Дело № 2-211/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 января 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе судьи Совкича А.П. при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С. с участием: 1) истца Кочетова Е.А., 3) представителя ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» - Даниловой О.В., действующей на основании доверенности от <дата> №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетова Е.А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, обязании произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты установил: Кочетов Е.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, обязании произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты. Требования основаны на следующем. Кочетов Е.А. является ветераном боевых действий и ветераном труда и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Кочетов Е.А. имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе, по оплате жилого помещения. Льгота выплачивается в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг может предоставляться в форме выплаты денежной компенсации или в натуральном виде, путем предоставления скидки по оплате услуг. Согласно части 3 статьи 13 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кочетову Е.А. данная льгота как ветерану боевых действий предоставляется в размере 10 %. Кочетов Е.А. обращался с письменным заявлением в Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», где ему было отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. Постановлением Правительства Саратовской области № 676-П от 30.12.2009 года было утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372-ЗСО Кочетов Е.А. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом получение Кочетовым Е.А. ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в силу положений части 3 статьи 13, а также пункта 4 статьи 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО, не является препятствием для получения им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно пункту 5 статьи 2 Закона Саратовской области от 28.12.2008 года № 372 - ЗСО. В связи с этим Кочетов Е.А. просил суд признать за ним - ветераном труда право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг; возложить на Государственное учреждение «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанность произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг с <дата>; произвести перерасчет, произведенных коммунальных платежей за период с <дата> по день исполнения решения, за вычетом уже начисленной суммы. В судебном заседании истец Кочетов Е.А. заявленные исковые требования поддержал по указанным основаниям. Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» представил возражения на иск (29-30). В судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что истец получает меры социальной поддержки как ветеран боевых действий, в связи с чем имеет право на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 10%. Кроме того, требования истца о предоставлении перерасчета с <дата> являются неправомерными, так как с заявлением о назначении мер социальной поддержки истец обратился только <дата>. Третье лицо на стороне ответчика Министерство социального развития Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил возражения на иск (листы дела №), в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований поскольку они являются не обоснованными и противоречащими действующему законодательству. Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица на стороне ответчика. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, Кочетов Е.А. является ветераном боевых действий и ветераном труда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3 и статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается представленными удостоверениями на имя Кочетова Е.А. (листы дела №, 20-21). В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в статье 16 названного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Данный закон не устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг. В пункте 3 статьи 13 Закона закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы). В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 указанного Закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» дополнен статьёй 23.1 в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, а также статьёй 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 01 января 2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе, статьёй 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов труда, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи 26.11.2009 года принят Закон Саратовской области № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». В соответствии с подпунктами 2 и 3 статьи 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по оплате жилищно-коммунальных услуг, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утверждённых Правительством Российской Федерации стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 26.11.2009 года № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки - 10 процентов. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закон Саратовской области от 26.11.2009 года №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не может быть равным, так как ветеранам труда в силу закона Саратовской области от 26.11.2009 года №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий в размере 50% и только по оплате жилого помещения. С 01.01.2010 года все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям, в том числе ветеранам боевых действий, так и льготополучателям Саратовской области (ветеранам труда) заменены с натуральных льгот на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. <дата> Кочетов Е.А. обратился в подразделение по предоставлению мер социальной поддержки по кировскому району города Саратова с заявлением (лист дела №), в котором просил назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» по статусу ветерана боевых действий. Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначена Кочетову Е.А. в размере 10 процентов, что соответствует пункту 1 статьи 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». Исходя из системного анализа приведённых выше положений закона, суд приходит к выводу, что доводы Кочетова Е.А. о том, что он имеет право на выбор основания предоставления льгот, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и считает необходимым в удовлетворении иска отказать полностью. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении иска Кочетова Е.А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, обязании произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты - отказать. В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова. Судья подпись А.П. Совкич