о выселении



Дело № 2-2259/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года                                                                                    город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре Кудряшовой С.А., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саратова Прокофьевой Т.Ю, истца Юдиной В.И., ответчиков Юдина С.А., Кузиной (Юдиной) А.А., третьего лица Юдина Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной В.И. к Юдину С.А., Кузиной (Юдиной) А.А., третье лицо Юдин Р.А. о выселении,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Юдина В.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Юдину С.А. и Кузиной (Юдиной) А.А. о выселении, в обосновании своих исковых требований указала, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от <дата>, свидетельства о праве на наследство по закону выдано нотариусом г.Саратова нотариус1 от <дата> реестровый номер , Юдина В.И. приобрела в свою собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. С момента получения в собственность квартиры истец проживает в ней, позднее зарегистрировалась в ней. В ноября 2007 года в ее квартиру, без регистрации вселились внук с сожительницей, хотя истец ему не обещала предоставлении квартиры. Он сообщил истцу что: «Поживем немного», и еще Юдин С.А. поселил свою сожительницу Кузину А.А.. Истец неоднократно говорила ответчикам, что бы шли жить в другую квартиру и жили в своей квартире, где прописаны. У него Юдина С.А. есть отдельная комната, 14 квадратных метров, с лоджией, или подыскивают любой другой вариант, чтобы проживать отдельно. Законных оснований для проживания в ней у ответчиков нет и не было. Ответчики не предпринимают ни каких действий, для того, что бы решить свой квартирный вопрос и съехать с квартиры истца. Услуги <данные изъяты> не оплачивают с марта 2011 года. Более того у ответчика Юдина С.А. имеется трехкомнатная квартира улучшенной планировки по адресу: <адрес>. Истец проживает в собственной квартире с 1975 года, по адресу: <адрес>. Приватизация квартиры произошла <дата> в собственность истца. Поскольку между истцом и ответчиком-внуком Юдиным С.А. и его сожительницей Кузиной А.А. семейных отношений нет, то право пользование жилым помещением, принадлежащей истцу квартиры расположенной по адресу: <адрес> за ответчиком не сохраняется. Право пользования у ответчиков отсутствует на основании ЖК РФ. Не смотря на неоднократные обращения истца, принадлежащую квартиру истцу ответчики не освободили, в связи с чем считает, что на основании п.1 ст. 35 ЖК РФ они подлежат выселению. В связи с изложенным просит выселить Юдина С.А. и его сожительницу Кузину А.А. из принадлежащей истцу Юдиной В.И., квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Истец в ходе судебного заседания поддержала доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Ответчики Юдин С.А. и Кузина (Юдина) А.А. в судебном заседании иск не признал, пояснив суду, что в ноябре 2007 г., после гибели отца ФИО5, по просьбе бабушки Юдиной В.И., Юдин С.А. его, на тот момент, гражданская жена Кузина А.А. переехали в квартиру <адрес>, для помощи по хозяйству и ухода за бабушкой. С ноября 2007 г. по март 2011 г. они оплачивали коммунальные услуги, услуги <данные изъяты>. В марте 2011 г. возникли разногласия по поводу законности проживания в данной квартире. Юдина В.И. заявила об обращении в суд и ими было принято решение прекратить оплачивать коммунальные услуги до судебного решения. На основании наследственного дела за 2008 г. зарегистрированного в реестре за Юдин С.А. унаследовал 1/6 часть квартиры. Унаследованная доля была оформлена в собственность. На основании записи акта о заключении брака и свидетельства о заключении брака <дата> Юдина (Кузина) А.А. является законной супругой Юдина С.А.. В связи с этим считает, что Юдина (Кузина) А.А. имеет право пользоваться его собственностью и проживать в квартире. Помимо этого Юдиной (Кузиной) А.А. и его братом Юдиным Р.А., которому принадлежит 1/6 часть данной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, была достигнута устная договоренность, согласно которой Юдин Р.А. не возражает, чтобы Юдина (Кузина) А.А. проживала на его части собственности в данной квартире. В данной момент, Юдин С.А., и его брат Юдин Р.А. занимаются оформлением доли Юдина Р.А. в собственность Юдина С.А..

Третье лицо Юдин Р.А. в судебном заседании не признал исковые требования и просил отказать в их удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в отзыве ответчиков.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд полагает возможным в удовлетворении заявленного требования истца отказать по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания, что согласно договора на приватизацию жилого помещения, <адрес> приватизирована на Юдину В.И. в части 1/2 доли, и ФИО4 в части 1/2 доли. На основании указанного договора, Юдина В.И. и ФИО4 получили свидетельства о праве собственности на указанную квартиру по 1/2 доли каждый. Наследниками после смерти ФИО4 были Юдина В.И. и ФИО5. После смерти ФИО5 в права наследства вступили его дети Юдин С.А. и Юдин Р.А., доли в <адрес> составляют в настоящее время Юдиной В.И. 2/3 доли на основании договора на приватизацию жилого помещения от <дата> , свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г.Саратова нотариус1 от <дата>, реестровый номер . Юдина С.А. 1/6 доли и Юдина Р.А. 1/6 доли в <адрес>, согласно дубликатов свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом г.Саратова нотариус1 от <дата> реестровый номер , выданный нотариусом г.Саратова нотариус2 от <дата> реестровый номер 3-920, указанные права долевой собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 52 квадратных метров зарегистрировано в <данные изъяты> (л.д.6-8,40-42).

На данной жилой площади, зарегистрированы: истец Юдина В.И. с <дата>, фактически проживают Юдин С.А. и Кузина (Юдина) А.А. с 2007 года (л.д. 9).

Согласно представленного свидетельства о заключении брака от <дата> Юдин С.А. и Юдина (Кузина) А.А. зарегистрировали свой брак в <данные изъяты>, о чем сделана актовая запись о заключении брака от <дата> (л.д.35).

Суд не может согласиться с доводами стороны истца о выселении ответчиков на основания положения ч. 1 ст. 35 ЖК РФ по следующим основаниям.

Согласно положения ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

При этом, положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 455-О от 03 ноября 2006 года, «согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.

Устанавливая общие правила регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения и членами семьи прежнего собственника, а также между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи, соответствующие положения пункта 2 статьи 292 ГК Российской Федерации и части 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации не исключают учет судами и иными правоприменительными органами при разрешении соответствующих гражданских дел места этих положений в системе действующего законодательства, включая жилищное и гражданское законодательство, а также учет особенностей конкретных жизненных ситуаций.

Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось сторонами, ответчик Юдин С.А. является сыном истца Юдиной В.И., ФИО5, после смерти которого он вселился, со своей настоящей женой ФИО5А., по просьбе самой истицы Юдиной В.И., а также установлено в ходе судебного заседания, что между сторонами сложился порядок пользования квартирой, истец проживает в изолированной комнате и ответчики проживают в изолированной комнате, проходной зал служит для обеих сторон, а также лоджия находящаяся в зале. Как пояснили стороны и не оспаривалось истцом в ходе судебного заседания истица сама представила для пользования свою мебель определив, кто какими полками будет пользоваться. Ответчики как указывает сама истец в своем исковом заявлении и в пояснениях в судебном заседании оплачивали регулярно коммунальные услуги до мая 2011 года, поскольку пользовались всеми предоставляемыми услугами в спорной квартире, а также ввиду большого количества электротехники.

Кроме того, ответчик Юдин С.А. является долевым сособственником спорной квартиры с Юдиной В.И., а соответственно имеет равные права на пользование своим имущество с истцом.

Согласно статье 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 ГК Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно частям 1 и 2 статьи 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалась сторонами, что Кузина (Юдина) А.А. была вселена в спорную квартиру с согласия собственника Юдиной В.И., факт согласия подтверждается длительностью проживания в спорной квартире совместно с собственником и отсутствие каких либо действий со стороны собственника Юдиной В.И. подтверждающих не желание и не согласие с проживанием в спорной квартире Юдиной (Кузиной) А.А., то есть письменные обращения о выселение за период с 2007 года по 2011 года или в правоохранительные органы о защите прав собственности. Между тем, в ходе судебного заседания также установлено юридически значимое обстоятельство, что Юдина (Кузина) А.А., на момент рассмотрения, дела является членом семьи собственника Юдина С.А., ее мужа, который не возражал против проживания Юдиной (Кузиной) А.А в данной квартире, свое согласие как установлено в ходе судебного заседания представлял и собственник Юдин Р.А.

Доводы стороны истца о наличие у ответчика иного жилого помещения в собственности не могут служить основания для выселения собственника из спорного жилого помещения. Более того как пояснил третье лицо Юдин Р.А. в ходе судебного заседания, в настоящее время между братьями Юдиным С.А. и Юдиным Р.А. решается вопрос о передачи Юдиным Р.А. своей 1/6 доли в квартире <адрес> Юдину С.А., в замен передачи Юдину Р.А. Юдиным С.А. своей 1/3 доли в квартире <адрес>

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п. 11а).

Таким образом, анализ приведенных норм действующего законодательства и разъяснений Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами настоящего дела, учитывая баланс интересов сторон спорных правоотношений, суд приходит к следующему, ответчики Юдин С.А., Юдина (Кузина) А.А. не могут быть признаны бывшими членами семьи собственника спорной квартиры - истца Юдиной В.И., а потому оснований для прекращения их права пользования данным жилым помещением по основаниям ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, как следствие выселения и снятия с регистрационного учета по ч. 1 ст. 35 ЖК РФ не имеется.

Согласно положения ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Доказательств и обоснований невозможности совместного проживания в ходе судебного заседания сторонами не представлено, как и не представлено доказательств нарушение права и законных интересов истца со стороны ответчиков, что за собой могло бы повлечь выселение ответчиков из спорного жилого помещения, как того требует действующее законодательство, и таким образом восстановление нарушенного права истца.

В связи с изложенным в удовлетворении требований Юдиной В.И. к Юдину С.А. и Кузиной (Юдиной А.А.) о выселении отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Юдиной В.И. к Юдину С.А., Кузиной (Юдиной) А.А., третье лицо Юдин Р.А. о выселении, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья (подпись)                                               С.И.Долгова