О признании действий незаконными, возложении обязанности



дело № 2-2622/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                 г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

при секретаре Граф Я.Ю.,

с участием представителя истца Ровнова В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Кулиева Э.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

        установил:

Истец Кулиев Э.Б. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, выразившихся в отказе предоставить право аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> незаконными, возложении обязанности в течение 30 дней принять решение о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>.

Исковые требования обоснованы тем, что он в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от <дата>, является собственником гаража общей площадью 22,7 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

<дата> в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), он обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении ему права аренды на земельный участок занимаемый гаражом, площадью 24 квадратных метра.

<дата> Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области в своем письме уведомило его об отказе в предоставлении права аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, занимаемого гаражом по причине наличия обременения в виде аренды земли в пользу ООО «Рубеж», а также отсутствия технического паспорта на гараж и выписки из реестра федерального имущества содержащей сведения о земельном участке.

<дата> он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о разъяснении, каким образом возможно снятие обременения в виде аренды земли в пользу ООО «Рубеж» и является ли данное обстоятельство препятствием для предоставления права аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра занимаемого гаражом. В своем ответе от <дата> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области указало, что с момента оформления прав на объекты недвижимости, расположенные на арендованном земельном участке, к приобретателю таких объектов недвижимости переходит право аренды земельного участка в силу прямого указания закона вне зависимости от воли предыдущего арендатора земельного участка, и вместе с тем, государственная регистрация прав нового землепользователя невозможна без государственной регистрации прекращения аренды в пользу предыдущего арендатора, для проведения которой, в силу судебной практики, не требуется заявление последнего, поскольку государственная регистрация прекращения аренды может быть проведена в рамках государственной регистрации договора аренды, заключенного с новым арендатором (приобретателем здания, строения, сооружения), без заявления заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Все необходимые документы для предоставления права аренды на земельный участок им были предоставлены в соответствии с перечнем утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года № 370 при подаче заявления от <дата>.

Предоставлять технический паспорт на гараж при подаче заявления о предоставлении права на земельный участок он не обязан, так как предоставление технической документации на объект недвижимости при наличии свидетельства о государственной регистрации права в соответствии с перечнем не требуется.

Что касается предоставления выписки из реестра федерального имущества содержащей сведения об испрашиваемом земельном участке, то сведения о данном земельном участке им были внесены в реестр федерального имущества еще в апреле 2011 года.

В соответствии с п. 6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Никаких причин препятствующих предоставлению права аренды на земельный участок занимаемый гаражом у ответчика не имеется.В результате незаконных действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, нарушены его права как собственника недвижимого имущества. В настоящее время он не может должным образом оформить свое право аренды на земельный участок, поэтому вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.

В связи с чем истец просит суд признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, выразившиеся в отказе предоставить право аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес> незаконными, возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> в течение 30 дней принять решение о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>

Истец Кулиев Э.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в телефонном сообщении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Ровнов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что, отказывая в предоставлении права аренды на земельный участок орган руководствовался действующим законодательством.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на оставление решения вопроса о признании действий незаконными на усмотрение суда.

Третье лицо общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) «Рубеж» о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежен образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ООО «Рубеж».

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к действиям должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом обязательным обстоятельством, подлежащим установлению по делу, является нарушение действием или бездействием органа законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании <дата> между Кулиевым Э.Б. и ООО «Рубеж» заключен договор купли-продажи объекта недвижимости: гаража площадью 22.7 кв.м., литер Г4, этаж 1-й надземный, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 24 кв.м. по вышеуказанному адресу.

<дата> Кулиев Э.Б. обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении ему права аренды на земельный участок, занимаемый гаражом.

<дата> территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области Кулиеву Э.Б. было отказано в предоставлении права аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, по причине не указания в кадастровом паспорте земельного участка учетной части земельного участка, занятой объектом недвижимости и наличия обременения в виде аренды земли в пользу ООО «Рубеж».

В связи с полученным отказом истец просит суд признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области незаконными, поскольку им при обращении в орган были предоставлены все необходимые документы, в соответствии с утвержденным перечнем.

Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу ст. 3 ч. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ст. 25 ч. 1 указанного Закона права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 26 ч. 1 и 2 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как указано в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 35 Земельного Кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Статья 552 ГК РФ предусматривает, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Кроме того, продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из вышеизложенного следует, что покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского Кодекса договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Из отзыва, предоставленного суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде аренды на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального гаража, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 7 в пользу ООО «Рубеж». Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В силу ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее по тексту - Федерального закона) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 16 данного закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные решения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Как следует из ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (статья 13 Федерального закона).

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Как указывалось ранее, основанием для отказа в предоставлении истцу права аренды на земельный участок послужило наличие сведений о государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде аренды на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального гаража, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 7 в пользу ООО «Рубеж». В судебном заседании представитель истца пояснил, что ООО «Рубеж» в регистрирующий орган с заявлением о прекращении ограничения (обременения) права в виде аренды на земельный участок не обращалось.

Из изложенного выше следует, что наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном договоре аренды земельного участка препятствует предоставлению права аренды на испрашиваемый земельный участок до тех пор, пока регистрационная запись о более раннем договоре не будет погашена записью о прекращении упомянутого договора ввиду его расторжения, отказа от него одной из сторон или прекращения по другим основаниям.

В силу ст. 11 ГК РФ суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В ходе судебного заседания стороной истца не представлено доказательств и не доказано наличие нарушение прав со стороны ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Кулиева Э.Б. о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, выразившихся в отказе предоставить право аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> незаконными, возложении обязанности в течении 30 дней принять решение о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кулиева Э.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, выразившихся в отказе предоставить право аренды на земельный участок площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> незаконными, возложении обязанности в течение 30 дней принять решение о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером площадью 24 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>

Судья: подпись