о понуждении воссоздания памятника и заключении охранных обязательств



Дело № 2-1062/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года

Октябрьский районный суд г. Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

при секретаре Вахтиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране культурного наследия Саратовской области к Брагину М.Н. о восстановлении вновь выявленного объекта культурного наследия, и к Брагиной О.А. о возложении обязанности по заключению охранного обязательства,

у с т а н о в и л :

Истец - Комитет по охране культурного наследия Саратовской области обратился в суд с иском основным и уточненным к Брагину М.Н. и Брагиной О.А. (л.д. 2-5, 77-78), в котором просит:

1. Обязать Брагина М.Н. с привлечением юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), восстановить в первоначальном виде историческую облицовку камина на втором этаже общего коридора в жилом доме
по адресу: <адрес>, керамической изразцовой плиткой глазурованной, прямоугольной; орнамент центровой симметричный, рельефный. Цветовая гамма: оттенки темно-коричневого, розового и охры. По высоте короб печи разделен профильным карнизом в отношении 1:3, увечен фигурным фронтончиком. Цокольная часть печи, карниз и фронтончик
однотонные, темно-коричневого цвета.

2. Обязать Брагину О.А. заключить с комитетом по охране культурного наследия Саратовской области охранное обязательство на жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности в выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой, кон. XIX века», расположенном по адресу: <адрес>,

мотивируя требования тем, что ответчики Брагины М.Н. и О.А. проживают в доме по адресу: <адрес>, собственником которой является Брагина О.А.

Дом <адрес> на основании приказа министерства культуры Саратовской области от <дата> является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой, кон. XIX века», в связи с чем подлежит государственной охране в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменении облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить ему вред, как объекту культурного наследия. В данном доме запрещается проектирование, проведение строительных и иных работ, за исключением работ по сохранению памятника, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей его целостности.

В связи с обращением к председателю Комитета жильцов данного дома, проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области, в ходе которой выявлено, что в январе 2011 года Брагин М.Н. самовольно, без получения разрешения на производство работ, без привлечения организации имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, демонтировал изразцы (плитки) с камина на втором этаже общего коридора, который также является предметом охраны указанного объекта культурного наследия

Кроме того, в силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Брагина О.А., как собственник квартиры в объекте культурного наследия обязана оформить в комитете по охране культурного наследия Саратовской области охранное обязательство но сохранению объекта культурного наследия, являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

В добровольном порядке решить с ответчиками о восстановлении камина и изразцов, оформлении охранного свидетельства возможным не представилось, в связи с чем Комитет вынужден был обратиться в суд с указанными выше исковыми требованиями.

Представитель истца - Берестовский Д.О. уточненные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме..

Представитель ответчиков Брагиных М.Н. и О.А. - Павлов Е.М. в судебном заседании исковые требования Комитета по охране по охране культурного наследия Саратовской области не признал, пояснил, что дом, в котором проживает семья Брагиных является старым и ветхим, длительное время находится без ремонта, в связи с чем разрушается естественным образом. В том числе, разрушалась смежная с камином стена в квартире Брагиных, для того, чтобы ее отремонтировать и не повредить плитку, Брагин М.Н. действительно в январе 2011 года снял с камина, расположенного в коридоре облицовочную плитку - изразцы. Брагин М.Н. не знал о том, что камин является памятником культуры. В настоящее камин восстановлен с помощью строительной организации, с которой ответчиком был заключен договор. Что касается требования о возложении обязанности по заключению охранного обязательства с Брагиной О.А., то считает, что его доверительница вправе оформить и без судебного решения, так как еще ни с кем из жильцов дома такие обязательства не заключались.

В удовлетворении исковых требований просил отказать.

Ответчики Брагин М.Н. и Брагина О.А. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков Брагиных М.Н. и О.А. в силу ч.1 ст. 48, ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителей истца, ответчиков, свидетелей, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Комитет по охране по охране культурного наследия Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании положения утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от <дата> .

Как следует из данного положения, Комитет создан с целью реализации полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе переданных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в части своих полномочий является правопреемником министерства культуры Саратовской области (управления охраны культурного наследия) в вопросах осуществления функций специально уполномоченного государственного органа охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории области.

Основными задачами его деятельности являются: осуществление на территории области мероприятий в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, обеспечивающих необходимые условия для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по доступу к культурным ценностям и направленных на сохранение исторического и культурного наследия, для реализации которых Комитет, в том числе, наделен правом осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Приказом от <дата> Министерства культуры Правительства Саратовской области утвержден список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области, согласно которому в Перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия включен в числе других Дом жилой кон. ХIХ века, расположенный по <адрес> (л.д. 23-25). Данный дом входит в зону особого режима градостроительного регулирования - зону регулируемой застройки общегородских охранных зон. Предметами охраны в нем являются: внешний облик здания, как элемент рядовой застройки конца ХIХ века, сохранившиеся элементы интерьера (лепные карнизы, розетки, скобяные изделия камин с изразцами) (л.д. 17).

При инвентаризации данного объекта составлено описание изразцовой печи ( камина с изразцами) :

Печь расположена на втором этаже дома, в коммунальной квартире на 7 комнат. Короб печи прямоугольный с топочным отверстием на торцевой части. Со стороны общего коридора печь облицована керамической изразцовой плиткой, уложенной по принципу цепной кладки - вертикальные швы совпадают через ряд. Горизонтальные ряды облицовки завершены доборными плитками в 1/2 ширины. Плитка глазурованная, прямоугольная; орнамент центровой симметричный, рельефный. Цветовая гамма: оттенки темно-коричневого, розового и охры. По высоте короб печи разделен профильным карнизом в соотношении 1:3, увенчан фигурным фронтончиком. Цокольная часть печи, карниз и фронтончик однотонные, темно-коричневого цвета. На момент обследования печь недействующая. Печь является предметом охраны объекта культурного наследия, как сохранившийся подлинный элемент интерьера дома (л.д.12).

Факт составления данного описания камина с изразцами, расположенного на втором этаже дома <адрес>, подтвержден свидетелем свидетель 9, не верить которой, у суда оснований не имеется, т.к. ее показания конкретные, последовательные, соответствуют материалам дела.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В преамбуле к Закону об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Согласно статье 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.

В силу статьи 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. При этом согласно пункту 2 этой статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая исходя из статьи 61 Закона может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 35 Федерального закона, проектирование и проведение строительных и иных работ на территории памятника запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей его целостности.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Федерального закона, сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация, ремонт памятника, реставрация, приспособление объекта для современного использования, а также проектные и производственные работы.

Согласно требованиям ч.1, 3 ст. 45 Федерального закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В соответствии с ч.1, 4 ст. 52 Федерального закона физические и юридические липа осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенного в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов.

Выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта, согласование в порядке, установленном п. 4 ст. 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования     и     проведения строительных и иных работ на территории объекта культурного наследия.

<дата> по результатам контроля за состоянием объектов культурного наследия Саратовской области истцом составлен Акт , согласно которому установлено, что здание <адрес> находится в не вполне удовлетворительном состоянии. В общем коридоре второго этажа расположен камин, который является предметом охраны в данном здании и представляет собой историческую и культурную ценность. На момент проверки изразцы с камина, со слов соседей, самовольно сняты Брагиным М.Н. (л.д. 8).

В ходе рассмотрения дела ответчик Брагин М.Н. не оспаривал того факта, что снял изразцы с камина, расположенного в коридоре, с целью проведения ремонтных работ в своей квартире, имеющей с камином смежную стену.

Данный факт также подтвердили свидетели со стороны истца: свидетель 1, свиедетель 8, свидетель 2, не доверять которым, у суда оснований не имеется.

Те же обстоятельства подтвердили свидетели, допрошенные со стороны ответчика: свидетель 5, свидетель 7, свидетель 3, свидетель 6, свидетель 4, которые утверждали, что Брагин М.Н. снял изразцы с камина вынужденно, так ему было необходимо произвести в своей квартире ремонт смежной с камином стены, которая разрушалась.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт снятия Брагиным М.Н. изразцов с камина, расположенного на втором этаже дома <адрес>.

При таких обстоятельства, исковые требования Комитета по охране по охране культурного наследия Саратовской области к Брагину М.Н. о возложении на него обязанности с привлечением юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), восстановить в первоначальном виде историческую облицовку данного камина подлежат удовлетворению в силу ч.2 ст. 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст. 15, 1082 ГК РФ. При этом правового значения не имеет тот факт, знал либо не знал Брагин М.Н. о том, что камин с изразцами подлежит охране, как вновь выявленный объект историко-культурного наследия.

В силу ст. 48 указанного Федерального Закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Как установлено в судебном заседании собственником кв. <адрес> в городе Саратове является Брагина О.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 52).

Поскольку дом № <адрес> включен в перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Приказом Министерства культуры от <дата>, т.е. ранее приобретения Брагиной О.А. собственности в данном доме, в соответствии с приведенной выше нормой закона на нее возлагается бремя содержания принадлежащего ей вновь выявленного объекта историко-культурного наследия, которое обеспечивается путем оформления соответствующего охранного обязательства в силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, что является основаниям для удовлетворения предъявленных к ней требований.

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей с каждого в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ и п.3.ч.1. ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Брагина М.Н. путем привлечения юридического лица ( индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, восстановить в первоначальном виде историческую облицовку камина на втором этаже общего коридора в жилом доме по адресу : <адрес>, керамической изразцовой плиткой глазурованной, прямоугольной; орнамент центровой, симметричный, рельефный, Цветовая гамма: оттенки темно-коричневого, розового и охры. По высоте короб печи разделен профильным карнизом в отношении 1:3, увенчан фигурным фронтончиком. Цокольная часть печи, карниз и фронтончик однотонные, темно-коричневого цвета.

Обязать Брагину О.А. заключить с комитетом по охране культурного наследия Саратовской области охранное обязательство на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение - квартиру <адрес>, находящееся в выявленном объекте культурного наследия «Жом жилой, кон.ХIХ века», расположенном по адресу : <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья: подпись