О взыскании единовременного пособия в связи со смертью кормильца



Дело № 2-2202/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года                     город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Шамшуриной Е.Ф.

с участием:

1) представителя истцов Нестеренко М.В., действующей на основании доверенностей от 22.11.2010 года,

2) представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Романова А.В., действующего на основании доверенности от 21.01.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяненко Т.М., Касьяненко В.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи со смертью кормильца

установил:

Касьяненко Т.М. и Касьяненко В.Ф. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счёт средств казны Российской Федерации единовременного пособия в связи со смертью кормильца в размере 300 000 рублей в пользу каждого из истцов. Требования основаны на следующем.

Касьяненко Т.М. и Касьяненко В.Ф. - родители ФИО3, погибшего <дата> в ходе боевого задания при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в Чеченской республике Российской Федерации.

Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» истцы обратились в Военный комиссариат Саратовской Области и в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о выплате единовременного пособия о возмещении вреда, предусмотренного статьёй 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», на что получили отказ.

Истцы считали данный отказ незаконным, нарушающим их права, установленные указанным Федеральным законом.

ФИО3 - капитан войсковой части выполнял задачи по уничтожению бандформирований и террористических групп на территории Чеченской республики. <дата> около 13.00 часов военизированная колонна войсковой части двигалась на автомобильной и бронетанковой технике в направлении населённого пункта Ханкала. В районе населенного пункта Аргун колонна была обстреляна из стрелкового автоматического оружия не установленными лицами. В результате обстрела ФИО3 был смертельно ранен и скончался на месте. Посмертно он награжден орденом «Мужества». На момент гибели ФИО3 не состоял в браке, детей не имел.

Статья 25 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает дополнительные льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих и членов их семей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которые устанавливаются федеральными законами. Такая дополнительная гарантия в виде возмещения вреда установлена в статье 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»: в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей. Данное единовременное пособие носит характер дополнительной компенсации, направленной на социальную защиту именно тех лиц, которые принимали участие в контртеррористических операциях по борьбе с терроризмом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 года №17-П определен конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Суд установил, что данный вид страхования наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и социального статуса.

Также истцы считали, что в соответствии со статьей 208 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

В связи с этим, Касьяненко Т.М. и Касьяненко В.Ф. просили взыскать за счёт средств казны Российской Федерации единовременное пособие в связи со смертью кормильца в размере 300 000 рублей в пользу каждого.

В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по следующим основаниям.

Выплата единовременных пособий в связи с гибелью лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Порядок осуществления таких выплат установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом».

В соответствии со статьей 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Министерство финансов Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы.

В материалах дела имеются сведения о прохождении ФИО3 военной службы в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации.

Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» определяет порядок финансирования федеральных органов исполнительной власти, участвующих в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Министерству обороны Российской Федерации в 2011 году на осуществление специальных мероприятий из федерального бюджета выделено 3 830 000 рублей. В 2009-2010 годах Министерству обороны Российской Федерации также выделялись денежные средства из федерального бюджета на цели финансирования «Специальных мероприятий». В соответствии с пунктом 2 указанного выше Постановления, расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.

Таким образом, Министерству обороны Российской Федерации - федеральному органу исполнительной власти, участвующему в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в 2009-2011 годах выделялись денежные средства из федерального бюджета.

Пункт Постановления гласит, что порядок представления документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в случае гибели (смерти) лица, сотрудничавшего на постоянной или временной основе с федеральным органом исполнительной власти, определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Однако, Министерством обороны Российской Федерации не утвержден свой порядок выплаты единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащим в связи с их участием в борьбе с терроризмом. Поскольку Министерством обороны Российской Федерации до настоящего времени не утвержден такой порядок, представитель ответчика считал возможным до его принятия применять к возникшим правоотношениям правила, установленные указанным Постановлением.

Министерство финансов Российской Федерации не является государственным органом, осуществляющим борьбу с терроризмом, Министерству финансов Российской Федерации из средств федерального бюджета денежные средства на борьбу с терроризмом не выделяются.

В данной ситуации, по мнению представителя ответчика, надлежащим ответчиком выступает Министерство обороны Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации выступает от имени казны в соответствии со статьёй 1071 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется, если в порядке статей 1069 или 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации установлен факт незаконности действий или бездействия государственных органов или должностных лиц. В настоящее время отсутствует факт признания незаконными действий (бездействия) каких-либо государственных органов или их должностных лиц. Следовательно, отсутствуют основания для возмещения вреда за счет казны Российской Федерации.

Также, представитель ответчика заявил о пропуске истцами срока исковой давности, который в соответствии со статьёй 196 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.

Кроме того, пунктом 6 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и пунктом 9 Правил «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 установлено, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Одновременно, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы членам его семьи выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания.

По информации, полученной представителем ответчика из Военно-страховой компании, на основании поступивших от истцов заявлений единовременное пособие и страховое обеспечение истцам выплачены: единовременное пособие по 74 940 рублей каждому и страховое обеспечение в размере 31 225 рублей каждому.

Пунктом 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также установлено, что если военнослужащие (либо члены их семей) одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им представляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию.

Поскольку истцами реализовано право на получение единовременного пособия по случаю гибели члена их семьи при проведении контртеррористической операции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», оснований для выплаты единовременного пособия по Федеральному закону Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не имеется.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2011 года № 14-В11-9.

Кроме того, по мнению представителя ответчика, законодательные акты на правоотношения, возникшие до вступления их в силу, если это не предусмотрено законом, не распространяются.

В связи с этим представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации просил в удовлетворении иска отказать.

Истцы Касьяненко Т.М. и Касьяненко В.Ф. извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя ответчика.

Суд, заслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Касьяненко В.Ф. и Касьяненко Т.М. являются родителями ФИО3. При проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики <дата> около 13.00 часов военизированная колонна войсковой части двигалась на автомобильной и бронетанковой технике из населённого пункта Ахкинчу-Борзой в направлении населённого пункта Ханкала. В районе северо-западной окраины населённого пункта Аргун колонн была обстреляна из стрелкового автоматического оружия неустановленными лицами. В результате обстрела капитан ФИО3 - заместитель командира зенитной ракетной батареи, был смертельно ранен и скончался на месте.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (лист дела ), извещением командира зенитного ракетного полка от <дата> за исходящим номером (лист дела ), сообщением временно исполняющего обязанности военного прокурора войсковой части от <дата> за исходящим номером (лист дела ), свидетельством о смерти (лист дела ) и сторонами не оспаривались.

Согласно статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы членам семьи выплачивается страховое возмещение в размере 25 окладов каждому выгодоприобретателю.

Как установлено судом, <дата> истцам Касьяненко В.Ф. и Касьяненко Т.М. было выплачено единовременное пособие в связи с гибелью сына, предусмотренное статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в размере 74 940 рублей каждому, а также страховое обеспечение в размере 31 225 рублей каждому, что подтверждается сообщением заместителя начальника Управления социального обеспечения Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от <дата> за исходящим номером (лист дела ) и сторонами не оспаривалось.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьёй 20 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшего в период с 04.08.1998 года по 01.01.2007 года, установлено, что в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей.

Также статьёй 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», действующей с 01.01.2007 года, установлено, что в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 6 названной статьи, при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Проанализировав приведённые выше положения закона, суд приходит к выводу, что предусмотренное статьёй 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении им обязанностей военной службы, и предусмотренное статьёй 20 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» а, впоследствии, статьёй 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи лица, погибшего при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, являются по своему характеру однородными выплатами, так как преследуют одну цель - компенсировать членам семьи гибель близкого человека при защите отечества.

В этой связи, суд считает, что истцы ранее в марте 2001 года воспользовались правом на получение единовременного пособия по основанию, указанному в статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и, следовательно, утратили право на получение аналогичной единовременной выплаты, предусмотренной статьёй 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно статье 195 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьёй 196 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу статьи 199 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.

Поскольку статья 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» действует с 01.01.2007 года, а Правила «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», утверждёны Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105 и действуют с 06.03.2008 года, суд считает, что течение срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском началось не позднее начала действия правил выплаты указанного единовременного пособия - с 06.03.2008 года.

Истцы обратились в суд с иском 01.09.2011 года - по истечении срока исковой давности.

В судебном заседании представителю истцов разъяснялось право заявить ходатайство о восстановлении срока исковой давности.

Представитель истцов данным правом не воспользовался, считал, что срок исковой давности не пропущен, поскольку о праве на получение компенсации истцам стало известно только в 2011 году.

Доводы истцов о том, что заявленные требования связаны с возмещением вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и на них в соответствии со статьёй 208 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется исковая давность, а также доводы представителя истцов о том, что срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда истцам стало известно о праве на получение компенсации, суд находит несостоятельными, поскольку, предусмотренное статьёй 21 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» единовременное пособие является социальной компенсацией гибели члена семьи и не связано с возмещением вреда, причинённого жизни или здоровью истцов. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 года №105, которым утверждены Правила «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» были официально опубликованы и, следовательно, с момента вступления их в силу, истцы имели возможность обратиться в суд в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении иска Касьяненко Т.М. и Касьяненко В.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи со смертью кормильца отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Касьяненко Т.М., Касьяненко В.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи со смертью кормильца - отказать.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья      подпись                    А.П. Совкич