Дело № 2-1269/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 5 июля 2011 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Перовой Т.А., при секретаре Бабенкове А.В., с участием представителя истца Гаврилюка В.В., истца Михайлиной Н.В., представителей ответчика Черкиной Л.А., Березиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального Общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах Михайлиной Н.В. к Товариществу собственников жилья «Магистраль» об обязании ответчика предоставить информацию, признании действий ответчика противоправными, о признании выставленных расчетов по оплате за коммунальные услуги незаконными, установил: Региональное Общественное учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» обратилось в суд с исковым заявлением в интересах Михайлиной Н.В. к ТСЖ «Магистраль» об обязании ответчика предоставить информацию, признании действий ответчика противоправными. Требования мотивированы тем, что в Общественное учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» обратилась Михайлина Н.В. - собственник квартиры <адрес>, о несогласии с выставленными исполнителем коммунальных услуг ТСЖ «Магистраль» квитанциями на оплату коммунальных услуг за период с октября 2009 года по февраль 2011 года. Михайлина Н.В. считает, что исполнитель коммунальных услуг нарушает её права потребителя, выразившееся в том, что ей не предоставляется информация об изменении платы за коммунальные услуги, о перерасчете платы за коммунальные услуги, отказывается осуществлять перерасчет за предоставленные некачественные услуги, а также отказывается отвечать на многочисленные письменные заявления. Михайлина Н.В. оплачивает коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, установленных в её квартире, а ответчик производит перерасчеты, не объясняя выставленную ей изменённую плату. В ходе проверки заявления Михайлиной Н.В. было установлено, что ТСЖ «Магистраль» полностью игнорирует требования Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, поскольку выставляет счета по нормативам, отказывается осуществлять перерасчет, отказывается отвечать на письменные заявления потребителя, отказывается предоставлять в письменной форме информацию об изменении платы за коммунальные услуги. Просили признать действия ТСЖ «Магистраль» противоправными, выразившимися в отказе отвечать на письменные заявления потребителя, предоставлять в письменной форме информацию об изменении платы за коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года, обязать ТСЖ «Магистраль» предоставить Михайлиной Н.В. информацию в письменной форме об основаниях изменения платы за коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года. При рассмотрении дела представитель истца уточнил исковые требования, дополнительно просил признать выставленные расчеты по оплате за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление за период с ноября 2009 года по настоящее время незаконными. В судебном заседании представитель Общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» Гаврилюк В.В., истец Михайлина Н.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Представители ответчика Черкина Л.А., Березина М.В. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. Пояснили, что вся информация о тарифах размещается на информационном стенде, расположенном на первом этаже. Михайлиной Н.В. был произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение в спорный период. Михайлина Н.В. неоднократно обращалась с жалобами в прокуратуру Саратовской области, прокуратуру Октябрьского района г. Саратова по вопросу некачественного оказания коммунальных услуг, неправомерности начисления платежей за коммунальные услуги, однако нарушений со стороны ТСЖ «Магистраль» выявлено не было. Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, свидетелей, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Михайлина Н.В. является собственником квартиры <адрес> и потребителем коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ «Магистраль». Управление жилым домом <адрес> осуществляется ТСЖ «Магистраль» с октября 2009 года, что подтверждается актом приёма-передачи технической документации от ЗАО «<данные изъяты>» в ТСЖ «Магистраль» от <дата>. Согласно ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Статьей 154 ч. 2, 4 Жилищного кодекса РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч. 2,4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 информация об изменении платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам и нормативам (если иной срок не установлен договором). На основании подп. «и» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о её приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении с указанием причин отказа. Истцом представлены копии заявлений, адресованных председателю ТСЖ «Магистраль» Черкиной Л.А., от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, в которых содержатся просьбы произвести перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение в связи с некачественным оказанием коммунальных услуг. Указанные заявления не содержат отметки о принятии их председателем ТСЖ «Магистраль» к рассмотрению. В представленных истцом уведомлениях о вручении заказных писем, квитанциях об оплате почтовых услуг даты отправления писем <дата>, <дата>, <дата> не соответствуют датам, указанных в заявлениях о некачественном оказании коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Таким образом, суду не представлены достоверные доказательства направления истцом вышеуказанных заявлений о ненадлежащем оказании коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Вместе с тем, по ходатайству представителя ответчика к материалам дела были приобщены копии претензий Михайлиной Н.В. от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, которые были приняты председателем ТСЖ «Магистраль» и в эти же дни был дан письменный ответ, который был опущен в почтовый ящик Михайлиной Н.В. Согласно объяснениям представителя ответчика Черкиной Л.А. почтовый ящик Михайлиной Н.В. закрывается на ключ, в связи с чем истец получила ответы на свои претензии. При таких обстоятельствах, судом установлено, что исполнителем коммунальных услуг ТСЖ «Магистраль» требования подп. «и» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполняются, на полученные от Михайлиной Н.В. заявления и претензии в течение двух рабочих дней с даты их получения даны ответы с указанием причин отказа в их удовлетворении. Необоснованность отказа в удовлетворении претензий истцом не оспаривалась. Истец просила признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в отказе от предоставления в письменной форме информации об изменении платы коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года. Как следует из объяснений представителей ответчика после избрания собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> способа управления домом - ТСЖ «Магистраль» в октябре 2009 года, плата за коммунальные услуги, в том числе плата за содержание и ремонт жилого помещения не изменялась. Как следует из выписки из протокола № членов правления ТСЖ «Магистраль» от <дата> в план работы на 2009-2010 годы входило, в том числе, изготовление доски объявлений для обеспечения жильцов необходимой информацией. По состоянию на <дата> работы по установлению доски информации были выполнены. Судом на основании объяснений представителей ответчиков, показаний свидетелей Свидетель1, Свидетель2, Свидетель7, Свидетель3 было установлено, что ТСЖ «Магистраль» своевременно, до направления платежных извещений и в полном объеме извещали жителей дома <адрес> о размерах тарифов на коммунальные услуги на 2010 - 2011 годы путем вывешивания на доску объявлений соответствующей информации. Указанная доска объявлений находится на первом этаже в подъезде, в котором находится квартира Михайлиной Н.В. Указанные обстоятельства также подтверждаются фотографией, на котором изображена доска объявлений. В судебном заседании по ходатайству истца Михайлиной Н.В. были допрошены свидетели Свидетель6, Свидетель4 Свидетель5, которые пояснили, что приходя к Михайлиной Н.В. видели доску информации, однако на ней не была размещена какая-либо информация. Между тем, показания указанных свидетелей не опровергают установленные судом обстоятельства, о том, что информация о тарифах на 2010 -2011 годы была размещена своевременно, поскольку свидетели не проживают в указанном доме и не могли наблюдать состояние информационной доски каждый день. При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании действий ТСЖ «Магистраль» противоправными, выразившимися в отказе отвечать на письменные заявления потребителя, предоставлять в письменной форме информацию об изменении платы за коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года, обязании ТСЖ «Магистраль» предоставить Михайлиной Н.В. информацию в письменной форме об основаниях изменения платы за коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года у суда отсутствуют. Истец также просила признать незаконными выставленные расчеты по оплате за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление за период с ноября 2009 года по настоящее время, ссылаясь на то, что указанные услуги ей предоставлялись ненадлежащего качества. Действительно, судом установлено, и не оспаривалось представителями ответчика, что в спорный период времени Михайлиной Н.В. оказывалась услуга горячему водоснабжению ненадлежащего качества, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица Роспотребнадзора по Саратовской области от <дата> о проведении мероприятий по приведению температуры горячей воды из водопроводного крана на кухне и в ванной в квартире <адрес>. Как следует из представленных платежных извещений об оплате коммунальных услуг Михайлиной Н.В. был произведен перерасчет платы за горячую воду с ноября 2010 года по апрель 2011 года. В целях проверки претензий Михайлиной Н.В. о ненадлежащем оказании услуги по отоплению была создана комиссия из членов ТСЖ «Магистраль» для устранения нарушений, выявленных Роспотребнадзором, в части самовольного установления Михайлиной Н.В. пяти секций радиаторов отопления, Михайлиной Н.В. выдавались предписания о снятии самовольно установленных радиаторов отопления. В соответствии с актом от <дата> Михайлина Н.В. не впустила в квартиру и воспрепятствовала проведению работ по устранению нарушения герметизации в месте присоединения стояка системы отопления и демонтажу самовольно установленных радиаторов отопления в её квартире. Более того, как установлено на основании показаний свидетелей Свидетель7, Свидетель3, в 2011 году в целях измерения температуры воздуха в квартире Михайлиной Н.В. и проверки качества предоставляемой услуги по отоплению, комиссия из членов ТСЖ «Магистраль» пришли к МихайлинойН.В., однако она их не впустила в квартиру. Учитывая, что Михайлина Н.В. препятствовала составлению акта о предоставлении коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества, не исполняет требования о снятии самовольно установленных радиаторов отопления, перерасчет платы за горячее водоснабжение ей был произведен, оснований для признания выставленных счетов по оплате за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление за период с ноября 2009 года по настоящее время у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах Михайлиной Н.В. к Товариществу собственников жилья «Магистраль» о признании противоправными действия Товарищества собственников жилья «Магистраль», выразившиеся в отказе отвечать на письменные заявления потребителя, предоставлять в письменной форме информацию об изменении платы за жилищные и коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2009 года, обязании Товарищества собственников жилья «Магистраль» предоставить информацию об изменении платы за коммунальные услуги за период с октября 2009 года по февраль 2011 года, о признании незаконными выставленные расчеты по оплате за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и водоотведение) за период с ноября 2009 года по настоящее время отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись Т.А. Перова