Дело № 2-3102/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года г. Саратов Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бондарева Ф.Г., при секретаре Пантееве Д.С., с участием представителя ответчика Нуралиевой И.И., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Саратовского транспортного прокурора Новичкова И.В. в интересах неопределенного круга лиц к Негосударственному (частному) общеобразовательному учреждению «Лицей-Интернат № 6» открытого акционерного общества «Российский железные дороги» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности, установил: Заместитель Саратовского транспортного прокурора Новичков И.В. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Негосударственному (частному) общеобразовательному учреждению «Лицей-Интернат № 6 открытого акционерного общества «Российский железные дороги» (далее Лицей - интернат № 6 ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействие администрации «Лицей-Интернат № 6 ОАО «РЖД» по невыполнению обязанности по применению систем фильтрации, исключающих доступ обучающихся к информационным ресурсам, содержащим не рекомендуемую детям продукцию, несовместимую с задачами их обучения и воспитания, возложении на администрацию «Лицей-Интернат № 6 ОАО «РЖД» обязанность обеспечить защиту нравственности учащихся путем надлежащего применения систем фильтрации. Требования мотивированы тем, что Саратовской транспортной прокуратурой проведена проверка устранения нарушений законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в Лицей-Интернат № 6 ОАО «РЖД», в ходе которой установлено следующее. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно ч. 3 статьи 32, статье 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Согласно ч.2 ст. 14-1 Федерального Закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации № 124-ФЗ от 24.07.1998 года лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2007 г. N 1447-р указано на необходимость внедрения и актуализации системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся. Указанные требования подтверждены также п. «в» п.1 Приказа Минобрнауки РФ от 03.11. 2007 года № 305 «О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1447-р». Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование» от 10 ноября 2006 года № АС-1299/03 в рамках выполнения мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" по предоставлению образовательным учреждениям доступа к сети Интернет о необходимости исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, Федеральным агентством по образованию с 1 ноября 2006 г. начата тестовая эксплуатация программно-технического комплекса, обеспечивающего осуществление контентной фильтрации доступа всех образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В соответствии со ст. 3 Закона Саратовской области № 341-ЗСО от 17.12.2008 г. «О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области» областные государственные образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения области при использовании в образовательном процессе сети Интернет обеспечивают применение систем фильтрации, исключающих доступ обучающихся к информационным ресурсам, содержащим не рекомендуемую детям продукцию, несовместимую с задачами их обучения и воспитания. Письмом Федерального агентства по образованию от 28 ноября 2006 г. N 15-51-938ИН/01-4 даны разъяснения об обязанностях должностных лиц, которые включают выполнение различных видов работ по организации внедрения системы фильтрации на уровне субъекта РФ в соответствии с Соглашением о взаимодействии по реализации проекта «Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации». Согласно п. 13 Устава негосударственного (частного) образовательного учреждения «Лицей-интернат № 6 ОАО «РЖД», лицей-интернат несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся воспитанников, а так же за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В результате допущенных нарушений действующего законодательства о реализации приоритетного национального проекта «Образование», использование сети Интернет не в целях образовательной деятельности приводит к снижению эффективности предпринимаемых правительством мер в сфере реализации приоритетных национальных проектов, что является недопустимым и подлежит устранению. Изложенное свидетельствует о незаконном бездействии администрации Лицей - интернат № 6 ОАО «РЖД» образовательного учреждения в рамках защиты нравственности детей, что создает благоприятные условия для получения несовершеннолетними учащимися информации, не связанной с целями образования и наносящей вред психическому развитию детей. Администрация «Лицей-Интернат № 6 ОАО «РЖД» нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних граждан. На основании изложенного, просил обязать негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат № 6 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в срок в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на применение средств контентной фильтрации, иных аппаратно-программных, технико-технологических устройства на ученических персональных компьютерах в 2 классах информатики лицея в целях исключения доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания. Взыскать с Негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения «Лицей-Интернат № 6 открытого акционерного общества «Российский железные дороги» в доход государства государственную пошлину. Истец заместитель Саратовского транспортного прокурора Новичков И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения «Лицей-Интернат № 6 ОАО «Российский железные дороги» действующая на основании устава директор негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения «Лицей-Интернат № 6 Нуралиева И.И. признала исковые требования в полном объеме. Заявление о признании иска выполнено в письменной форме и собственноручно подписано ответчиком. Стороны подтвердили, что им не известны обстоятельства, препятствующие признанию иска ответчиками и вынесения судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, которые бы, вынесением решения в связи с признанием иска ответчиками, противоречили бы закону или нарушали бы права и законные интересы других лиц. Судом в соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) ответчику разъяснены последствия признания им иска, влекущие вынесение судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, предусмотренные частями 2, 3 статьи 173, частью 4 статьи 198 ГПК РФ. Согласно статье 39 ГПК РФ признание иска ответчиками принято судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Оснований для непринятия признания иска ответчиками у суда нет. При таких обстоятельствах согласно пункту 3 статьи 173 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей. Руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации негосударственного (частного) образовательного учреждения «Лицей-интернат № 6 ОАО «РЖД», по невыполнению обязанности по применению систем фильтрации, исключающих доступ обучающихся к информационным ресурсам, содержащим не рекомендуемую детям продукцию, несовместимую с задачами их обучения и воспитания. Обязать негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат № 6 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в срок в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на применение средств контентной фильтрации, иных аппаратно-программных, технико-технологических устройства на ученических персональных компьютерах в 2 классах информатики лицея в целях исключения доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания. Взыскать с Негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения «Лицей-Интернат № 6 открытого акционерного общества «Российский железные дороги» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Ф.Г. Бондарев