживает ребенок, не имеет, имеется название <данные изъяты> Кроме того, в заявлении не содержалось просьбы о назначении конкретного врача для осмотра ребенка, поскольку вопрос стоял о прикреплении ребенка к поликлинике, поэтому регистрация или отсутствие таковой не может служить поводом для отказа обслуживания ребенка в рамках обязательного медицинского страхования при наличии полиса страхования, проверка нарушения паспортного режима не входит в компетенцию главного врача. На основании вышеизложенного заявитель просит суд признать действия главного врача МУД «Городская поликлиника № 1» Поляковой А.Н. в части отказа в прикреплении ФИО1 для обслуживания в рамках обязательного медицинского страхования недействительными. В судебном заседании заявитель Шульгина И.Л. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные изложенным в заявлении, просила удовлетворить, дополнив, что в соответствии с внесенными изменениями в закон, пациент вправе выбирать лечебное учреждение и врача для медицинского обслуживания. Заинтересованное лицо главный врач МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» Полякова А.Н. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения заявления, по тем основаниям, что заявителем не был предоставлен полный пакет необходимых документов для постановки ребенка на учет, в связи с чем было отказано в удовлетворении заявления. Территориальная удаленность проживания ребенка и отсутствие точного адреса его проживания делает невозможным проведение мониторинга за состоянием здоровья ребенка-инвалида, контроль за проводимым лечением, создает опасность не выполнения функциональных обязанностей врачей. Также указала, что при обращении заявителя в поликлинику ребенку не отказывают в единовременной медицинской помощи. Представитель заинтересованного лица Кульвинскас О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, по тем основаниям, что заявителем в нарушение закона, не представлены необходимые документы, для постановки ребенка на учет в поликлинике. Представитель заинтересованного лица территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменные объяснения с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что согласно действующему законодательству в случае наступления страхового случая медицинская организация обязана бесплатно оказать застрахованным лицам медицинскую помощь. Как следует из заявления Шульгиной И.Л. при наступлении страхового случая в оказании медицинской помощи ей не отказывают. Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя заинтересованного лица, поскольку о слушании дела представитель извещен надлежащим образом. Суд, исследовав представленные материалы, выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица, находит заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ к действиям должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При этом обязательным обстоятельством, подлежащим установлению по делу, является нарушение действием или бездействием должностного лица законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Судом установлено, что Шульгина И.Л. является матерью ФИО1 <дата> года рождения. Ребенок Шульгиной И.Л. является ребенком-инвалидом. Семья Шульгиной И.Л. имеет постоянное место жительства в <адрес> и в весенне-летний период 2011 г. проживает в <данные изъяты>, расположенном на <адрес> <дата> Шульгина И.Л. обратилась с письменным заявлением на имя главного врача МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» о постановке на учет в поликлинике в период времени с <дата> по <дата> ребенка ФИО1, <дата> года рождения. Как установлено судом и не оспаривалось сторонами Полякова А.Н. является главным врачом МУЗ «Детская городская поликлиника № 1», что подтверждается приказом Управления здравоохранения Администрации города Саратова от <дата> № <дата> главным врачом МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» Шульгиной И.Л. дан ответ об отказе в постановке на учет ребенка на медицинское обслуживание, по тем основаниям, что согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2007 г. № 387 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» пункта 2.2. главы II при обращении в лечебно - профилактическое учреждение заявитель должен предоставить следующие документы: документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении ребенка); документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справку, подтверждающую факт установления инвалидности); справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации; медицинскую карту или выписку из истории развития ребенка; страховой полис обязательного медицинского страхования, которые заявителем предоставлены не были. Также в ответе указано, что указанный заявителем адрес в заявлении является не точным, что не позволяет врачу-педиатру оказывать медицинскую помощь и предоставлять набор социальных услуг. Кроме того, в ответе имеется ссылка на территориальную программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области, гражданам Российской Федерации на 2011 год в рамках договоров обязательного медицинского страхования и на основании Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», согласно которым предусматривается возможность выбора пациентом врача при наличии его согласия. Согласия участковых врачей-педиатров не получено, так как есть опасность не выполнения функциональных обязанностей ввиду территориальной удаленности проживания ребенка и отсутствия точного адреса, невозможность проведения мониторинга за состоянием здоровья ребенка-инвалида, контроля за проводимым лечением, оценкой условий проживания ребенка. Учитывая время пребывания заявителя в регионе, заявителю предложено зарегистрироваться по месту пребывания. В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (далее по тексту - Основ), охрана здоровья граждан включает в себя совокупность мер медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации. При этом основными принципами охраны здоровья граждан являются доступность медико-социальной помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 2 Основ). Согласно ст. 20 Основ, при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» регламентированы права пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении, в том числе выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Как следует из ст. 24 Основ в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 г. издан приказ № 255 «О порядке оказания первичной медико-социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», который регулирует предоставление первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Приказом от <дата> № «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» регулируются вопросы организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу. В соответствии с данным приказом распределение населения по врачебным участкам осуществляется руководителями амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-социальной помощи населению в целях максимального обеспечения её доступности и соблюдения иных прав граждан (пункт 7 приказа). Руководители амбулаторно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения врачам-педиатрам участковым для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15 процентов от нормативной, предусмотренном пунктом 11 порядка (пункт 8 приказа). Согласно примерному порядку организации деятельности детской поликлиники, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №, детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно - профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачам-педиатрам участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком (п. 3, п. 5 Примерного порядка). В соответствии с п. 2.1, 2.2. Устава МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» целью создания учреждения является: сохранение, укрепление и восстановление здоровья обслуживаемого детского населения, предметом деятельности учреждения является оказание медицинской помощи детскому населению Октябрьского района г. Саратова, проведение мероприятий по профилактике заболеваний в соответствии с планами и финансовыми возможностями. Как следует из главы 6 Устава, высшим должностным лицом учреждения является его руководитель - главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации муниципального образования «Город Саратов». Главный врач действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и своими должностными обязанностями. Из территориальной программы «Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи медицинскими организациями Саратовской области при реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2011 г.» следует, что при оказании гражданам Российской Федерации в Саратовской области бесплатной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения предоставляется: возможность выбора пациентом врача (при согласии врача) в рамках договоров обязательного медицинского страхования путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации, возможность выбора пациента лечебно-профилактического учреждения из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Первичная амбулаторная помощь гражданам оказывается преимущественно участковым врачом или врачом общей практики (семейным врачом), объем диагностических и лечебных мероприятий, необходимость в консультациях врачей специалистов для конкретного пациента определяется лечащим врачом. Консультативно-диагностическая помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях предоставляется только по направлению лечащего врача. Как указывалось выше, в удовлетворении заявления Шульгиной И.Л. о постановке ребенка на учет было отказано по причине не предоставления заявителем полного пакета документов, необходимых при обращении с заявлением. Исходя из того, что ребенок заявителя является инвалидом, для его постановки на учет, в соответствии с приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2007 г. № 387 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», необходимо предоставление документов: документа, удостоверяющего личность (свидетельство о рождении), документа, подтверждающего право на получение набора социальных услуг, справки, подтверждающей право на получение набора социальных услуг, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации, медицинской карты или выписки из истории развития ребенка, страхового полиса обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, судом установлено, что заявителем при обращении с заявлением на имя главного врача вышеперечисленные документы не представлены, в связи с чем оснований для признания действий должностного лица незаконными, не имеется. Показания допрошенного в качестве свидетеля Свидетель 1 о том, что при обращении в поликлинику им был представлен полис обязательного медицинского страхования и свидетельство о рождении ребенка, не являются основанием для удовлетворения заявления, поскольку как указывалось выше, при постановке ребенка на учет, необходимо предоставление и иных документов, которые заявителем не приложены. Более того, из заявления Шульгиной И.Л., адресованного на имя главного врача, видно, что какие-либо приложения к нему отсутствуют. Представленный заявителем ответ, выданный территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области из которого, по мнению заявителя, следует, что права ребенка нарушены, также не является основанием для признания действий незаконными, поскольку данный ответ содержит ссылку о направлении обращения с указанием на нарушение прав ребенка, исходя из его наименования Шульгиной И.Л. Доказательств обратного суду не представлено. Более того, как следует из материалов дела, не оспаривается заявителем, и подтвердил допрошенный свидетель, ребенок заявителя при обращении в поликлинику № получает необходимую медицинскую помощь, <дата> был осмотрен участковым врачом-педиатром, врачом неврологом, что подтверждается копией медицинской карты. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес. Заявителем суду не представлены доказательства нарушения его прав действиями заинтересованного лица. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий главного врача незаконными не имеется, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Шульгиной И.Л. о признании действий должностного лица незаконными отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено <дата>. Судья: подпись