О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей



Дело №2-2326/11

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года                 г.Саратов

Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Мещеряковой Т.В.,

при секретаре Курьянове Н.В.,

с участием:

представителя истца Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания»: Плеханова А.А., представившего доверенность от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» к Ивановой О.В. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей,

     установил:

Открытое акционерное общество «Железнодорожная торговая компания» (далее ОАО «ЖТК») обратилось с исковым заявлением к Ивановой О.В. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, в обоснование которого указало, что <дата> между истцом Открытым акционерным обществом «Железнодорожная торговая компания», как работодателем и ответчиком Ивановой О.В., как работником, был заключен трудовой договор б/н, в соответствии с которым ответчик, был принят на работу в Саратовский филиал ОАО «ЖТК» на должность продавца продовольственных товаров 4 разряда (п.1.1 трудового договора). На основании данного трудового договора был издан приказ в соответствии с которым Иванова О.В. назначена с <дата> продавцом продовольственных товаров 4 разряда в мини-магазин ст. Саратов-2 Саратовского филиала ОАО «ЖТК».

Должностные обязанности работника указаны в п.2.2 трудового договора б/н от <дата>, а именно работник обязан в соответствии с п.2.2.1 добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, выполнять установленные нормы труда. В соответствии с пунктом 2.2.4 бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе имуществу лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.7, нести за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей дисциплинарную, материальную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 договора о полной индивидуальной материальной ответственности, Иванова О.В. приняла на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ей работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется: а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу работодателю и принимать меры к предотвращению ущерба; б) своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества; в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества; г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.

<дата> от ответчика поступило заявление через приемную Саратовского филиала ОАО «ЖТК», в котором Иванова О.В. просила уволить ее по собственному желанию, после чего истец, как работодатель предпринял действия, направленные на установление наличия или отсутствия материальных претензий у Ивановой О.В. со стороны ОАО «ЖТК».

Согласно сличительным ведомостям результатов инвентаризации товарно-материально ценностей « от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, была выявлена общая недостача на общую сумму 13 506 рублей 70 копеек, в которой виновна продавец Иванова О.В.. <дата> было удержано из заработной платы Ивановой О.В. 5 630 рублей 72 копейки, итого с учетом удержания, задолженность Ивановой О.В. перед Саратовским филиалом ОАО «ЖТК» составила 7 875 рублей 98 копеек.

<дата> продавцом Саратовского филиала ОАО «ЖТК» Ивановой О.В. было написано гарантийное письмо, в котором она согласилась с вышеуказанной недостачей товара и обязалась оплатить данную задолженность истцу в течение 3 месяцев. Первый платеж в счет оплаты задолженности, обязалась произвести в сумме 3 000 рублей не позднее <дата>, но Иванова О.В. не исполнила данное обязательство.

На основании изложенного, истец Саратовский филиал ОАО «ЖТК» просит суд взыскать с Ивановой О.В. в пользу ОАО «Железнодорожная торговая компания» материальный ущерб на дату увольнения ответчика в размере 7 875 рублей 98 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлине в сумме 400 рублей.

В судебное заседание ответчик Иванова О.В., лично извещенная телеграммой, не явилась. Также от ответчика не поступило в суд ходатайства об отложении дела слушанием.

Представитель истца не возражал рассмотреть дело в отсутствие Ивановой О.В..

Принимая во внимание мне представителя истца, надлежащее извещение ответчика о дате судебного заседания, суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика Ивановой О.В..

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и просил его удовлетворить в полном объеме, дав пояснения аналогичные изложенным в иске.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа о приеме работника на работу от <дата>, изданного директором Саратовского филиала Открытого акционерного общества ««Железнодорожная торговая компания» ответчик Иванова О.В. была принята на работу в мини-магазин ст. Саратов-2 на должность продавца продовольственных товаров 4 разряда. Между Ивановой О.В., как работником и работодателем ОАО «Железнодорожная торговая компания» был заключен трудовой договор от <дата> год.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.4 указанного трудового договора, ответчик был обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, выполнять установленные нормы труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников.

Кроме того, <дата> между истцом и ответчиком был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, в соответствии с которым Иванова О.В. обязалась: а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу работодателю и принимать меры к предотвращению ущерба; б) своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества; в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества; г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.

На основании заявления Ивановой О.В. от <дата> и приказа от <дата> о прекращении трудового договора с работником, ответчик Иванова О.В. была уволена.

В соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации:

Статья 238: Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Статья 239: Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Статья 242: Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Статья 243: Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Статья 244: Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Согласно Перечню должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», к таким должностям относятся в частности Директора, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных, пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы, товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции; начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.

Статья 246: Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Статья 247: До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Статья 248: Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.35, 39ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Статьями 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Ответчик, не явившись в судебное заседание, не воспользовался перечисленными выше правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.

Тогда как, со стороны истца были представлены суду доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных исковых требований.

Так, согласно гарантийному письму от имени Ивановой О.В., в котором ответчик указал, о том, что в процессе исполнения трудовых обязанностей образовалась недостача товаров (имущества) вверенного Ивановой О.В. на сумму 7 875 рублей 98 копеек. С данной задолженность Иванова О.В. согласна и обязуется оплатить ее в течение 3 месяцев. Первый платеж ответчик обязался произвести в сумме 3 000 рублей не позднее <дата>.

Однако, в судебном заседании установлено, что Ивановой О.В. не было произведено каких-либо платежей в счет возмещения ущерба, причиненного истцу, как работодателю.

Кроме того, со стороны истца были предоставлены сличительные ведомости с которыми Иванова О.В. была лично ознакомлена и согласна, что подтверждается ее подписью на данных документах, исследованных в ходе судебного процесса.

Как указывалось выше, ответчиком не были оспорены указанные факты, а потому суд, оценивая представленные сторонами доказательства в порядке ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что ответчиком Ивановой О.В., как работником в период действия трудового договора и договора о полной индивидуальной материальной ответственности, был причинен ущерб работодателю, с учетом удержаний при расторжении трудового договора, в размере 7 875 рублей 98 копеек.

Таким образом, заявленные исковые требования Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» к Ивановой О.В. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, в полном объеме подлежат удовлетворению, и с Ивановой О.В. в пользу Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» подлежит взысканию ущерб, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей в размере 7 875 рублей 98 копеек.

При этом, в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в суд, что подтверждается платежным поручением от <дата>, в сумме 400 рублей, а также расходы по оплате телеграммы направленной в адрес ответчика истцом с извещением о дате судебного процесса, согласно квитанциям, в сумме 541 рубля 30 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

Исковые требования Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания», предъявленные к Ивановой О.В. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Ивановой О.В. в пользу Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» ущерб, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей в размере 7 875 рублей 98 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлине в сумме 400 рублей, расходы по оплате телеграмм, направленных в адрес ответчика с извещением о судебном заседании в сумме 541 рубля 30 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме, то есть с <дата>, через Октябрьский районный суд г.Саратова.

Судья: подпись                   Т.В. Мещерякова