о возложении обязанности



дело № 2-1657/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года        г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием представителя истца прокуратуры Октябрьского района г. Саратова Корелова И.С., действующего на основании доверенности,

представителя истца администрации муниципального образования «Город Саратов» Радченко М.А., действующей на основании доверенности,

представителей ответчика закрытого акционерного общества «Шэлдом» Зимина А.С., Куртапова С.А., действующих на основании доверенностей,

представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Лепта» Курчатова В.Ю., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов» Кузьмичева В.А., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Государственного автономного учреждения «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» Алексеева П.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах администрации муниципального образования «Город Саратов» и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Шэлдом» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах администрации муниципального образования «Город Саратов» и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Шэлдом» о возложении обязанности демонтировать башенный кран и установленное ограждение, ограждающее территорию общего пользования - автодорогу по <адрес>, и установить его в границах предоставленного земельного участка.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района на основании поступившего письменного обращения главного врача <данные изъяты> проведена проверка законности перекрытия обществом с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) «Лепта» <адрес>.

В ходе проверки установлено, что согласно договору от <дата> ООО «Лепта» и ЗАО «Шэлдом» обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома со встроенными помещениями нежилого назначения, подземной автостоянкой и другими сооружениями, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями указанного договора на основании проектной документации на объект.

В настоящее время на пересечении улиц Советская и Провиантская ведутся работы по строительству жилого дома (блок секции 2 «В» и 2 «Г»).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 4810 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления мэра города Саратова от <дата> и от <дата> предоставлен в аренду до 2016 г. ООО «Лепта» под строительство жилого дома.

<дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области проведена государственная регистрация ограничения (обременения) аренды на вышеуказанный земельный участок.

ООО «Лепта» имеет разрешение на строительство № , выданное муниципальным образованием «Город Саратов» <дата> сроком действия до <дата>. Рабочий проект имеет положительное заключение государственной экспертизы от <дата>.

На момент проведения проверки (<дата>) земельный участок, а именно территория общего пользования - автодорога по <адрес>, огорожен забором из железобетонных плит и профнастила и установлен башенный кран. Земельный участок, огороженный забором из железобетонных плит и профнастила, выходит за границу предоставленного земельного участка. В ходе обмера электронным лазерным дальномером выявлено, что ориентировочная площадь занимаемого данным ограждением земельного участка составляет 255 кв.м.

Статьёй 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 16 Федерального закона от 214 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

В нарушение указанных норм закона у ЗАО «Шэлдом» на настоящий момент правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок ориентировочной площадью 255 кв.м., а именно проезжую часть, огороженную забором из железобетонных плит и профнастила, на котором установлен башенный кран, отсутствуют.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении ЗАО «Шэлдом» указанного земельного участка ориентировочной площадью 255 кв.м., отсутствует, процедура оформления права на землю не соблюдена.

Ранее прокуратурой района за самовольное занятие земельного участка в отношении директора ООО «Лепта» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и для принятия решения направлялось Руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

<дата> <данные изъяты> по использованию и охране земель в отношении директора ООО «Лепта» вынесено постановление о назначении административного наказания.

В связи с чем истец просит суд возложить на ответчика обязанность демонтировать башенный кран и установленное ограждение, ограждающее территорию общего пользования - автодорогу по <адрес>, и установить его в границах предоставленного земельного участка.

Представитель истца прокуратуры Октябрьского района г. Саратова Корелов И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что в результате перекрытия ответчиком улицы отсутствует проезд для специальной техники.

В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования «Город Саратов» Радченко М.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что ответчик действует в соответствии с требованиями закона, с учетом выданного разрешения на строительство и разрешения на установку ограждения.

В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «Шэлдом» Зимин А.С., действующий на основании доверенности, просил производство по делу в части требований о возложении обязанности демонтировать установленное ограждение, прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ). В удовлетворении требований о демонтаже башенного крана просил отказать по тем причинам, что ограждение территории и установка башенного крана выполнены в соответствии с полученными разрешениями и утвержденным генеральным планом.

Представитель ответчика ЗАО «Шэлдом» Куртапов С.А., действующий на основании доверенности просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям аналогичным изложенным представителем Зиминым А.С.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Лепта» Курчатов В.Ю., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивировав тем, что требования истца не основаны на законе.

Представитель третьего лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании 05 августа 2011 г. представитель третьего лица просил заявленные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

О времени и месте судебного заседания представитель третьего лица комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов» Кузьмичев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что ответчиком ограждение установлено в соответствии с выданным ими разрешением.

Представитель третьего лица Государственного автономного учреждения «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» Алексеев П.В., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку строительные работы выполняются ответчиком с учетом всех необходимых разрешительных документов, полученных в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав объяснения представителей истцов, представителей ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, <дата> мэром г. Саратова было издано постановление о предоставлении ООО «Лепта» в срочное пользование сроком на два года земельного участка площадью 0,4810 га для проектирования и строительства жилого дома переменной этажности от 6 до 9 этажей с пристроенной котельной на пересечении улиц <адрес>.

<дата> между арендодателем (администрацией г. Саратова) и арендатором (ООО «Лепта») был заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на 2 года земельный участок, имеющий кадастровый номер , площадью 4810 кв.м., расположенный по адресу: на пересечении <адрес> под жилой дом.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от <дата> срок действия постановления мэра <адрес> от <дата> продлен сроком на пятнадцать лет до <дата>.

<дата> между ООО «Лепта» и ЗАО «Шэлдом» заключен договор , в соответствии с которым стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома со встроенными помещениями нежилого назначения, подземной автостоянкой и другими сооружениями, расположенных по адресу: <адрес>, угол <адрес>, в соответствии с условиями указанного договора на основании проектной документации на объект.

<дата> муниципальным образованием «Город Саратов» ООО «Лепта» выдано разрешение на строительство № сроком действия до <дата>.

<дата> между арендатором ООО «Лепта» и субарендатором ЗАО «Шэлдом» заключен договор субаренды земельного участка, согласно которому арендатор предоставляет субарендатору в субаренду, а субарендатор принимает в пользование за плату земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий арендатору на праве аренды на основании постановления мэра <адрес> от <дата> , постановления администрации <адрес> от <дата> , договора аренды земельного участка от <дата>, соглашения об изменении договора аренды земельного участка о <дата> от <дата>, площадью 4810 кв.м., имеющий кадастровый номер: , разрешенное использование земельного участка: под проектирование и строительство жилого дома переменной этажности.

В мае 2011 г. прокуратурой <адрес>, на основании поступившего письменного обращения главного врача <данные изъяты> проведена проверка законности перекрытия ООО «Лепта» <адрес>.

Истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности демонтировать башенный кран и установленное ограждение, ограждающее территорию общего пользования - автодорогу по <адрес> и установить его в границах предоставленного земельного участка обоснованные тем, что у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок, ориентировочной площадью 255 кв.м., который занимает проезжую часть, огороженную забором, с установленным на нём башенным краном, что противоречит ст. ст. 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Как следует из ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Порядок возведения многоквартирных жилых домов в Российской Федерации регламентируется, в том числе, законодательством о градостроительной деятельности, согласно которому для выполнения строительных работ на данных объектах недвижимости, являющихся объектами капитального строительства, необходимо получение разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из части 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Из материалов дела следует, что ООО «Лепта» <дата> выдано разрешение на строительство № RU 64304000-70, сроком действия до <дата> Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что получение разрешения на строительство подтверждает соблюдение норм градостроительного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Как указывалось выше, ответчик осуществляет возведение многоквартирного жилого дома на земельном участке, предоставленном на праве аренды до 2016 г.

При этом при выполнении строительных работ подлежат применению и специальные нормы, регулирующие их выполнение.

Так, в соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 17 сентября 2002 г. № 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство СНиП 12-04-2002» до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации (пункт 3.3).

Согласно постановлению Госстроя Российской Федерации от 17.09.2002 г. № 122 «О своде правил «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ» до начала строительства объекта должны быть выполнены общеплощадочные подготовительные работы, а именно ограждение территории стройплощадки.

В соответствии с пунктом 4.12. этого же постановления учет требований безопасности труда осуществляется при подготовке в ППР следующих видов документации: б) стройгенпланах, разрабатываемых на подготовительный и основной периоды строительства с расположением: ограждения стройплощадки и участков работ; строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений; месторасположения подземных коммуникаций; опасных зон вблизи строящихся зданий, мест строительства, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов, мест работы экскаваторов и другой строительной техники; мест установки грузоподъемных кранов и других строительных машин, а также зоны ограничения их работы; мест размещения санитарно - бытовых и производственных зданий и сооружений; мест складирования строительных материалов и конструкций; автомобильных дорог и проходов работников; мест установки пожарных гидрантов, щитов с противопожарным инвентарем, мест курения.

До введение в действие с 20 мая 2011 года «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781 действовали Строительные норма и Правила Российской Федерации, одобренные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.04.2004 г. № 70 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства» в которых дан термин определения строительной площадки как ограждаемой территории, используемой для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделия, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ. Аналогичное понятие заложено в актуализированной редакции СНиП 12-01-2004.

В главе 6 «МДС 11-15.2001 Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика» дано понятие площадке строительной, согласно которому это земельный участок, отведенный в установленном порядке, для постоянного размещения объекта строительства, а так же служб строительно-монтажных организаций и с учетом временного отвода территории, определяемого исходя из требований по обеспечению необходимых условий для производства работ. Передается по акту заказчиком подрядчику на период выполнения всех работ в рамках договора строительного подряда. Граница стройплощадки объекта обозначается ограждением или другими знаками, установленными в соответствии со строительным генпланом.

Судом установлено, что установка башенного крана со стороны <адрес> и ограждения не противоречат градостроительному плану земельного участка, утвержденному в установленном порядке и действующим нормам, а именно требованиям СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» согласно которым: мероприятия по закрытию улиц, ограничению движения транспорта, изменению движения общественного транспорта, предусмотренные стройгенпланом и согласованные при его разработке, перед началом работ окончательно согласовываются застройщиком (заказчиком) с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения органов внутренних дел и учреждениями транспорта и связи органа местного самоуправления. После исчезновения необходимости в ограничениях указанные органы должны быть поставлены в известность; в строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков. В таких случаях застройщик до получения разрешения на строительство должен получить согласие владельцев дополнительных территорий на их использование, или должны быть установлены необходимые сервитуты.

Как следует из пунктов 6.2.1. и 6.2.2. Постановления Госстроя Российской Федерации от 23.07.2001 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования СНиП 12-03-20014» устройство производственных территорий, их техническая эксплуатация должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, санитарных, противопожарных, экологических и других действующих нормативных документов.

Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Администрацией г. Саратова 07.08.2006 года издано постановление № 204А «О порядке выполнения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок» из которого следует, что в случае установки ограждений строительных площадок с занятием под эти цели тротуаров, объектов озеленения, дорог обязательно согласование данных действий с комитетом по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов», районными администрациями города, отделом ГИБДД УВД г. Саратова.

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» 08 июня 2010 г. издано постановление № 1478 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов» (вместе с «Перечнем дорог и территорий, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства и администрациями районов»)).

Согласно перечню дорог и территорий, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства и администрациями районов, утвержденному Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.200 г. № 1478 ул. Провиантская относится к территории, закрепленной за комитетом дорожного хозяйства и администрациями районов, следовательно комитет является уполномоченным органом на выдачу разрешения на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с п. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капительного строительства, объектов предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В силу части 4.1. ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ ««Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.

Судом установлено, что <дата> комитетом по дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов» ООО «Лепта» выдано разрешение на установку ограждения в целях обустройства строительной площадки по адресу: <адрес> площадью 320,0 кв.м., с закрытием движения транспорта по данной улице. В данном разрешении также указано, что установку ограждения необходимо произвести согласно стройгенплана и обеспечением безопасного проезда специального транспорта.

Из представленных суду документов, следует, что ограждение строительной площадки выполнено ответчиком в соответствии с утвержденным стройгенпланом, которым предусмотрено частичное перекрытие <адрес>, то есть в том виде, какой имеет место в настоящее время.

Более того, как указывалось ранее, при получении разрешения на строительство в муниципальный орган было представлено положительное заключение государственной экспертизы на объект капитального строительства «Жилой дом по <адрес>. Блок-секции В, Г.», впоследствии откорректированное, из содержания которого следует, что на рассмотрение представлена корректировка проектной документации объекта капитального строительства «Жилой дом по <адрес> (II очередь строительства)», по которому ранее было выдано положительное заключение государственной экспертизы ГАУ «Саратовский РЦЭС» за от <дата> Корректировка проекта выполнена в части раздела «Проект организации строительства» и предусматривает: замену башенного крана марки на башенный кран марки со стрелой длиной 40 м. с установкой башенного крана со стороны ул<адрес>. Проектом предусмотрены мероприятия с размещением подкрановых путей, обеспечивающим доступ к существующей тепловой камере, расположенной по <адрес>, и защиту ее от обрушения; увеличение площади площадки строительства с полным закрытием движения автотранспорта по <адрес> в связи с необходимостью устройства проезда автомобилей для разгрузки стройматериалов; устройство временного подъезда пожарных автомобилей шириной 6,0 кв.м. к существующему 10-ти этажному жилому дому по <адрес>, используя территорию существующего тротуара. Таким образом, существующий жилой <адрес> имеет подъезды пожарных машин со всех сторон.

Согласно п. 9 Федерального закона № 123-ФЗ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» конструкция дорожной одежды проезда для пожарной техники рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Для организации пожарного проезда, повышения уровня безопасности при движении пешеходов и транспортных средств, а также улучшения визуально-декоративных характеристик, предусмотрена корректировка существующих зеленых насаждений, расположенных вдоль фасада жилого дома по адресу: <адрес> со стороны <адрес>.

Установка башенного крана со стороны дворовой части строящегося объекта невозможна в связи с необходимостью организации 30-ти метровой зоны, исключающей негативное воздействие нового строительства на жилой <адрес>, являющейся памятником истории и культуры и находящейся в аварийном состоянии. Таким образом, корректировка проектной документации объекта капитального строительства, по которой ранее было выдано положительное заключение государственной экспертизы, сводится только к замене марки башенного крана.

Из общих выводов, изложенных в экспертизе, следует, что проектная документация соответствует требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации и рекомендуется к утверждению в установленном порядке.

Ответчиком суду также в качестве доказательства представлено техническое заключение, выполненное <данные изъяты> по обследованию конструкции строящегося жилого дома (блок-секции 2В, 2Г), расположенного по <адрес>, из выводов которого следует, что конструкции II очереди (блок-секции 2В, 2Г) строящегося жилого дома, расположенного по <адрес> не оказывают влияние на существующие соседние здания старой застройки, так как действующие от него нагрузки передаются сваями сквозь толщу грунта непосредственно на коренные глины, залегающие на глубине 19-20 м. от дневной поверхности и свайные работы производятся без динамических воздействий. Что касается вопроса о необходимости перекрытия <адрес> для организации строительной площадки, то при прохождении Государственной экспертизы в части раздела проекта «Проект организации строительства» была внесена корректировка с заменой марки монтажного башенного крана, а так же его переносом с дворовой территории на <адрес>. Перенос башенного крана на <адрес> произведен в связи с необходимостью организации 30-ти м. зоны, исключающей негативное воздействие нового строительства на жилой <адрес>, являющийся памятником истории и культуры и находящийся в аварийном состоянии. Установка монтажного башенного крана возможна только со стороны <адрес>. При этом подъезд местных жителей возможен со стороны ул. <адрес>, а для спец. техники предусмотрен сквозной проезд через территорию строительной площадки и по придомовому тротуару 10-ти этажного жилого дома, ширина которого составляет более 6 м. Оснований не доверять представленному заключению и ставить его под сомнение у суда не имеется, поскольку оно выполнено экспертным учреждением, имеющим лицензию на право проведения обследования, с выходом на место, с учетом осмотром объекта и анализа представленной проектно-сметной документации.

Из вышеизложенного следует, что установка башенного крана и ограждения с частичным перекрытием <адрес> выполнены в соответствии с требованиями закона и на основании выданных уполномоченными органами разрешениями. При этом установка башенного крана и ограждения предусмотрены на территории общего пользования как временное сооружение, которое впоследствии подлежит демонтажу и отвод земельного участка с оформлением правоустанавливающих документов для установки башенного крана и ограждения действующим законодательством не предусмотрен, учитывая, что места общего пользования не подлежат застройке с оформлением земельного участка в частное владение и законодатель не возлагает на организации, осуществляющие строительную деятельность, обязанность выполнять строительные работы только в границах предоставленного им на каком-либо праве земельном участке.

Доводы представителя истца прокуратуры Октябрьского района г. Саратова относительно отсутствия организации проезда для специальной техники, также не нашли своего обоснования в судебном заседании, поскольку из представленных материалов следует, что подъезд местных жителей возможен со стороны ул. <адрес>, а для спец. техники предусмотрен сквозной проезд через территорию строительной площадки и по придомовому тротуару 10-ти этажного жилого дома, ширина которого составляет более 6 м.

Данное обстоятельство подтвердили и допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Свидетель 1 и Свидетель 2 Так, свидетель Свидетель 1, проживающий в доме, расположенном по <адрес>, суду пояснил, что подъезд к жилым домам, расположенным по <адрес>, клинике кожных и венерических болезней, детскому саду возможен как со стороны ул. <адрес>, так и по дворовой территории жилого дома <адрес> Свидетель Свидетель 2 в суде показал, что их организация предоставляет ЗАО «Шэлдом» охранные услуги, в том числе, на строящемся объекте по <адрес>. В обязанности сотрудников входит как охрана объекта, так и оказание содействия сотрудникам специальных служб при возникновении каких-либо ситуаций, в том числе, открытия оборудованных для временного проезда специальной техники ворот. Оснований не доверять и ставить под сомнение показания данных свидетелей у суда не имеется, так как они не являются лицами, заинтересованными в исходе дела.

Истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика, поскольку при рассмотрении дела установлено, что подъезд к близлежащим многоквартирным домам, детскому садику и клинике кожных и венерических заболеваний возможен как со стороны ул. <адрес>, так и путем проезда по двору рядом стоящего девятиэтажного дома, расположенного по <адрес>. Доказательств обратного суду истцом прокуратурой района не представлено.

По изложенным выше основаниям ссылка представителя прокуратуры на то обстоятельство, что директор ООО «Лепта» был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Не являются основанием для прекращения производства по делу в части доводы ответчика о том, что истцом заявлены требования по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, поскольку судом установлено, что рассматриваемый спор заявлен по иным основаниям.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах администрации муниципального образования «Город Саратов» и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Шэлдом» о возложении обязанности демонтировать башенный кран и установленное ограждение, ограждающее территорию общего пользования - автодорогу по <адрес>, и установлении его в границах предоставленного земельного участка не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах администрации муниципального образования «Город Саратов» и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Шэлдом» о возложении обязанности демонтировать башенный кран и установленное ограждение, ограждающее территорию общего пользования - автодорогу по <адрес>, и установить его в границах предоставленного земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>

Судья: