о признании противоправными действия



Дело №2-1993/11

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМННЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года                             г.Саратов

Октябрьский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Мещеряковой Т.В.,

при секретаре Баранове С.Ю.,

с участием+

представителя заявителя Мейер Л.В.: Пегова А.П., представившего доверенность от <дата>,

представителя заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области: Серебрякова А.П., представившего доверенность от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мейер Л.В. о признании действий Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка незаконными, об обязании восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определении статуса земельного участка как временный,

     установил:

Мейер Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании действий Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка незаконными, об обязании восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определении статуса земельного участка как временный, в обоснование которого указала, что в соответствии с решением Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата>, вступившим в законную силу, по гражданскому делу за Мейер Л.В. признано право на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области приняло решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

Снятие с кадастрового учета земельного участка повлекло возникновение спора о праве, которое было зафиксировано в определении Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата> по гражданскому делу . <дата> данное определение суда вступило в законную силу.

<дата> Мейер Л.В. обратилась в Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлением о восстановлении уникального кадастрового номера земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответом от <дата> Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области отказало Мейер Л.В. восстановит уникальный кадастровый номер земельного участка.

Тогда как, решение Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата> подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Снятие с кадастрового учета земельного участка означает невозможность исполнения решения суда, которым установлено, что Мейер Л.В. имеет право на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Заинтересованное лицо не скрывает, что после подготовке межевого плана участка, будет присвоен иной кадастровый номер в отношении которого не будет действовать решение Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата>.

Отказ Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от <дата> восстановить уникальный кадастровый номер не может быть основан на приказе Минэкономразвития, так как должен быть основан на нормах материального права.

Аннулирование уникального кадастрового номера земельного участка не должно приводить к «аннулированию решения суда» и возникновению спора о праве. Отсутствие нормативной документации по восстановлению кадастрового номера не может служить основанием для отказа.

На основании изложенного, заявитель Мейер Л.В. просит суд признать действия Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка незаконными, обязать Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определив статус земельного участка как временный.

В судебное заседание заявитель Мейер Л.В., извещенный о дате судебного заседания, не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Также в судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заявителя Мейер Л.В. по доверенность Пегов А.П., а также представитель заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области не возражали рассмотреть дело в отсутствие заявителя Мейер Л.В. и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Принимая во внимание мнение участников процесса, заявления Мейер Л.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, суд, руководствуясь ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие заявителя Мейер Л.В. и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

В судебном заседании представитель заявителя Мейер Л.В. по доверенность Пегов А.П., поддержал в полном объеме доводы, изложенные в рассматриваемом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по доверенности Серебряков А.П. просил суд отказать в удовлетворении заявления Мейер Л.В., представив письменный отзыв по существу требования и пояснив при этом следующее.

Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в рамках полномочий и специфики деятельности может выступать ответчиком только в тех случаях, когда оспариваются действия, которые по своей сути нарушают права истца. Земельный участок с кадастровым номером и адресным ориентиром: <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства был поставлен на кадастровый учет <дата> и приобрел «временный» статус.

Статус данного земельного участка с «временный» на «аннулированный» был изменен 21.06.2011 года в связи с истечением срока действия статуса «временный» и не поступлением в течение указанного срока сведений о государственной регистрации права на данный земельный участок, что соответствует п.53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 года №42, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные», в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае: истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обремени) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственников объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН которые имеют «временный» статус.

Согласно ч.4 ст.24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет, если этим объектом недвижимости является земельный участок, не осуществленная государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Согласно п.6 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 года №144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», в случае снятия с государственного кадастрового учат объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости. Следовательно, ФБУ «КП» по Саратовской области в силу Закона не присваивает повторно любому иному земельному участку, тот кадастровый номер земельного участка сведения о котором имеют статус «аннулированный».

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-Фз «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номером, орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации, соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.

Требования заявителя об отмене решения о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номер 64:48:050201:42 является необоснованным.

12 июля 2011 года ФГУ «ЗКП» по Саратовской области получило письмо от Мейер Л.В.. Данное письмо было зарегистрировано, как обращение гражданина в Журнале «регистрации письменных обращений граждан, поступивших в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области Том 1, за №124 от 12.07.2011 года, что подтверждается надлежаще заверенной копией вышеуказанного Журнала). ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области рассмотрело данное письмо (обращение гражданина) в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ (в ред. От 27.07.2010 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

<дата> за ФГУ «ЗКП» по Саратовской области был дан письменный ответ на обращение Мейер Л.В., так как письмо Мейер Л.В. не соответствовало по форме требованиям, установленным Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от <дата> «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и Приказу Минэкономразвития РФ от <дата> «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости».

Данный ответ не является отказом в осуществлении кадастровых процедур, а носил лишь информационно-разъяснительный характер, а также не содержал властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для гражданина, не повлек к нарушению прав и свобод, не создал препятствий к их осуществлению.

Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в силу Закона не может самостоятельно или по письменному обращению гражданина отменять решения, вынесенные ранее Учреждением.

Приказом Минюста РФ от <дата> «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, предусмотрены формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества: заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

Иные кадастровые процедуры, осуществляемые по заявлениям «установленной формы) граждан не предусмотрены законодательством РФ. По вышеуказанным кадастровым процедурам от Мейер Л.В. В Учреждение заявления (установленной формы) не поступали.

Также, в соответствии с пунктами 18, 19 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от <дата> , выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения: 1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; 3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменений либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об адресе правообладателя); 4) снятии с учета объекта недвижимости; 5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях; 7) о приостановлении осуществления кадастрового учета (решение о приостановлении); 8) об отказе в осуществлении кадастрового учета (решение об отказе).

Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета (решение) подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).

Учреждение при вынесении решения об аннулировании сведений о временном земельном участке руководствовалось действующим законодательством. Вынесение указанного решения было именно обязанностью а не правом ФГУ «ЗКП» по Саратовской области. Именно неизменение статуса кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером с «временного» на «аннулированный» в установленном Законом порядке, являлось бы нарушением ФГУ «ЗКП» по Саратовской области действующего законодательства. Неаннулирование сведений о земельном участке в установленный законом срок может повлечь нарушение прав заинтересованных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 года «О государственном кадастре недвижимости»:

Статья 1: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Статья 3: Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

На основании приказа Росземкадастра от 26.09.2001 года №П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра», действовавшего в период внесения сведений, исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром через соответствующие земельные кадастровые планы.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года №409-р организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости (включая Федеральные государственные учреждения «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации), отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Целью деятельности государственных учреждений, определенной их уставами, является обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) и кадастрового учета недвижимого имущества, включая формирование и хранение документации, образующейся в рамках данной деятельности.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 года №П/93 «О наделении государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», утвержден План-график, согласно которому, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области наделяет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с <дата> полномочиями по осуществлению ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, постановку земельных участков на кадастровый учет, в том числе изменений уникальных характеристик земельных участков осуществляет Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет <дата>, что подтверждается кадастровым делом объекта недвижимости.

За Мейер Л.В. признано право на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует решение Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата> по гражданскому делу по иску Мейер Л.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка. Данное решение суда вступило в законную силу <дата> на основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от <дата>.

Также перечисленными выше решениями судов установлено, что Мейер Л.В. является собственником строений, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники зданий, строений и сооружений имеют право на приватизацию земельных участков, расположенных под этими объектами и необходимых для их использования.

Мейер Л.В. после вступления в законную силу <дата> решения Октябрьского районного суда г.Саратова от <дата> стала реализовывать с апреля <дата> свое право на подачу соответствующей заявки и документов в Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно данного земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается документами от имени Мейер Л.В. содержащимися в кадастровом деле объекта недвижимости.

Федеральное Государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области приняло решение от <дата> о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером и об изменении статуса кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером с «временный» на «аннулированный», в связи с истечением срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение установленного ч.4 ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременений) прав на него.

<дата> Мейер Л.В. письменно обратилась с заявлением в Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с требованиями об отмене решения и о восстановлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

По итогам рассмотрения данного заявления Мейер Л.В., Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области отказало в отмене указанного решения и как следствие в восстановлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

При этом, Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области указало Мейер Л.В., что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, на необходимость повторного обращения в орган кадастрового учета, согласно порядку установленному ст.ст.20-22 Закона, с заявлением и приложенным межевым планом, оформленным в соответствии с требованиями к подготовке межевого плата.

При рассмотрении данного гражданского дела решение Федерального Бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от <дата> №Ф48/11-5760, не обжалуется заявителем.

Исходя из ответа государственного органа следует, что Мейер Л.В. обязана повторно готовить документы для оформления земельного участка в собственность.

Но при этом, государственным органом не учтено, что возможность реализации Мейер Л.В. установленного решением суда права на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером , возникла только после вступления решения суда в законную силу <дата>.

Порядок восстановления кадастрового номера земельного участка в случае пропуска двух летнего срока, установленного ч.4 ст.24 Федерального закона Российской Федерации от <дата> №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в настоящее время не урегулирован законодательно.

Вместе с тем, из требований ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Тогда как с апреля <дата> Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, отказывая в восстановлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , а также и принимая решение <дата> о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером и об изменении статуса кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером с «временный» на «аннулированный», в связи с истечением срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение установленного ч.4 ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременений) прав на него, не могло не знать о наличии у Мейер Л.В. правовых оснований для притязания на этот земельный участок, находившийся у нее в фактическом пользовании.

При этом, следует отметить, что согласно Письма «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер» от 26.02.2010 года №14-1343-ВК Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при аннулировании и исключении из ГКН сведений о части объекта недвижимости, имеющей временный статус и в отношении которой не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, орган кадастрового учета, а в данном случае Федеральное Бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, обязано применять следующие рекомендации.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учет.

С целью реализации указанных положений Закона о кадастре органу кадастрового учета рекомендуется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного в части 4 статьи 24 Закона о кадастре срока, подготовить перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из ГКН, и направить его в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Подразделение по регистрации прав), с целью получения информации о:

зарегистрированных правах;

зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды);

существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.

После поступления от Подразделения по регистрации прав информации о наличии (отсутствии) указанных выше сведений (с указанием даты и номера государственной регистрации права, ограничения (обременения) права) подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет, в срок, предусмотренный частью 3 статьи 15 Закона о кадастре:

принимает решение об аннулировании из ГКН сведений о земельных участках (в отношении земельных участков, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования);

вносит в ГКН предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведения;

осуществляет учет изменений объектов недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета земельных участков в соответствии с частями 3 и 3.1 статьи 24 Закона о кадастре.

Исходя из толкования указанного выше законодательства Российской Федерации, следует, что порядок присвоения кадастровых номеров земельных участков устанавливается правительством Российской Федерации. Главное свойство кадастрового номера земельного участка - его уникальность на всей территории Российской Федерации. Эта уникальность обеспечивается структурой кадастрового номера и принятой системой нумерации земельных участков. Земельные участки нумеруются по порядку в пределах кадастрового квартала.

Кадастровый номер земельного участка уникален во времени - это означает, что если земельный участок прекращает свое существование как физический объект, а это может произойти только при переформировании участка (объединение или разделение), его кадастровый номер также ликвидируется и не может быть присвоен никакому другому участку. При переходе прав на земельный участок он не прекращает своего существования, а соответственно с кадастровым номером также ничего не происходит.

Таким образом, кадастровый номер присваивается земельному участку при его первичном учете, сохраняется за ним при любом переходе прав и ликвидируется только вместе с участком. Реестр кадастровых номеров в квартале содержится в Журнале учета кадастровых номеров (ЖКН). Каждому учитываемому участку присваивается следующий по порядку номер.

В судебном заседании установлено, что кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> являясь уникальным и не присвоен вновь какому кому-либо земельному участку. Следовательно, нарушения прав третьих лиц в рассматриваемых правоотношениях не установлено.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на основании статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Земельные правоотношения могут различаются по степени взаимной обязанности их участников. Они являются отношениями равноправия и отношениями подчиненности одной стороны другой.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона «О земельном кадастре» в случаях, если существуют основания полагать, что исправление ошибок, допущенных при проведении государственного кадастрового учета, может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм земельного законодательства, после подачи частным лицом заявки на приватизацию земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации этот участок не может быть расформирован в административном порядке.

Поскольку в данном случае у соответствующего публичного органа не имелось оснований полагать, что права Мейер Л.В. не будут затронуты при аннулировании кадастрового номера земельного участка, то действия по восстановлению кадастрового номера земельного участка не могли быть выполнены в административном порядке.

Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ основаниями возникновения прав на землю выступают юридические факты, установленные гражданским законодательством. Их перечень указан в статье 8 ГК. Данная статья предусматривает 9 оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, вследствие причинения вреда другому лицу, в результате событий и др.). Среди перечисленных в ст.8 ГК оснований в отношении земельных участков наиболее распространенным основанием следует признать - акты государственных органов и органов местного самоуправления. Именно на основании решений (актов), действий (бездействий) предоставляются земельные участки субъекту, с которым закон и связывает возникновение земельных отношений.

Возникновение права на земельные участки возможно из судебного решения, которым устанавливается соответствующее право на землю. На основании судебного решения производится государственная регистрация прав на землю (ст.59 ЗК).

Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены Федеральным законом (ст.25 ЗК). К ним относится сам Земельный кодекса Российской Федерации и ряд других специальных законов.

Так как эти действия, а в данном случае письмо Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от <дата> в котором содержится отказ в восстановлении кадастрового номера земельного участка, совершены с нарушением требований законодательства Российской Федерации, привели к нарушению установленного решением суда права Мейер Л.В. на приобретение в собственность земельного участка с индивидуальным кадастровым номером, не могут считаться законными.

Таким образом, суд не может согласиться с позицией заинтересованного лица Федерального Государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» касательно того, что письмо Федерального Государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» от <дата> , не является действием государственного органа, которое может быть обжаловано гражданином в судебном порядке, поскольку данным ответом нарушены права и свободы гражданина возникшие на основании решения суда.

Снятие земельного участка с кадастрового учета представляет собой прекращение существования объекта земельных правоотношений.

Таким образом, Федеральное Государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» осуществила распоряжение земельным участком посредством прекращения его существования, поскольку отсутствие кадастрового учета земельного участка, отсутствие кадастрового номера земельного участка влечет прекращение существования объекта гражданского оборота.

При этом, следует отметить, что возможность оспаривания в суде действий органа кадастрового учета по восстановлению кадастрового номера земельного участка также соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 20.10.2010 года №6200/10 по делу №А56-50083/2008.

Таким образом, поскольку действия по снятию с государственного кадастрового учета спорного земельного участка совершены фактически в противоречии с решением суда, суд пришел к выводу о признании их незаконными.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

По смыслу приведенной нормы процессуального права в случае удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом заявителя.

Таким образом, суд, заявление Мейер Л.В. о признании действий к Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка незаконными, об обязании восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определении статуса земельного участка как временный, признает обоснованным.

В связи с чем, Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области обязано в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Мейер Л.В..

Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области обязано восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определении статуса земельного участка как временный, в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда подлежит направлению для устранения допущенного нарушения закона руководителю Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области обязано сообщить Октябрьскому районному суда г.Саратова и гражданке Мейер Л.В. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Мейер Л.В. о признании действий Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по отказу в восстановлении кадастрового номера земельного участка незаконными, об обязании восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определении статуса земельного участка как временный, признать обоснованным.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Мейер Л.В..

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области восстановить кадастровый номер земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, определи статуса земельного участка как временный, в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Федеральному бюджетному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области сообщить Октябрьскому районному суда г.Саратова и гражданке Мейер Л.В. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме, то есть с 31 августа 2011 года, через Октябрьский районный суд г.Саратова.

Судья                    Т.В.Мещерякова