Об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования




Дело № 2-1288/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года                                город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.

с участием:

1) заявителя Гришанцова А.И.,

2) представителя заинтересованного лица окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа - Арзуманяна А.К., действующего на основании доверенности от 31.05.2011 года,

3) старшего помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришанцова А.И. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа об отмене решений избирательной комиссии об итогах голосования, возложении обязанности по проведению повторного подсчёта голосов избирателей

установил:

<дата> Гришанцов А.И. обратился в суд с заявлением к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по одномандатному избирательному округу », отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу », об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа определить результаты выборов депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей, об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа определить итоги голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по единому избирательному округу , на соответствующей одномандатному избирательному округу территории путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей. Требования основаны на следующем.

<дата> на территории города Саратова прошли выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва. <дата> окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа приняла решения «Об утверждении итогов голосования по одномандатному избирательному округу » и «Об утверждении итогов голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу ». Гришанцов А.И. баллотировался кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу и считает данные решения незаконными и подлежащими отмене по следующим причинам.

В соответствии с пунктами «е» и «e 1» части 2 статьи 14 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу по выборам депутатов и передает их в избирательную комиссию муниципального образования; определяет итоги голосования по единому избирательному округу на соответствующей территории и передает их в избирательную комиссию муниципального образования.

Своими решениями и окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа (далее - ОИК ) утвердила протоколы и о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу соответственно.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 60 названного Закона на основании данных первых экземпляров протоколов и участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному и единому избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия на основании протоколов и соответствующих участковых избирательных комиссий об итогах голосования составляет протоколы и о результатах выборов по одномандатному и единому избирательному округу и сводную таблицу. Однако, допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования нарушения, по мнению заявителя, не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

В соответствии с пунктом 11 статьи 61 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Однако, согласно решению участковой избирательной комиссии «Об утверждении схемы УИК на <дата>» и жалобам присутствующих наблюдателей и членов комиссии с правом решающего голоса стационарные ящики для голосования закрывались от наблюдателей кабинками для голосования. Данный факт по мнению заявителя послужил возможности произвести вброс избирательных бюллетеней в стационарные ящики для голосования, так как при сортировке избирательных бюллетеней из стационарного ящика для голосования было обнаружено 6 пачек сложенных и спрессованных вместе бюллетеней.

В соответствии с частью 28 статьи 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» по требованию членов участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 17 Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования (в том числе составленных повторно) обязана выдать указанным лицам заверенные копии протоколов об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенных копий в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объёме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несёт лицо, заверившее указанную копию протокола.

Однако, выданная председателем участковой избирательной комиссии ФИО1 заверенная копия протокола об итогах голосования отличается по позициям от протокола , который участковая комиссия сдала в вышестоящую комиссию: «9г» (в копии - 5, в оригинале - 7); «9е» (в копии - 2, в оригинале - 0).

Выданная председателем участковой избирательной комиссии ФИО1 заверенная копия протокола об итогах голосования отличается по позициям от протокола , который участковая комиссия сдала в вышестоящую комиссию: «3» (в копии - 763, в оригинале - 767); «5» (в копии - 760, в оригинале - 756); «7» (в копии - 714, в оригинале - 724); «8» (в копии - 21, в оригинале - 19); «9» (в копии - 770, в оригинале - 782); «9г» (в копии - 5, в оригинале - 7); «9е» (в копии - 2, в оригинале - 0).

В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член
участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме.Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Однако, участковой избирательной комиссией было принято решение от <дата> об исключении ФИО32, члена комиссии с правом решающего голоса из членов комиссии по основанию «безответственное отношение к своим обязанностям члена комиссии».

По мнению заявителя, подписи членов участковой избирательной комиссии , проставленные в протоколе существенно отличаются от подписей членов участковой избирательной комиссии , проставленных в протоколе , а именно: подписи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО32, то есть в тех протоколах, которые были сданы в ОИК и на основании которых были приняты оспариваемые решения.

В соответствии с частью 26 статьи 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другимчленом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительными проведения повторного подсчета голосов.

По мнению заявителя, подписи членов участковой избирательной комиссии , проставленные в протоколе существенно отличаются от подписей членов участковой избирательной комиссии , проставленные в протоколе , а именно: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, то есть в тех протоколах, которые были сданы в ОИК и на основании которых были приняты оспариваемые решения.

В соответствии с частью 27 статьи 59 названного Закона при подписании
протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с
правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе
приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делается
соответствующая запись. ФИО11, член комиссии с правом
решающего голоса приложила свое особое мнение, однако в протоколах отсутствует соответствующая запись.

Так же в течение всего дня председателю участковой избирательной
комиссии ФИО12 подавались заявления и акты о том, что
стационарные ящики для голосования находятся вне поля зрения наблюдателей,
членов комиссии с правом совещательного голоса. Председатель ссылалась на некую утвержденную схему расположения оборудования.

В соответствии с частью 29 статьи 59 Закона к первым
экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения
членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения законодательства о выборах, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры. Так же эта норма содержится в описании протокола участковой комиссии. Однако, в протоколах и участковой избирательной комиссии записей о заявлениях, жалобах нет.

В соответствии с частью 27 статьи 59 Закона протоколы об итогах
голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами)его подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретают юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протоколов с нарушением этого порядка является основанием для признания этих протоколов недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Согласно научно-практическому комментарию, протокол итогах голосования приобретает юридическую силу при проставлении в нем соответствующих реквизитов. В данном случае речь идет о дате и времени подписания протоколов и участковой избирательной комиссии , которые отсутствуют в данных протоколах.

Оборудование помещения участковой избирательной комиссии не соответствовало требованию закона о том, что помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические детва подсчета голосов при их использовании одновременнонаходились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. О данном нарушении было подано заявление ФИО38 Однако, в решении участковой избирательной комиссии 327 от <дата> комиссия ссылается на утвержденную схему расположения оборудования участка и говорит о том, что стационарные ящики находятся в зоне видимости, подменяя понятия одновременности в поле зрения, понятием, просто в зоне видимости.

В нарушении пункта 12 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной
комиссией избирательного участка было принято решение от <дата> об удалении из помещения для голосования члена комиссии с правом решающего голоса ФИО13.

В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Федерального закона после
окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего
голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, использованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных использованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. Однако, избирательная комиссия избирательного участка в нарушение данной нормы, не подсчитав и не погасив неиспользованные бюллетени приступила к работе со списками избирателей.

Подписи членов участковой избирательной комиссии ,
проставленные в протоколе существенно отличаются от подписей членов участковой избирательной комиссии проставленные в протоколе , а именно: ФИО14, ФИО15.

Так же в нарушение подпунктов «ж» и «и» пункта 2 статьи 67
Федерального закона, в протоколах и участковой избирательной комиссии не проставлено время подписания данных протоколов, что говорит об отсутствии их юридической силы.

Согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, и проставляет печать соответствующей комиссии. Однако, на избирательном участке были выданы протоколы с надписью «копия предварительных данных» с подписью секретаря комиссии ФИО16 и председателя комиссии ФИО17. Причем выданная копия протокола содержит в себе совершенно другие значения данных об итогах и подсчете голосов избирателей. Сам процесс подсчета голосов, определенный законодательством, не предусматривает наличие «предварительных данных».

Заверенная копия, выданная на избирательном участке протокола об итогах голосования отличается от протокола , представленного в ОИК по позициям: «7» (в копии - 821, в оригинале - 782); «9» (в копии - 837, в оригинале - 798); «9г» (в копии - 1 115, в оригинале - 5).

Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 67 Федерального закона в протоколах и участковой избирательной комиссии об итогах голосования не указаны сведения о жалобах и заявления поступивших на избирательный участок, несмотря на то, что они были и касались обнаружения при вскрытии ящиков для голосования спрессованных и сложенных вместе пачек избирательных бюллетеней.

Заверенная копия, выданная на избирательном участке протокола об итогах голосования отличается от протокола , представленного в ОИК по позиции«3»(в копии - 840, в оригинале - 760) причем подписи членов комиссии в копии отличаются от подписей тех же членов комиссии, которые проставлены в оригинале. Заверенная копия, выданная на избирательном участке протокола об итогах голосования отличается от протокола , представленного в ОИК по позиции «7» (в копии - 719, в оригинале - 720), причем подписи членов комиссии в копии отличаются от подписей тех же членов комиссии, которые проставлены в оригинале.

Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 67 Федерального закона в протоколах и участковой избирательной комиссии об итогах голосования не указаны сведения о жалобах и заявления поступивших на избирательный участок. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона деятельность избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Всоответствии с пунктом 25 статьи 68 Федерального закона до подписания итогового протокола избирательная комиссия обязана рассмотреть все поступившие в день голосования заявления и жалобы и принять по ним решения. Однако, председатель участковой комиссии избирательного участка единолично на жалобе проставляет свое мнение и жалоба не рассматривается.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требоватьзаверенияуказанных копий. Однако, председателем комиссии ФИО18 данные документы выданы небыли, кроме того на заявлении о выдаче документов, она собственноручно вынесла вердикт «вышеперечисленные документывыданы не будут».

Подписи членов участковой избирательной комиссии , проставленные в протоколе существенно отличаются от подписей     членов участковой избирательной комиссии , проставленные в протоколе , а именно: ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, то есть в тех протоколах, которые были сданы в ОИК и на основании которых были приняты оспариваемые решения.

Заверенная секретарем комиссии избирательного участка ФИО24 копия, выданная на избирательном участке протокола об итогах голосования отличается от протокола , представленного в ОИК по позиции «3» (в копии - 317, в оригинале - 307).

Заверенная секретарем комиссии ФИО24 копия, выданная на избирательном участке протокола об итогах голосования отличается от протокола , представленного в ОИК по позициям: «3» (в копии - 313, в оригинале - 323); «9ж» (в копии - 10, в оригинале - 0).

Второй лист заверенной копии протокола , где стоит отметка секретаря комиссии о том, что копия верна в перечне жалоб существенно отличается оригинала протокола, который сдали в ОИК .

Второй лист заверенной копии протокола , где стоит отметка секретаря комиссии о том, что копия верна в перечне жалоб существенно отличается от оригинала протокола, который сдали в вышестоящую комиссию.

Протокол , представленный в ОИК не содержит времени заполнения протокола, тогда как на заверенной копии протокола время стоит.

Согласно протоколам и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа , число открепительных удостоверений, выданных нижестоящим участковым избирательным комиссиям (пункт 12 протокола) составляет 677 штук, тогда как согласно пункту 9 «а» число избирательных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями 642 штуки. Таким образом, разница между полученными и выданными составляет 35 открепительных удостоверений, тогда как цифры в этих пунктах должны быть равными.

Решениями и окружная избирательная комиссия одномандатного фатального округа утвердила протоколы и о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному рту соответственно.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 60 Закона области наосновании данных первых экземпляров протоколов и участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному и единому избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия наосновании протоколов и соответствующих участковых избирательных комиссий об итогах голосования составила протоколы и о результатах выборов по одномандатному и единому избирательному округу.

Таким образом, протоколы и окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному и единому избирательному округу составлены на основании протоколов и участковых избирательных комиссий, которые составлены с нарушением избирательного законодательства и не отражают истинного значения волеизъявления избирателей на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва на территории одномандатного избирательного округа .

Согласно пункту 26 статьи 68 Федерального закона протокол об итогах голосования заполняется участковой комиссией в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Однако, ни на одном избирательном участке одномандатного избирательного округа небыл составлен второй экземпляр протоколов и об итогах голосования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона суд - соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составлениясписков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за ихпроведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В связи с этим Гришанцов А.И. просил суд отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по одномандатному избирательному округу », отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу », обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа определить результаты выборов депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей, обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа определить итоги голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по единому избирательному округу , на соответствующей одномандатному избирательному округу территории путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей.

<дата> Гришанцов А.И. дополнил основания заявления.

Считал, что на избирательных участках , 324, 326, 327, 328 было произведено нарушение прав наблюдателей за проведением рядка голосования, что подпадает по действие пункта 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно воспрепятствование наблюдению за порядком голосования.

На избирательных участках , 326, 327, 328, 332, 335, 338 была произведена выдача заверенных копий протоколов и участковых избирательных миссий об итогах голосования, которые содержат данные, не соответствующие данным первого экземпляра протоколов и .

Также на указанных участках были не исполнены требования законодательства к порядку заполнения итоговых протоколов.

Данные действия, по мнению заявителя, являются административными правонарушениями и подпадают под действие статьи 5.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так же данные действия, а именно заполнение первого экземпляра протокола после выдачи заверенных копий протоколов нарушает требования пункта 5 статьи 3 указанного Федерального закона, а также части 28 статьи 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в которой прописаны нормы порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией и таким образом, по мнению заявителя, подпадает под действие пункта 3 статьи 77 Федерального закона - нарушение порядка голосования и подсчёта голосов.

На избирательном участке отказ в предоставлении копий документов повлёк за собой нарушения прав члена комиссии с правом совещательного голоса, а именно части «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона, что, по мнению заявителя, подпадает под действие статьи 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а так же относятся к разряду других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, закреплённых в пункте 3 статьи 77 Федерального закона, так как не были предоставлены документы относящиеся к процедуре и ходу голосования.

На избирательных участках имело место проставление подписи в протоколах участковых комиссий об итогах голосования за члена участковой комиссии с правом решающего голоса, что подпадает под действие пункта 27 статьи 68 Федерального закона, а именно если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания тайного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

<дата> Гришанцов А.И. дополнил основания заявления.

Считал, что в соответствии с частями 4, 13 статьи 55 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом, на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в графе «особые отметки» списка избирателей делается отметка: «Проголосовал по открепительному удостоверению №» с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого, открепительное удостоверение изымается у избирателя. Открепительные удостоверения, на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком.

Согласно части 3 статьи 4 Закона выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва проводились по смешанной избирательной системе. При этом половина числа депутатов избиралась по единому избирательному округу, а другая половина числа депутатов избиралась по одномандатным избирательным округам. Таким образом, избиратель города Саратова обладал активным избирательным правом на территории одного избирательного округа (где он зарегистрирован) и имел право проголосовать закандидата «одномандатника»(протокол участковой комиссии) и на территории единого округа (территория города), где баллотируются политические партии (протокол ).

Таким образом, <дата> в день голосования на выборах депутатов Саратовской четвёртого созыва существовало три варианта возможности голосования: 1) без участия открепительного удостоверения- избиратель, который пришел в день голосования на свой избирательный участок получил два избирательных бюллетеня «за одномандатника» и «за политическую партию»; 2) с участием открепительного удостоверения: а) избиратель приходит не на свой избирательный участок, но на участок, находящийся на территории одномандатного округа - забирается открепительное удостоверение и избиратель получает два избирательных бюллетеня «за одномандатника» и «за политическую партию»; б) избиратель приходит на участок, находящийся вне территории
одномандатного округа - забирается открепительное удостоверение и избиратель получает один избирательный бюллетень - «за политическую партию».

Однако, как видно из заверенных избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» копий протоколов участковых избирательных комиссий:

- на избирательном участке в день голосования выдано 757 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причем пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям) равен 0, то есть голосовало только 757 избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке; протокол : в день голосования выдано 767 избирательных бюллетеней «за политические партии» -пункт 3 протокола , то есть выдано на 10 бюллетеней больше, чем за «одномандатников», следовательно, выдали 10 избирателям, которые пришли с открепительными удостоверениями не с этого округа. Однако пункт «9в» равен 11. Таким образом, одному избирателю не был выдан избирательный бюллетень «за политические партии»;

- на избирательном участке в день голосования на участке выдано 763 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причем пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям) равен 9; протокол : в день голосования выдано 767 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 9. Таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 492 избирательных бюллетеня «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям) равен 22; протокол : в день голосования выдано 507 избирательных бюллетеней «за политические партии» -пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 22, таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 1 197 избирательных бюллетеня «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям) равен 16; протокол : в день голосования выдано 1 205 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 16, таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 913 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям) равен 3; протокол : в день голосования выдано 917 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола . Однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 3. Таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 925 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших открепительным удостоверениям) равен 14; протокол : в день голосования выдано 939 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 14, таким образом, при равном количестве избирателей, падающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 823 избирательных бюллетеня «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших открепительным удостоверениям) равен 24; протокол : в день голосования выдано 839 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 24, таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 690 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» (число избирателей, проголосовавших целительным удостоверениям) равен 3; протокол : в день голосования выдано 693 избирательных бюллетеней «за политические партии» - пункт 3 протокола , однако пункт «9в» также как и в протоколе равен 3, таким образом, при равном количестве избирателей, обладающих активным избирательным правом на одинаковой территории, на избирательном участке было выдано разное количество бюллетеней;

- на избирательном участке выдано 317 избирательных бюллетеней «за одномандатников» - пункт 3 протокола , причём пункт «9в» равен 3, то есть голосовало 757-3= 754 избирателя, зарегистрированных на данном избирательном участке и 3 зарегистрированных не на этом участке, но на территории одномандатного округа и эти 3 получили также по два бюллетеня; протокол : в день голосования выдано 323 избирательных бюллетеня «за политические партии» - пункт 3 протокола , то есть выдано на 6 бюллетеней больше, чем за «одномандатников», следовательно, выдали 6 избирателям, которые шли с открепительными удостоверениями, в том числе и не с этого округа, однако пункт «9в» равен 6, таким образом, трем избирателям не были выданы избирательные бюллетени «за политические партии».

Таким образом, на территории одномандатного избирательного округа при проведении голосования было нарушено законодательство: либо незаконно выданы избирательные бюллетени, либо произошло нарушение избирательного права, гарантированное пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации - граждане Российской Федерации имеют право избирать - избирательные бюллетени не были выданы.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» при получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избиратель расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень.

Заинтересованное лицо окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа заявление не признало, представило возражения на заявление, считало доводы заявителя, изложенные в заявлении, несостоятельными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведён перечень оснований, по которым суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов в едином избирательном округе, а именно в случае нарушения:

- правил составления списков избирателей,

-порядка формирования избирательных комиссий,

- порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением),

- определения результатов выборов,

- незаконного отказа в регистрации списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования,

- других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, прежде всего, является установление фактов вышеприведенных нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В этой связи, по мнению заинтересованного лица, рассматривать необходимо исключительно только те обстоятельства, которые существенно повлияли (или могли повлиять) на результаты волеизъявления граждан.

Таким образом, не могут рассматриваться и быть приняты в качестве доказательства обстоятельства, свидетельствующие о любых нарушениях, или основанные на них предположения о том, что нарушения якобы могли повлиять на результаты волеизъявления граждан. Вышеперечисленные нарушения, которые могут повлечь признание выборов недействительными, принимаются во внимание, только в том случае, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Нарушения, на которые указывает заявитель, а именно расхождения данных
в заверенных копиях протоколов и протоколах участковых комиссий,
представленных в окружную избирательную комиссию никоим образом не
повлияли на волеизъявление избирателей, так как в соответствии с частью 1 статьи
56 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» голосование проводится с 8.00 часов до 20.00 часов, а подсчёт голосов, составление протокола и выдача протокола всем
заинтересованным лицам происходит значительно позже.

Суть подведения итогов голосования сводится к определению
действительного волеизъявления избирателей. Само волеизъявление определяется
путем подсчёта избирательных бюллетеней для тайного голосования в нашем случае
по одномандатному избирательному округу и единому избирательному округу. В
представленном заявлении претензий к подсчету голосов, подсчету избирательных
бюллетеней у заявителя нет.

Дополнительные доводы заявителя заинтересованное лицо также считало необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заявитель указывал на несоответствие данных в протоколах и участковых избирательных комиссий, а именно в пунктах «3» и «9в». Однако, по мнению заинтересованного лица, здесь место техническая ошибка.

Данные ошибочные действия никоим образом не влияют на совершившееся в день голосования волеизъявление граждан, не повлияли на определение итогов голосования. Это подтверждает и то, что пункт «9в» не проверяется контрольными соотношениями, утвержденными приложением к Закону Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В соответствии с частью 21 статьи 59 Закона после ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и ) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с приложением 8 к Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчёте по всем или отдельным строкам соответствующего протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчёте избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчёта контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к данному протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки «9ж» и «9з» протокола. Если в результате дополнительного подсчёта необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках «9ж» и «9з» проставляется цифра «0». Таким образом, законодательством не предусмотрена процедура проверки данных вносящихся в строку «9в», что и доказывает то, что значение данной строки носит статистический характер и не влияет на определение итогов голосования и распределение мандатов.

Сам факт того, что при заполнении двух протоколов на избирательных участках произошла техническая ошибка, не нарушило и не могло нарушить права граждан избирать, так же не нарушает права политических партий.

В связи с этим заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении заявленных требований Гришанцову А.И. в полном объёме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления Гришанцова А.И. по указанным основаниям.

Заявитель Гришанцов А.И. явился в судебное заседание, однако на стадии разрешения судом ходатайств лиц, участвующих в деле, заявитель самовольно покинул зал судебного заседания. При этом уважительные причины, препятствующие заявителю участвовать в судебном заседании суду сообщены не были, доказательства, подтверждающие наличие таких причин не представлены.

При таких обстоятельствах, суд, с учётом мнения представителя заинтересованного лица и прокурора, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, руководствуясь статьёй 167, частью 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Изучив доводы первоначального и дополнительных заявлений, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 32 конституции российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Саратов», принятым решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649, представительным органом города Саратова является городская Дума. Срок полномочий городской Думы составляет 5 лет. Городская Дума состоит из 41 депутата. Выборы депутатов городской Думы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проводятся по смешанной избирательной системе. При этом 21 депутат избирается на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а 20 депутатов избирается на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам. Выборы назначаются городской Думой в соответствии с федеральным законом не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией города или судом.

Подготовку и проведение муниципальных выборов организует избирательная комиссия города. Избирательная комиссия города является городским органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления города. Избирательная комиссия города формируется городской Думой. Число членов избирательной комиссии города с правом решающего голоса составляет 12 человек.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов установлены Законом Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Решением Саратовской городской Думы от 25.11.2010 года № 57-689 утверждена схема двадцати одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва 13 марта 2011 года.

Решениями избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от <дата> и сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва, председателем комиссии назначена ФИО39 (том листы дела ).

Решениями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> , 72, 81, 82, без номера (том листы дела ) сформированы участковые избирательные комиссии и назначены председатели участковых избирательных комиссий.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> произведена регистрация кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва Гришанцова А.И. (том листы дела ).

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от <дата> (листы дела ) произведена регистрация муниципального списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в том числе, кандидата муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу , Гришанцова А.И..

Как установлено судом, 13 марта 2011 года в городе Саратове прошли выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва.

Участковыми избирательными комиссиями составлены протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу (протоколы ) и об итогах голосования по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу (протоколы ) (том листы дела ).

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> (том листы дела ) выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по избирательному участку одномандатного избирательного округа признаны недействительными в связи с невозможностью определения волеизъявления граждан.

<дата> в 10 часов 35 минут окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа составлен протокол о результатах выборов по одномандатному избирательному округу (том листы дела ). Как следует из данного протокола в списки избирателей на момент окончания голосования внесено 31 201 избиратель; участковыми избирательными комиссиями получено 28 337 избирательных бюллетеней; избирателям, проголосовавшим в помещениях для голосования в день голосования выдано 11 099 избирательных бюллетеней; избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования выдано 1 451 избирательный бюллетень; погашено 15 787 избирательных бюллетеней; в переносных ящиках для голосования содержатся 1 451 избирательный бюллетень; в стационарных ящиках для голосования содержатся 10 348 избирательных бюллетеней; 463 избирательных бюллетеня признаны недействительными; 11 336 избирательных бюллетеней признаны действительными; участковыми избирательными комиссиями получено 642 открепительных удостоверения (строка «9а»); участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования выдано 554 открепительных удостоверения; по открепительным удостоверениям на избирательных участках проголосовал 131 избиратель; 88 открепительных удостоверений было погашено; окружной избирательной комиссией избирателям выдано 95 открепительных удостоверений; окружной избирательной комиссией получено 850 открепительных удостоверений; 677 открепительных удостоверений выдано нижестоящим участковым избирательным комиссиям (строка «12»); 73 неиспользованных открепительных удостоверения погашены окружной избирательной комиссией. За кандидата ФИО40 подано 169 голосов избирателей, за кандидата Гришанцова А.И. подано 2 278 голосов избирателей, за кандидата ФИО41 подано 740 голосов избирателей, за кандидата ФИО42 подано 7 383 голоса избирателей, за кандидата ФИО43 подано 766 голосов избирателей.

Также <дата> в 10 часов 35 минут окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа составлен протокол об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу (том листы дела ). Как следует из данного протокола в списки избирателей на момент окончания голосования внесено 31 253 избирателя; участковыми избирательными комиссиями получено 28 365 избирательных бюллетеней; избирателям, проголосовавшим в помещениях для голосования в день голосования выдано 11 264 избирательных бюллетеня; избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования выдано 1 456 избирательный бюллетеней; погашено 15 645 избирательных бюллетеней; в переносных ящиках для голосования содержатся 1 456 избирательных бюллетеней; в стационарных ящиках для голосования содержатся 10 589 избирательных бюллетеней; 459 избирательных бюллетеней признаны недействительными; 11 586 избирательных бюллетеней признаны действительными; участковыми избирательными комиссиями получено 642 открепительных удостоверения (строка «9а»); участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования выдано 554 открепительных удостоверения; по открепительным удостоверениям на избирательных участках проголосовало 207 избиратель; 88 открепительных удостоверений было погашено; окружной избирательной комиссией избирателям выдано 95 открепительных удостоверений; окружной избирательной комиссией получено 850 открепительных удостоверений; 677 открепительных удостоверений выдано нижестоящим участковым избирательным комиссиям (строка «12»); 73 неиспользованных открепительных удостоверения погашены окружной избирательной комиссией. За Саратовское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подано 7 304 голоса избирателей, за Саратовское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подан 2 181 голос избирателей, за Саратовское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» подано 323 голоса избирателей, за региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области подано 718 голосов избирателей, за Саратовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» подано 773 голоса избирателей, за Саратовское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» подано 287 голосов избирателей.

Решениями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> и (том листы дела ) утверждены итоги голосования по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу .

В соответствии со статьёй 61 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Как установлено судом, решением участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> (том листы дела ) утверждена схема участковой избирательной комиссии.

<дата> в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа поступали жалобы кандидата в депутаты Гришанцова А.И. на то, что в помещениях избирательных участков , 328, 331, 333, 334, 335, 338, 339 стационарные ящики для голосования расположены таким образом, что не даёт возможность членам избирательной комиссии, наблюдателям одновременно держать в поле зрения места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования (том листы дела ).

Аналогичные жалобы в день голосования поступили от наблюдателя Саратовского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» ФИО44 на избирательном участке (том лист дела ), от члена участковой избирательной комиссии ФИО38 (том лист дела ), от наблюдателя Саратовского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО45 (том лист дела ), ФИО46 (том лист дела ), от членов окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ФИО31, ФИО30, ФИО47 (том лист дела ).

Указанные жалобы рассмотрены окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа и заявителям даны ответы (том листы дела , 158, 162, 164, 169, 176-180, 194-195, 199, 201-202).

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> (том лист дела ) председателям участковых избирательных комиссий , 328, 331, 333, 334, 335, 338, 339 рекомендовано оборудовать помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно объяснительным председателя участковой избирательной комиссии ФИО48 (том лист дела ), председателя участковой избирательной комиссии ФИО1 (том лист дела ) наблюдатели имели возможность наблюдать за ходом голосования, их право никем не ограничивалось.

Кроме того, имели место жалобы председателя участковой избирательной комиссии ФИО49 (том листы дела ), председателя участковой избирательной комиссии ФИО48 (том листы дела ) на давление со стороны представителя Саратовского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО29 и кандидата в депутаты Гришанцова А.И.

Как показали допрошенные в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетели свидетель 4, свидетель 3, ФИО11, допрошенный в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетель свидетель 2, допрошенные в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетели ФИО13, свидетель 1, ФИО29, допрошенные в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетели ФИО30, ФИО31 на избирательных участках , 326, 327, 328 стационарные ящики для голосования были размещены таким образом, что не все наблюдатели одновременно могли видеть все ящики для голосования. В момент голосования избиратели стояли спиной к наблюдателям и закрывали обзор. Свидетель свидетель 2 взял стул и пересел ближе к кабинкам для тайного голосования, сравнительно недалеко от избирательных урн. Данные нарушения были исправлены только около 19 часов 30 минут.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что расстановка мест для тайного голосования и ящиков для голосования на избирательных участках не препятствовала наблюдению за проведением выборов, поскольку наблюдатели имели возможность самостоятельно выбирать себе место обзора. Фактов конкретных действий по воспрепятствованию наблюдению за проведением выборов судом не установлено.

Как показали допрошенные в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетели свидетель 4, свидетель 3, ФИО32, ФИО11, допрошенный в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетель свидетель 2, допрошенные в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетели ФИО13, свидетель 1, ФИО29, допрошенный в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетель ФИО33 при подведении итогов голосования наблюдателями были обнаружены спрессованные пачки бюллетеней: на избирательном участке шесть пачек около 10 штук каждого вида, всего 118 бюллетеней, на избирательном участке три толстые вброшенные пачки, на избирательном участке две спрессованные пачки бюллетеней, на избирательном участке спрессованных пачек по 20 - 30 бюллетеней.

Наблюдатели отмечали количество проголосовавших избирателей. Число проголосовавших на избирательном участке отличалось от официальных данных на несколько сотен в большую сторону, на избирательном участке отличалось на 515 голосов в большую сторону, на избирательном участке отличалось на 149 голосов в большую сторону, на избирательном участке отличалось на 207 в большую сторону, на избирательном участке отличалось на 200 голосов в большую сторону.

На избирательном участке в день голосования проводилась концертная программа, при этом члены участковой комиссии за спинами передавали какие-то бумаги, но самого процесса вброса бюллетеней свидетель не видел.

Самого процесса вброса на указанных выше избирательных участках свидетели также не видели.

Как установлено судом, сотрудниками отдела милиции в составе Управления внутренних дел по городу Саратову проводились проверки по сообщениям о нарушениях избирательного законодательства на избирательных участка одномандатного избирательного округа . В результате проведённых проверок в возбуждении уголовных дел было отказано.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщением начальника отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законом в социальной сфере прокуратуры Саратовской области от <дата> за исходящим номером 7/2-11-2011 (том лист дела ), сопроводительным письмом начальника отдела милиции в составе Управления внутренних дел по городу Саратову (том лист дела ), исследованными в судебном заседании материалами об отказе в возбуждении уголовных дел , 1 353, 1 354, 1 370, 1 371, 1 420, 1 431.

Оценив указанные выше доказательства, суд критически относится к показаниям свидетелей в части фактов вброса избирательных бюллетеней, поскольку свидетели свидетель 4, ФИО32, ФИО11, свидетель 1, ФИО29, ФИО33 являются членами Саратовского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», свидетели свидетель 2, ФИО13 являются соратниками заявителя Гришанцова А.И., участвуют во всех проводимых им мероприятиях, в выборах более 20 лет, следовательно, свидетели могут быть заинтересованы в исходе дела, самих фактов вброса свидетели не видели, изложенные ими обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе проведённых проверок.

В этой связи суд не может считать установленным факт вброса избирательных бюллетеней на тех избирательных участках одномандатного избирательного округа , на которых выборы признаны состоявшимися.

В соответствии с пунктом 27 статьи 68 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Судом исследовались протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколы об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу участковых избирательных комиссий ).

Обстоятельства, позволяющие суду сомневаться в достоверности подписей членов указанных выше участковых комиссий, заявителем суду не сообщены и доказательства, подтверждающие такие обстоятельства не представлены.

К показаниям допрошенного в судебном заседании <дата> (том листы дела ) свидетеля ФИО32, в части того, что в протоколе об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа стоит не его подпись (том листы дела ) суд относится критически, поскольку свидетель является членом Саратовского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», может быть заинтересован в исходе дела, его показания не подтверждаются иными доказательствами, ни свидетель, ни заявитель с сообщением о совершённом преступлении по данному факту не обращались.

В этой связи суд не может считать установленным факт подписании протоколов об итогах голосования за одних членов участковых комиссий с правом решающего голоса другими членами участковых комиссий или посторонними лицами.

В соответствии с пунктом 26 статьи 68 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Как установлено судом, протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколы об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу участковой избирательной комиссии (том листы дела ) подписаны председателем комиссии, заместителем председателя, секретарём и членами комиссии, однако дата и время подписания в них не указаны; аналогичные протоколы участковой избирательной комиссии (том листы дела ) подписаны председателем комиссии, заместителем председателя, секретарём и членами комиссии, указана дата подписания протоколов, но время подписания не указано; протокол об итогах голосования по одномандатному избирательному округу участковой избирательной комиссии (том лист дела ) содержит все требуемые реквизиты; протокол об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу участковой избирательной комиссии (том лист дела ) подписан председателем комиссии, заместителем председателя, секретарём и членами комиссии, указана дата его подписания, но время подписания не указано.

Поскольку указанные выше протоколы были сданы в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа и на их основании <дата> в 10 часов 35 минут составлены итоговые протоколы (том листы дела ) суд считает установленным то обстоятельство, что итоговые протоколы участковых избирательных комиссий были составлены и подписаны в период времени между 20.00 часами <дата> и 10 часами 35 минутами <дата>.

В этой связи суд считает отсутствие указанных выше реквизитов в протоколах об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу участковых избирательных комиссий недостаточным основанием для признания данных протоколов недействительными.

В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» окружная избирательная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Как установлено судом, 12, 13 и <дата> в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа поступали следующие жалобы:

-жалоба кандидата в депутаты от Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Гришанцова А.И. о вбросах избирательных бюллетеней на избирательном участке (том листы дела );

- жалоба наблюдателяот Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» свидетель 1 о вбросах избирательных бюллетеней на избирательном участке (том лист дела );

- жалоба кандидатов в депутаты Гришанцова А.И. и ФИО43 на нарушение порядка погашения неиспользованных избирательных бюллетеней (том лист дела );

- жалоба наблюдателя от Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» свидетель 1 о допущенных нарушениях при голосовании с использованием переносных урн для голосования на избирательном участке (том лист дела );

- жалоба членов окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ФИО31, ФИО30, ФИО47 на нарушения расположения урн для голосования на избирательных участках , 328, об имеющихся расхождениях между количеством проголосовавших избирателей по данным наблюдателей от Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и отСаратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» и по данным председателя участковой избирательной комиссии (том лист дела );

- жалоба кандидата в депутаты от Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Гришанцова А.И.на нарушения расположения урн для голосования на избирательных участках (том лист дела );

- жалоба кандидата в депутаты от Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Гришанцова А.И. на удаление из помещения участковой избирательной комиссии члена участковой избирательной комиссии ФИО32 (том лист дела ).

Кроме того, <дата> членами окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ФИО31, ФИО30, ФИО47 поданы особые мнения о недостоверности выборов (том листы дела ).

По всем перечисленным выше жалобам окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа проведены проверки, даны мотивированные ответы (том листы дела ).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

Как установлено судом, <дата> член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Сладкомёдов К.Ю. обратился к председателю участковой избирательной комиссии с заявлением о выдаче копий документов непосредственно связанных с выборами.

Однако, в выдаче копий документов ему было отказано (лист дела ).

В соответствии с частью 28 статьи 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» по требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 17 настоящего Закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протоколов об итогах голосования (в том числе составленных повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протоколов об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенных копий в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Как установлено судом:

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (том лист дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «9г» «Число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений имеют расхождение на 2 голоса, в строке «9е» «Число утраченных открепительных удостоверений» имеют расхождение на 2 голоса;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии по единому избирательному округу (том лист дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «3» «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» имеют расхождение на 4 голоса, в строке «5» Число погашенных избирательных бюллетеней» имеют расхождение на 4 голоса, в строке «7» число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования» имеют расхождение на 10 голосов, в строке «8» «Число недействительных избирательных бюллетеней» имеют расхождение на 2 голоса, в строке «9» «Число действительных избирательных бюллетеней» имеют расхождение на 12 голосов, в строке «9г» «Число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений имеют расхождение на 2 голоса, в строке «9е» «Число утраченных открепительных удостоверений» имеют расхождения на 2 голоса;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (том листы дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «7» число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования» имеют расхождение на 39 голосов, в строке «9»«Число действительных избирательных бюллетеней» имеют расхождение на 39 голосов, в строке «9г» «Число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений имеют расхождение на 1 110 голосов;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (том листы дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «3» «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» имеют расхождение на 80 голосов;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии по единому избирательному округу (том листы дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «7» число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования» имеют расхождение на 1 голос;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (том листы дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «3» «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» имеют расхождение на 10 голосов;

- протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии по единому избирательному округу (том листы дела ) и копия данного протокола (том листы дела ) в строке «3» «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» имеют расхождение на 10 голосов, в строке «9ж» «Число утраченных избирательных бюллетеней» имеют расхождение на 10 голосов;

- протоколы и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа об итогах голосования в строках «9а» «Число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями» и строка «12» «Число открепительных удостоверений, выданных нижестоящим участковым избирательным комиссиям» имеют расхождение на 35 голосов.

Также судом установлено, что протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколы об итогах голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу участковых избирательных комиссий (том листы дела , том листы дела ) содержат незначительные расхождения в количестве выданных бюллетеней, открепительных удостоверений и проголосовавших избирателях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Оценивая все приведённые выше доказательства в их совокупности, суд учитывает установленные нарушения избирательного законодательства. Вместе с тем, суд считает, что допущенные нарушения не повлияли на действительную волю избирателей и выборы депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу являются состоявшимися и действительными.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по одномандатному избирательному округу », для отмены решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «Об утверждении итогов голосования по единому избирательному округу по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу », для возложения обязанности на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа определить результаты выборов депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей, для возложения обязанности на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа определить итоги голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы четвёртого созыва по единому избирательному округу , на соответствующей одномандатному избирательному округу территории путём проведения повторного подсчёта голосов избирателей, и считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Гришанцова А.И. к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа об отмене решений избирательной комиссии об итогах голосования, возложении обязанности по проведению повторного подсчёта голосов избирателей - отказать.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда составлено <дата>.

Судья      подпись           А.П. Совкич