дело № 2-1466/11 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Филатовой В.Ю., при секретаре Граф Я.Ю., с участием истца Харченко Н.И., представителя ответчика Малышкиной Н.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Харченко Н.И. к государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Харченко Н.И. к государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности. Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Ленинского района города Саратова проведена проверка по обращению Харченко Н.И. по вопросу соблюдения конституционных прав граждан на социальную поддержку, в том числе исполнение регионального законодательства, регулирующего реализацию прав различных категорий граждан на получение скидки в размере 50 % по оплате за коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что Харченко Н.И. является ветераном военной службы и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Харченко Н.И. имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе, по оплате жилого помещения. Льгота выплачивается в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг может предоставляться в форме выплаты денежной компенсации или в натуральном виде, путем предоставления скидки по оплате услуг. Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Однако Харченко Н.И. данная льгота как ветерану боевых действий предоставляется в размере 10 %. Расчет производится следующим образом: имеющиеся льготы по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг делятся на 2 части: первая часть - оплата жилого помещения, которая составляет 20 %, вторая часть доля коммунальных услуг - 80 %. Ответчик, начисляя льготу, берет 50 % от 20 % от размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, таким образом получается 10 %. Харченко Н.И. с таким порядком начисления льготы не согласен, в связи с чем, обратился с письменным заявлением в Государственное Учреждение «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова». Харченко Н.И. пояснил, что до <дата> пользовался льготами в размере 50 % по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг в размере 50 %. При этом льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ему предоставлялась как ветерану военной службы, поскольку ветерану боевых действий, данная мера социальной поддержки Федеральным Законом «О ветеранах» не предусмотрена. С января 2010 г. заменена форма предоставления мер социальной поддержки с натуральных льгот на денежные выплаты. Постановлением Правительства Саратовской области № 676 - П от 30.12.2009 г. было утверждено положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Харченко Н.И. обратился с заявлением на имя председателя Комитета социальной поддержки населения г. Саратова по вопросу невыплаты ему ЕДВ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %. На данное заявление им получен ответ, который фактически содержит отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану военной службы. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 г. № 372-ЗСО Харченко Н.И. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. Данный пункт введен законом Саратовской области от 28.07.2010 г. № 114-ЗСО и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г. При этом получение Харченко Н.И. ежемесячной денежной выплаты в размере 1100 руб. в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в силу положений ч. 3 ст. 13, а также п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 г. № 372 - ЗСО. При таких обстоятельствах, <дата> ответчиком принято незаконное решение об отказе Харченко Н.И. в назначении данной выплаты. В связи с чем истец просит суд признать за Харченко Н.И. - ветераном военной службы, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % с <дата>. Возложить на Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» обязанность произвести Харченко Н.И. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % с <дата>. В судебном заседании истец Харченко Н.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель прокуратуры Ленинского района г. Саратова о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Малышкина Н.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истец получает меры социальной поддержки как ветеран боевых действий, в связи с чем имеет право на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 10 %. Кроме того, требования истца о предоставлении перерасчета с <дата> являются неправомерными, так как с заявлением о назначении мер социальной поддержки истец обратился только <дата> О времени и месте рассмотрения дела представитель третьего лица Министерства социального развития Саратовской области извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Ранее в судебном заседании <дата> представитель третьего лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные материалы, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и судом. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Как установлено судом, подтверждено представленными материалами и не оспаривалось сторонами в судебном заседании истец Харченко Н.И. по данным учета ответчика значится ветераном военной службы и ветераном боевых действий, что также подтверждается выданными на его имя удостоверениями установленных образцов. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной поддержки ветеранов закреплены в статье 13 данной закона, согласно которой система данных мер включает: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Согласно части 3 ст. 13 данного закона, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 26 декабря 2008 года был принят Закон Саратовской области № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», которым установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории области. К данным категориям граждан отнесены, в том числе ветераны военной службы (п.п. 2 п. 2 ст.1 Закона). Статьей второй Закона Саратовской области № 372-ЗСО предусмотрен ряд мер социальной поддержки граждан, в том числе: 2) ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей, 5) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО: Получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина. В судебном заседании истец Харченко Н.И. пояснил, что до <дата> пользовался льготами в размере 50 % по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг в размере 50 %. При этом льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ему предоставлялась, как ветерану военной службы, поскольку ветерану боевых действий, данная мера социальной поддержки Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрена. С января 2010 года заменена форма предоставления мер социальной поддержки с натуральных льгот на денежные выплаты. Проставлением Правительства Саратовской области № 676-П от 30.12.2009 года было утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Из представленного суду ответчиком личного дела на имя Харченко Н.И. следует, что весной 2010 года Харченко Н.И. обращался с заявлением на имя председателя Комитета социальной поддержки населения города Саратова по вопросу отказа в предоставлении денежной компенсации отмененных льгот как ветерана военной службы, которые он получал до <дата> На данное заявление им получен ответ за подписью руководителя Государственного Учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от <дата>, который фактически содержит отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану военной службы. В связи с чем Харченко Н.И. обратился в органы прокуратуры, которые действуя в его интересах, обратились в суд с иском к государственному учреждению «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о взыскании денежных средств, перерасчете, которые суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как усматривается из приведенных выше норм, истец Харченко Н.И., как ветеран военной службы, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО. Данный пункт введен Законом Саратовской области от 28.07.2010 года № 114 ЗСО и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года. При этом получение Харченко Н.И. ежемесячной денежной выплаты в размере 1699 рублей в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в силу положений части 3 ст. 13 данного закона, а также п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО. При таких обстоятельствах, ответчиком принято не соответствующее действующему законодательству решение об отказе в назначении Харченко Н.И. данной выплаты. Нарушенное право Харченко Н.И., как ветерана военной службы, на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО с 01.01.2010 года подлежит судебной защите в силу ст. 11, 12 ГК РФ, путем признания за ним такого права и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % с <дата>. Доводы представителя ответчика в той части, что Харченко Н.И. обратился в комитет с заявлением о назначении мер социальной поддержки только <дата> не соответствуют материалам дела, согласно которым <дата> Харченко Н.И. обратился с заявлением на имя руководителя комитета, в котором просил дать письменные разъяснения об отказе в предоставлении денежной компенсации в связи с отменой льгот как ветерана военной службы. Доказательств иного суду не представлено, тогда как на орган возложена обязанность доказать данное обстоятельство. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать за Харченко Н.И. - ветераном военной службы право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> Возложить на государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанность произвести Харченко Н.И. перерасчет по оплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % с <дата> Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Мотивированное решение суда изготовлено <дата>. Судья: подпись