Дело № 2-2980/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Долговой С.И., при секретаре Кудашевой Н.А., с участием истца Булаева Е.П., представителя ответчика по доверенности Даниловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булаева Е.П. к комитету социальной поддержки населения города Саратова о признании права на получение ЕДВ в размере 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании задолженности по ЕДВ с <дата>, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновывая его тем, что по учетным данным ГУ КСПН гор. Саратова значиться ветераном боевых действий (свидетельство о праве на льготы Серия А №) и ветераном труда (удостоверение Серия В №). В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе, по оплате жилого помещения. На основании этого же Закона льгота выплачивается в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Статья 23.2 ФЗ «О ветеранах» п. 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 -19 и 21 настоящего Федерального закона... В соответствии с Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372 ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (С изменениями от 26.11.2009г., 28.07,2611.2010 года) ст. 6 п.4 истец, как ветеран боевых действий, имеет право отказаться от льготы по оплате жилого помещения. И, как ветеран труда, имеет право в соответствии с ЗСО № 372, Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО ст.1 «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», Постановления правительства Саратовской области № 675-П от 30.12.2009 года п.7 получать выплату 50% мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В Законах говорится: При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Истцу эта норма понятна и поэтому он желает получать льготу, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда, закон позволяет ему использовать данную льготу и как ветерану труда. Истец как ветеран боевых действий и ветеран труда, в соответствии вышеназванными Законами имеет право выбора льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, получать данную льготу как ветеран труда(372- ЗСО ст.6 п.4). Льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг может предоставляться в форме выплаты денежной компенсации или в натуральном виде, путем предоставления скидки по оплате услуг. Истцу эта норма понятна и поэтому получал льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран боевых действий, но размер этих выплат почему-то составляет не полных 50%, а только 10%. Истец обращался с письменным заявлением, к ответчику, но получил отрицательный ответ, который истца не удовлетворил, так как истец считает, что ответчик искажает значение ФЗ «О ветеранах», и ЗСО № 372, Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 г. № 174-ЗСО ст.1 «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», постановления правительства Саратовской области № 675-П от 30.12.2009 года п.7 получать выплату 50% мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, тем самым, ущемляются его права. Истец как ветеран боевых действий и ветеран труда оказывается в более ущемленном положении, чем, например, ветераны труда. В связи с изложенным просит признать за Булаевым Е.П., право на получение ЕДВ в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, как ветеран труда. Обязать Комитет социальной поддержки населения г. Саратова (ГУ КСПН) произвести перерасчет, произведенных ему коммунальных платежей, за период с <дата> по день исполнения решения, за вычетом уже начисленной суммы. В судебном заседании истец Булаев Е.П. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в нем. Представитель ответчика Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Данилова О.В., исковые требования не признала, дав пояснения согласно представленным письменным возражения, которые приобщены к материала дела. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования Булаева Е.П. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. В судебном заседании ответчик не оспаривал того факта, что истец Булаев Е.П. по данным их учета значится ветераном боевых действий и ветераном труда, что также подтверждается выданными на его имя удостоверениями установленных образцов (л.д. 10). Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану труда). В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Статья 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» -меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» Федеральный закон «О ветеранах» дополнен статьёй 23.1 в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, а также статьёй 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 1 января 2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов военной службы переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством РФ стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов. Довод истца о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основан на неправильном толковании закона. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану военной службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона «О ветеранах», не может быть равным, так как ветеранам военной службы в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% и только по оплате жилого помещения. С <дата> все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветеран военной службы) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена Булаеву Е.П. в размере 10 процентов, что соответствует ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». В судебном заседании истец Булаев Е.П. не оспаривал того факта, что как ветеран боевых действий по своему выбору получает ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» через органы Пенсионного фонда РФ. <дата> Булаев Е.П. обратился с заявлением на имя директора Комитета социальной поддержки населения города Саратова с заявлением по вопросу невыплаты ему ЕДВ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по статусу ветеран боевых действий ( л.д.17). Таким образом оснований для удовлетворении требований истца не имеется, в том числе производства перерасчета с января 2010 года. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Булаева Е.П. к комитету социальной поддержки населения города Саратова о признании права на получение ЕДВ в размере 50 % оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании задолженности по ЕДВ с <дата>, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со Судья (подпись) Судья (подпись) С.И.Долгова
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
То есть указанный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг.