О признании права собственности



дело № 2-1592/11 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года           г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием истца Фроловой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Т.Г. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Фролова Т.Г. обратилась в суд с указанным выше иском, обосновывая тем, что в <адрес> она проживает с рождения со своей семьей, ранее проживала с родителями ФИО2 и ФИО1

После смерти отца дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> перешел в собственность её матери - ФИО1 Из текста вышеуказанного свидетельства следует, что наследственное имущество состоит из жилого одноэтажного деревянного дома полезной площадью в 51,10 кв.м., в том числе жилой площадью 33,50 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 1048 кв.м.

При жизни, её отец перестроил неотапливаемую веранду с земляным полом, произведя улучшения таким образом, что она стала пригодна для круглогодичного проживания и вошла составной, неотъемлемой частью в жилой дом. Согласно последней инвентаризации, проведенной <данные изъяты> основной части жилого дома присвоен литер А с общей площадью 51,10 кв. м., холодной пристройке (бывшей веранде) присвоен литер а2 общей площадью 26,4 кв.м.

После смерти матери, ФИО1 собственником вышеуказанного дома является она, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>

С целью получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, она обратилась в УФРС Саратовской области в установленном законом порядке, где ей было указано на отсутствие правоустанавливающих документов на холодную пристройку литер а2 и существенное расхождение общей площади - 51,10 кв.м. согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <дата> и общей площади дома 77,5 кв.м. согласно техническому паспорта <данные изъяты> То есть, холодная пристройка литер а2, при отсутствии правоустанавливающих документов, считается самовольной. В связи с этим регистрация права была приостановлена.

Её отцом холодная пристройка литер а2 построена на земельном участке, на котором уже был расположен жилой дом, то есть земельный участок был отведен для целей строительства жилого дома, с бессрочным пользованием. Указанное целевое назначение подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от <дата> на её имя, в котором указано, что наследство состоит из жилого дома расположенного на земельном участке размером 1048 кв.м. бессрочного пользования.

Сохранение холодной пристройки литер а2 не создает угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается обследованием и техническим заключением специалиста <данные изъяты> от <дата>, согласно которому прочность и надежность существующих несущих конструкций основного строения литер А, холодной пристройки литер а2 и других строений достаточна для восприятия эксплуатационных нагрузок и не представляет угрозы жизни и здоровью граждан.

Из экспертного заключения от <дата>, выданного <данные изъяты> следует, что эксплуатация самовольной пристройки литер а2 соответствует требованиям СанПиН 2.1.2. 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно письму от <дата> главный государственный санитарный врач по г. Саратову не возражает против согласования эксплуатации самовольно возведенного строения - холодной пристройки литер а2.

В связи с чем истец просит суд признать право собственности на индивидуальный жилой дом в составе основного строения литер А, общей площадью 51,1 кв.м., холодной пристройки литер а2 общей площадью 26,4 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец Фролова Т.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала объяснения, аналогичные указанным выше обстоятельствам.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с согласия истца, в силу ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле материалам.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из ст. 1113 ГК РФ следует, что наследство открывается со смертью гражданина.

В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Статья 1153 ГК РФ предусматривает способы принятия наследства, а именно, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Как установлено судом, подтверждено представленными материалами и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, между ФИО2 и ФИО1 был заключен брак.

Родителями Фроловой Т.Г. являются ФИО1 и ФИО2.

После смерти ФИО2, наследниками по закону являлись дочь - ФИО3 и супруга - ФИО1.

<дата> нотариусом нотариального округа г. Саратова ФИО1 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому наследницей имущества ФИО2, умершего <дата>, является жена - ФИО1, проживающая по адресу: <адрес> (в том числе 1/2 доля имущества перешла к ней в результате отказа дочери ФИО3, проживающей в <адрес>).

<дата> умерла ФИО1, после смерти которой, открылось наследство в виде жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>, во владение которые фактически вступила дочь Фролова Т.Г., являющаяся её наследником по закону.

<дата> временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа г. Саратова Фроловой Т.Г. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, которое состоит из жилого дома, находящегося в <адрес>, состоящего из одноэтажного деревянного жилого строения (литер А) размером 51,1 кв.м., с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, железобетонным колодцем (литер к) и деревянными наружными сооружениями, расположенными на земельном участке размером 1048 кв.м. бессрочного пользования, принадлежащего наследодателю по праву собственности.

Фролова Т.Г. обратилась в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с целью регистрации права собственности на вышеуказанное домовладение. Однако в государственной регистрации права собственности было отказано в связи с расхождением общей площади домовладения, указанного в свидетельстве о праве на наследство по закону от <дата> и общей площади дома 77,5 кв.м., указанной в техническом паспорте <данные изъяты>

Судом установлено, что при жизни ФИО2 на земельном участке, отведенном под домовладение, была возведена самовольно, то есть без соответствующего разрешения, холодная пристройка литер а2, общей площадью 26,4 кв.м.

В силу ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок в установленном порядке будет предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 222 ч. 1 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации разрешает признание права собственности на самовольную постройку при условии, что данная постройка располагается на земельном участке, принадлежащем лицу, осуществившим пристройку, а также получения необходимых соглашений, в случае если данная постройка не нарушает прав третьих лиц.

Как указывалось выше земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в бессрочное пользование.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность; в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, предоставленных или удостоверяющих право граждан на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность; граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность; государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии со ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

При рассмотрении дела установлено, что самовольная постройка литер а2 была возведена ФИО2 в соответствии с требованиями строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.

Суду представлены доказательства, что самовольное строение соответствует строительным нормам, соблюдены пожарные и санитарные нормыи правила, не нарушаются права и законные интересы других лиц, а так же не создается угроза жизни и здоровью граждан. Эти условия подтверждаются соответствующими заключениями компетентных органов.

Так, из технического заключения, выполненного <данные изъяты> следует, что строительные конструкции жилого дома (литер А), холодной пристройки (литер а2) к нему, 3-х сараев (литер а3), (литер а4), (литер а5) находятся в удовлетворительном состоянии, соответствуют требованиям СНиП 2.02.01-83*, СНиП 2.02.01-83, СНиП 2.01.07-85 и СНиП 3.01.03-85 СНиП 2.3.01-84, СНиП 3.03.01-87 и СНиП 11-22-81. Анализ конструктивной схемы основного строения жилого дома (литер А), холодной пристройки (литер а2), 3х сараев (литер а3), (литер а4), (литер а5) показывает, что прочность и надежность существующих несущих конструкций достаточна для восприятия эксплуатационных нагрузок и не представляет угрозы жизни и здоровью граждан.

Из экспертного заключения от <дата>, выданного <данные изъяты> следует, что эксплуатация холодной пристройки литер а2, расположенной по адресу: <адрес> соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

<данные изъяты> не возражает против согласования эксплуатации самовольно возведенного строения холодной пристройки литер а2, расположенной по адресу: <адрес>

<данные изъяты> сообщает, что в соответствии со СНиП 2.07.01-89* приложение 1, таблица 1* расстояние между зданиями пятой степени огнестойкости должны составлять не менее 15 метров. Между домом <адрес> и жилым домом по адресу: <адрес>, являющимися строениями пятой степени огнестойкости, указанные противопожарные расстояния составляют 1 метр.

С учетом положений п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ право собственности на земельный участок площадью 1048 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, может быть зарегистрировано за лицом, которому земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании установлено, что земельный участок под самовольными строениями находился в бессрочном пользовании умершего ФИО2, на котором им были возведены самовольные постройки, право собственности, на которые не было оформлено в связи со смертью.

Как указывалось выше, после смерти ФИО2 наследниками по закону являлись ФИО1 и Фролова (Аввакумова) Т.Г. После смерти ФИО1 единственным наследником по закону является Фролова Т.Г.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Исходя из изложенного, суд считает возможным признать за Фроловой Т.Г. право собственности на индивидуальный жилой дом в составе основного строения литер А, общей площадью 51,1 кв.м., холодной пристройки литер а2 общей площадью 26,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за Фроловой Т.Г. право собственности на индивидуальный жилой дом в составе основного строения литер А, общей площадью 51,1 кв.м., холодной пристройки литер а2 общей площадью 26,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано истцом в течение 10 дней в Саратовский областной суд, ответчиком путем подачи в семидневный срок со дня вручения ему копии данного решения в Октябрьский районный суд г. Саратова заявления об отмене заочного решения с предоставлением доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и доказательств в подтверждение обстоятельств, которые могут повлиять на содержание решения суда, в случае отказа в удовлетворении заявления об отмене заочного решения - в течение 10 дней со дня вынесения данного определения путем подачи кассационной жалобы в общем порядке.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>

Судья: подпись