об оспаривании действий органов государственной власти, взыскании убытков и компенсации морального вреда



Дело № 2-835/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года

Октябрьский районный суд г. Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

при секретаре Вахтиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Митряева М.А. и Валыркина М.П. к Государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за <дата> год незаконными, возложении обязанности выдать путевки на санаторно-курортное лечение за <дата> год в течение <дата> календарного года, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Истец Митряев М.А. обратился в суд с иском к ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова ( л.д.9-13, том1), который неоднократно уточнил (л.д. 155-157, том1), окончательно сформулировав ( л.д.221-226. том1), просит признать действия ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова по не обеспечению его путевкой на санаторно-курортное лечение за <дата> год незаконными, возложить на ответчика обязанность выдать ему и сопровождающему лицу путевки на санаторно-курортное лечение за <дата> год в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации в соответствии с медицинскими показаниями в течение календарного <дата> года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Истец Валыркин М.П. также обратился в суд с иском к ГУ «Комитет социальной поддержки населения» <адрес> ( л.д. 51-55, том1), который неоднократно уточнил (л.д. 151-153, том1), окончательно сформулировав ( л.д.227-231, 239-244 том1), просит признать действия ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова по не обеспечению его путевкой на санаторно-курортное лечение за <дата> год незаконными, возложить на ответчика обязанность выдать ему и сопровождающему лицу путевки на санаторно-курортное лечение за <дата> год в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации в соответствии с медицинскими показаниями- курорты, в течение календарного <дата> года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда от <дата> данные дела в силу п.4 ст. 151 ГПК РФ соединены в одно производство для дальнейшего совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель истцов Митряева М.А. и Валыркина М.П. -Кардакова И.А. исковые требования доверителей поддержала, пояснив, что истцы Митряев М.А. и Валыркин М.П. являются инвалидами первой группы бессрочно, состоят в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, с заявлениями об отказе в <дата> году от набора социальных услуг, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не обращались.

По рекомендациям лечащих врачей истцы нуждаются в ежегодном санаторно-курортном оздоровлении, в связи с чем каждые полгода получают справку формы 070/7-04 в поликлинике по месту своего жительства.

Митряев М.А. последнюю справку за получил в МУЗ «Городская поликлиника » <дата>, в связи с чем <дата> обратился с заявлением в ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова о предоставлении ему санаторно-курортной путевки.

Валыркин М.П. последнюю справку за получил в МУЗ «Городская поликлиника » <дата> и в тот же день обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки.

Срок действия справок Митряева М.А. истек <дата>, Валыркина М.П. - <дата>, однако ответчик их не известил о возможности предоставления санаторно-курортных путевок за <дата> год с указанием даты заезда, уклоняется от их выдачи, никаких действий по изысканию средств для приобретения путевок не производит, нарушая тем самым права истцов, гарантированные им п.1 ст. 39 Конституции РФ.

Ответчик своим незаконными бездействиями нарушил сроки по представлению санаторно-курортных путевок, Митряев М.А. и Валыркин М.П. не получили своевременное лечение, что привело к ухудшению их самочувствия и обострению хронических заболеваний, им приходилось тратить свое время на обращения в различного рода инстанции, отстаивать свои права. Безразличие должностных лиц и пренебрежение вызывали в них чувство обиды и безысходности, что усиливало не только физические, но и нравственные страдания.

Причиненный им моральный вред истцы оценивают в 50 000 рублей каждый.

Уточненные Митряевым М.И. и Валыркиным М.П. исковые требования просила удовлетворить в полном объеме и взыскать с ответчика в пользу Митряева М.И. расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, Валыркина М.П. - 6000 рублей.

Представитель истца Валыркина М.П. - Ибус Е.В. исковые требования доверителя поддержала по изложенным выше основаниям, просила удовлетворить.

Ответчик ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова о рассмотрении дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без его участия, представил письменные возражения по иску ( л.д.29-31,84-86, 249-250 том 1; л.д.11-13 том2), в которых в удовлетворении требований Митряеву М.И. и Валыркину М.П. просил отказать.

Представитель 3-его лица Министерства социального развития Саратовской области Евсеева М.Л. с исковыми требованиями Митряева М.И. и Валыркина М.П. не согласна, представила письменные возражения по иску ( л.д.109-113,122-126, 175-176 том1; л.д.11-13 том2), которые поддержала в судебном заседании, пояснив, что Министерство социального развития Саратовской области не оспаривает права истцов на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.

С <дата> года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которая осуществляется в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328 и Правилами оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденными Постановления Правительства Саратовской области № 29-П от 28.01.2010 года.

В соответствии с законом Саратовской области от 24.12.2010 года № 226-ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» на реализацию части переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в части оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно из федерального бюджета предусмотрены денежные средства в сумме 51,8 млн.рублей.

Санаторно-курортные путевки приобретались министерством социального развития области строго в соответствии с Федеральным законом от 21.07.20005 года № 94-ФЗ, количество путевок соответствует денежным средствам, предоставляемым из федерального бюджета на их приобретение. Кроме того, путевки приобретаются на торгах на основании заявок, полученных от санаторно-курортных учреждений, участвующих в торгах и соответствующих выставленным требованиям.

В <дата> году заявка на санаторно-курортное лечение составила 6588 человек, из них по г.Саратову - 2817 заявок. Было выделено - 3313 путевки, по г.Саратову - 1542 путевки. Из 271 путевки в санатории Краснодарского края и Кавказских минеральных вод 213 было выделено на г.Саратов (157 инвалидам и 56 сопровождающим). Количество граждан желающих получить путевку, значительно превышает размер выделенных в <дата> году денежных средств. В связи с чем в <дата> года министерством социального развития области было направлено письмо в департамент социальной защиты министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой выделить дополнительно денежные средства в сумме 65947512 рублей, необходимые для удовлетворения потребности в путевках всех желающих с учетом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

По информации предоставленной ГУ «Комитет социальной поддержки населения г.Саратова» Митряеву М.А. уже была предоставлена санаторно-курортная путевка в ЗАО «Санаторий курорт им В.И. Чапаева», срок заезда с <дата> по <дата>.

Валыркин М.П. состоит на учете на получение санаторно-курортной путевки с лечением заболевания системы кровообращения на Кавказские минеральные воды, Черноморское побережье с <дата>, его номер очереди на <дата> - 245. Валыркин М.П. не исключен из очереди, т.к. ему не предоставили путевку в санаторий в <дата> году, поэтому он автоматически переходит как лицо, имеющее право на получение путевки в <дата> году вплоть до ее реального получения. В настоящее время производится выдача путевок гражданам, вставшим на очередь на получение санаторно-курортной путевки в феврале, <дата> года. Истец Валыркин М.П. желает получить путевку в конкретном месте, ссылаясь на рекомендацию врача, однако доказательств невозможности прохождения лечения в санаторно-курортных учреждениях в месте проживания или иной местности помимо Черноморского побережья и региона Кавказских минеральных вод не предоставил.

Считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований Митряева М.А. и Валыркина М.П. отсутствуют.

Истцы Митряев М.А. и Валыркин М.П. о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились, их интересы представляют представители.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Митряева М.А. и Валыркина М.П. в силу ч.1 ст. 48, ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителей истцов, представителя третьего лица, изучив доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иски, материалы дела, находит исковые требования Митряева М.А. и Валыркина М.П. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из статьи 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Положениями ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 9 указанного Закона закреплено понятие реабилитации инвалидов как системы и процесса полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Этой же нормой закона определены основные направления реабилитации инвалидов, одним из которых является санаторно-курортное лечение.

В соответствии со ст. 10 Закона, Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с п.3 которого к реабилитационным мероприятиям отнесено санаторно-курортное лечение инвалидов.

Федеральным законом от 176.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан РФ.

Пунктом 8 статьи 6.1 главы «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг», указанного Закона предусмотрено в числе других лиц право инвалидов на получение государственной социальной поддержки в виде набора социальных услуг, в состав которого включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (п.1.1. ст.6.2 закона). Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с названной выше главой Закона является календарный год (п.2 ст.6.3 Закона).

В целях реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п.1 ст. 6.4 Закона)

В развитие положений п.5 ст. 6.3 данного Закона Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 328 от 29.12.2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.

В соответствии с данным Порядком в редакции Приказа Минздравсоцразвития № 382н от 24.05.2010 года, действовавшей на период подачи истцами заявлений о предоставлении путевок в 2010 году:

п.1.9 периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) является календарный год;

3.1 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

3.4 отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляется в установленном порядке.

С <дата> года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р, утвердившим Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области, Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В целях реализации указанного Соглашения Постановлением Правительства Саратовской области № 29-П от 28.01.2010 года утверждены Правила оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно ( действовавшие на момент обращения истцов с заявлениями о предоставлении путевок в данной редакции), в соответствии с которыми социальные услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду междугородным транспортном к месту лечения и обратно осуществляются гражданам, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п.п.1 и 2 п.1) и распространяется на лиц, сопровождающих инвалидов 1-й группы (п.3).

Согласно данным Правилам:

п.5. В целях обеспечения порядка очередности УСПН (учреждением социальной поддержки населения) ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет. Подтверждение гражданами сведений о себе при постановке на учет носит предварительный характер с последующим предоставлением необходимого перечня документов при получении путевки.

п.7.Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (далее - справка).

п.8.После получения справки граждане или их законные представители обращаются в министерство через УСПН с заявлением о предоставлении путевки.

п.9.УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.

п.13.Для получения путевки гражданин или его законный представитель предоставляет в УСПН следующие документы:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) справку (форма 070/у-04), в случае если ранее предоставленная справка утратила силу.

п.14.Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.

п.15.Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту (учетные формы 072/у-04; для детей - 076/у-04, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256) в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку.

п.23.Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.

Истец Митряев М.А., <дата> года рождения, по результатам освидетельствования врачебно-экспертной комиссией признан инвалидом первой группы бессрочно (л.д. 15, том1 - справка ВТЭК от <дата>). <дата> МУЗ «Городская клиническая больница » ему выдана справка формы 070/7-04, согласно которой рекомендовано санаторно-курортное лечение в местном санатории в весенний, летний и осенний период, а также сопровождение к месту лечения ( л.д.32, том1).

Истец Валвркин М.П., <дата> года рождения, согласно справки главного Бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области от <дата> повторно освидетельствован <дата>, в результате чего ему установлена бессрочно первая группа инвалидности (л.д.57, том1-справка МСЭК; л.д.58, том1-пенсионное удостоверение). <дата> он получил в МУЗ «городская поликлиника » справку формы 070/7-04 , согласно которой ему рекомендовано санаторно-курортное лечение в зимнее время в курортной зоне Российской Федерации и сопровождение к месту лечения ( л.д.135 том1; л.д.39, том2).

В соответствии с п.1 ст. 6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Митряев М.А. и Валыркин М.П. включены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что подтверждается справками Пенсионного фонда РФ, выданными им по месту жительства (л.д. 56,117 том1).

Представитель ответчика ГУ КСПН г.Саратова при рассмотрении дела не оспаривал данного факта и подтверждал, что истцы с заявлениями в соответствии с п.3 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» об отказе от получения в 2010 году социальных льгот не обращались.

Истец Валыркин М.П. <дата>, а истец Митряев М.П. <дата> обратились в ГУ «Комитет социальной поддержки населения» г.Саратова с заявлениями о предоставлении им санаторно-курортных путевок с приложением полученных справок по форме 070/7-04, в связи с чем были поставлены на учет.

Поскольку Митряев М.А. и Валыркин М.П. являются инвалидами 1-й группы, санаторно-курортные путевки им должны предоставляться с учетом сопровождающих их лиц.

В соответствии с п.9 Правил оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, ГУ КСПН г.Саратова в отношении истцов были направлены дополнительные заявки на предоставление путевок в Министерство социального развития Саратовской области ( л.д. 130-131, 137-138, том1).

В судебном заседании представитель истцов Кардакова И.А. не оспаривала того факта, что в <дата> году истцам Валыркину М.П. и Митряеву М.А. ответчиком предлагались санаторно-курортные путевки.

Однако ответчиком доводы представителя истцов о том, что Валыркину М.П. предлагалась путевка в местный санаторий вместо курортной зоны, что не соответствовало медицинской рекомендации, указанной в справке формы 070/у-04 от <дата>, а Митряеву М.А. предложена путевка с нарушением срока, установленного пунктом 14 Правил -П, в связи с чем от ее получения он вынужден был отказаться, т.к. будучи инвалидом не имел возможности за несколько дней оформить санаторно-курортную карту, не опровергнуты.

При таких обстоятельствах истцы предложенными ответчиком путевками не имели реальной возможности воспользоваться по независящим от них причинам, в связи ненадлежащим исполнением ответчиком возложенной на него обязанности по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение.

Как указано выше, пунктом 2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и пунктом 1.9 Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в ред. от 24.05.2010 года) предоставление социальной услуги по санаторно-курортному лечению инвалидов предусмотрено ежегодно.

В данном случае утверждение Правительством Саратовской области в развитие указанного Федерального закона Постановлением № 29-П от 28.01.2010 года Правил оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в которых о данном сроке не упоминается, не может освобождать ответчика от обязанности исполнения требований Федерального закона по срокам предоставления социальных услуг инвалидам.

Доводы представителя ответчика о том, что инвалиды обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение согласно очередности, сформированной в соответствии с п.5 указанных Правил без учета положений п.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, суд находит несостоятельными, т.к. формирование данной очередности направлено на учет и упорядочение предоставления данной услуги инвалидам и по смыслу законоположений не может само по себе лишать инвалида права на получение ежегодного санаторно-курортного лечения, гарантированного ему Федеральным законом.

Доводы представителя Министерства социального развития Саратовской области об отказе истцам в иске, т.к. Митряев М.А. проходил санаторно-курортное лечение с 18 апреля по <дата> в ЗАО «Санаторий курорт им. В.И.Чапаева», а Валыркин М.П. не исключен из очереди на получение путевки в <дата> году и не представил доказательств невозможности прохождения лечения в санаторно-курортных зонах в месте проживания, суд находит несостоятельными по изложенным выше основаниям, т.к. истцы в <дата> году санаторно-курортного лечения не получили. Ответчиком доказательств тому, что Митряев М.А. был направлен в <дата> года в санаторий за <дата> год суду не представлено.

Не состоятельны доводы представителя Министерства социального развития Саратовской области и о том, что истцы не обеспечены в 2010 году путевками на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими рекомендациями, в том числе, из-за недостатка финансирования из федерального бюджета, т.к. пунктом 2 ст.8 Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», установлено, что остатки средств федерального бюджета по состоянию на <дата>, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования Фондом в 2010 году бюджетных ассигнований на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению … используются Фондом в <дата> году на указанные цели, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в <дата> году, что подтверждает достаточность выделенных федеральным бюджетом в <дата> году средств на обеспечение нуждающихся путевками на санаторно-курортное лечение.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Митряева М.А. и Валыркина М.П. в части признания незаконными, как противоречащими - пункту 2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и пункту 1.9 Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в ред. от <дата>), действия Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова по не обеспечению их путевками на санаторно-курортное лечение в <дата> году, в связи с чем нарушенное право истцов в силу ст.ст. 11 и 12 ГК РФ подлежит судебной защите путем возложения на ответчика обязанности выдать им путевки на санаторно-курортное лечение за <дата> год в соответствии с медицинскими показаниями в течение календарного <дата> года.

Поскольку требования о предоставлении санаторно-курортного лечения носят имущественный характер, иски Валыркина М.П. и Митряева М.А. в части взыскания компенсации морального вреда в силу ст.ст. 150,151 ГК РФ удовлетворению не подлежат.

В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с частичным удовлетворением исковых требований, в силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в пользу Валыркина М.П. - 3000 рублей, в пользу Митряева М.А. - 2500 рублей, которые с учетом сложности спора и объема оказанной правовой помощи находит разумными и достаточными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Митряева М.А. и Валыркина М.П. удовлетворить частично.

Признать действия Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за <дата> год инвалидов Митряева М.А. и Валыркина М.П. незаконными.

Обязать Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова выдать Митряеву М.А. путевку на санаторно-курортное лечение за <дата> год в соответствии с медицинскими показаниями в течение календарного <дата> года.

Обязать Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова выдать Валыркину М.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год в соответствии с медицинскими показаниями в течение календарного <дата> года.

Взыскать с Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова в пользу Митряева М.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения» города Саратова в пользу Валыркина М.П. расходы по оплате услуг представителя в сумме 2500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Митряеву М.А. и Валыркину М.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья : подпись