Дело № 2-1243/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года Октябрьский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шушпановой О.В., с участием помощника прокурора г.Саратова Серебрякова А.А., при секретаре Шамшуриной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному производственному предприятию «Саратовводоканал» о возложении обязанности создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения населения на опасных производственных объекта предприятия, у с т а н о в и л : Истец - прокурор города Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУПП «Саратовводоканал» о возложении обязанности создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения населения на опасных производственных объектах предприятия, мотивируя свои требования тем, прокуратурой г. Саратова в связи с поступившим обращением заместителя начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области, проведена проверка деятельности МУПП «Саратовводоканал» в части обеспечения защищенности опасных производственных объектов и принятия мер к созданию на предприятии локальной системы оповещения населения (далее ЛСО). В ходе данной проверки было установлено, что основными видами деятельности МУПП «Саратовводоканал» являются забор, очистка, транспортировка и распределение воды питьевого и промышленного качества; сбор, прием и переработка канализационных стоков, развитие и эксплуатация систем питьевого водоснабжения и водоотведения г. Саратова. В состав предприятия входят 4 опасных производственных объекта: водопроводные комплексы ВК-2, ВК-3, ВК-4, а также городская станция аэрации. Предприятие имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от <дата> № (ЖКНСХ), лицензию на эксплуатацию химически опасных производственных объектов от <дата> № (X). МУПП «Саратовводоканал» включено в сводный реестр потенциально опасных производственных объектов, расположенных на территории Саратовской области, поскольку в процессе очистки воды и переработки канализационных стоков ответчиком используется хлор, который является химически опасным веществом. Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Федеральные администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. В соответствии с требованиям постановления Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) обязаны обеспечить проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Постановлением Мэра г. Саратова от 29.07.2004 г. № 398 «О создании локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов экономики города» (в ред. Постановления Мэра г. Саратова от 31.05.2005 г. № 263) утвержден Перечень химически опасных объектов экономики города Саратова, в обязательном порядке создающие ЛСО. В число данных объектов входит МУПП «Саратовводоканал». Однако, вопреки требованиям вышеприведенных правовых актов, в настоящее время локальная система оповещения МУПП «Саратовводоканал» не создана, и в эксплуатацию не введена. Предписаниями МЧС России по Саратовской области, выданными МУПП «Саратовводоканал», неоднократно предлагалось устранить нарушение требований закона, а именно разработать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения на эксплуатируемых потенциально-опасных объектах (ВК-2, ВК-3, ВК-4, городская станция аэрации), однако данные предписания до настоящего времени ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд с указанными выше исковыми требованиями. Представитель истца -помощник прокурора города Саратова Серебряков А.А. заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал, просил их удовлетворить с учетом уточнения даты исполнения требований, обязать МУПП «Саратовводоканал» создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения населения на опасных производственных объектах предприятия: водопроводных комплексах ВК-2, ВК-3, ВК-4, Городской станции аэрации в срок до <дата>. Представители ответчика МУПП «Саратовводоканал» Грицина Т.В. пояснила, что на настоящий момент на предприятии принимаются активные меры по созданию и вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения населения на опасных производственных объектах предприятия: водопроводных комплексах ВК-2, ВК-3, ВК-4, Городской станции аэрации, полагала, что данные работы реально выполнить в срок до <дата>. Представители ответчика МУПП «Саратовводоканал» Кузьмина Е.А. и Гражулевичус Э.А. поддержали по делу позицию представителя ответчика Грициной Т.В. Представители третьих лиц ГУ МЧС России по Саратовской области Романенко А.В. и Веретенников В.И. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Саратова просили удовлетворить. Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования прокурора г. Саратова удовлетворить по следующим основаниям. Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. МУПП «Саратовводоканал» осуществляет свою деятельность на основании Устава утвержденного председателем Комитета по управлению имуществом города Саратова в <дата> году. Как следует из данного Устава, основными видами деятельности МУПП «Саратовводоканал» являются забор, очистка, транспортировка и распределение воды питьевого и промышленного качества; сбор, прием и переработка канализационных стоков, развитие и эксплуатация систем питьевого водоснабжения и водоотведения г.Саратова. Согласно договору № от <дата> «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения», в состав данного предприятия входят 4 опасных производственных объекта: водопроводные комплексы ВК-2, ВК-3, ВК-4, а также городская станция аэрации, поскольку в процессе очистки воды и переработки канализационных стоков ответчиком используется хлор, который является химически опасным веществом. Предприятие имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от <дата> № (ЖКНСХ), лицензию на эксплуатацию химически опасных производственных объектов от <дата> № (X). Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (ст. 1 Закона). Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (ст. 1 указанного Закона). В соответствии с требованиям постановления Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) обязаны обеспечить проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003года № 1544-р, работы по созданию локальных систем оповещения населения организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны быть завершены до 2010года. Постановлением Мэра г. Саратова от 29.07.2004 г. № 398 «О создании локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов экономики города» (в ред. Постановления Мэра г. Саратова от 31.05.2005 г. № 263) утвержден Перечень химически опасных объектов экономики города Саратова в обязательном порядке создающие локальных систем оповещения, в число которых входит МУПП «Саратовводоканал». <дата> МУПП «Саратовводоканал» по результатам проверки вручено предписание № МЧС России по Саратовской области об устранении нарушений законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях со сроком устранения <дата> Предписание к указанному сроку ответчиком не выполнено. За неисполнение данного предписания, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от <дата> МУПП «Саратовводоканал» привлечено по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10 000 рублей. <дата> МУПП «Саратовводоканал» в ходе внеплановой проверки по контролю за исполнением предписания № от <дата> установлен факт невыполнения в срок предписания органа государственного надзора, вручено новое предписание № об устранении нарушений законодательства в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, со сроком устранения <дата> Предписание к указанному сроку ответчиком не выполнено. За неисполнение данного предписания, постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Саратова от <дата> МУПП «Саратовводоканал» привлечено по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10 000 рублей. <дата> в МУПП «Саратовводоканал» проведена проверка выполнения предписания № от <дата>, в ходе которой установлено, что указанное предписание в установленный срок не выполнено. За неисполнение данного предписания, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от <дата> МУПП «Саратовводоканал» привлечено по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10 000 рублей. Выдано новое предписание № от <дата>, со сроком устранения нарушений до <дата>. Однако, работы по созданию локальных систем оповещения населения организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны быть завершены до 2010 года. Как установлено в ходе проверки, ответчиком не соблюдаются нормы законодательства в области обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций, предписания ГУ МЧС России по Саратовской области об устранении выявленных нарушений закона в указанной сфере и создании ЛСО, не выполняются. Таким образом, судом установлено, что ответчиком до настоявшего времени не исполнено Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2003г. № 1544-р, не созданы и не введены в эксплуатацию локальные системы оповещения на потенциально опасных производственных объектах: водопроводных комплексах ВК-2, ВК-3, ВК-4 и городской станции аэрации. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора города Саратова, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к МУПП «Саратовводоканал» о создании и введении в эксплуатацию локальной системы оповещения населения на опасных производственных объектах предприятия: водопроводных комплексах ВК-2, ВК-3, ВК-4, а также городской станции аэрации, в срок до <дата> подлежат удовлетворению как доказанные в силу ст. 56 ГПК РФ. В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ и п.3.ч.1. ст. 333.19 НК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора города Саратова, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения населения на опасных производственных объектах предприятия : водопроводных комплексах ВК-2, ВК-3, ВК-4, Городской станции аэрации в срок до <дата>. Взыскать с Муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд. Судья: подпись