именем Российской Федерации 14 февраля 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Рыбакова Р.В., при секретаре Шамшуриной Е.Ф., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Саратова Белоногова Я.В., представителя ответчика по доверенности Литвиненко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» об устранении нарушений природоохранного законодательства, установил: Прокурор Ленинского района города Саратова обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» (далее по тексту ООО «Завод «Нефтегазоборудование») об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с <дата> по <дата> проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Завод «Нефтегазоборудование». В ходе проверки установлено, что ООО «Завод «Нефтегазоборудование» осуществляет деятельность по производству и ремонту насосов, компрессоров и гидравлических систем. На основании договора аренды от <дата> ООО «Завод «Нефтегазоборудование» эксплуатирует производственную базу и складские помещения по адресу: <адрес>. Данные помещения являются объектами газопотребления в соответствии с договором поставки газа № от <дата>. У ООО «Завод «Нефтегазоборудование» имеется источник загрязнения атмосферы, которым является система газопотребления предприятия. При сгорании природного газа в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота. При этом нормативно-разрешительная документация по воздуху у предприятия отсутствует, а именно: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ); разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов производства и потребления: мусор от бытовых помещений, отходы бумаги, отходы от уборки помещений и территории, лом и отходы черных и цветных металлов, прочие коммунальные отходы и т.п. Однако в нарушение требований закона паспорта отходов I-IV класса опасности, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, предприятием не разработаны. Учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на предприятии не ведется. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ООО «Завод «Нефтегазоборудование» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и <адрес>. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ООО «Завод «Нефтегазоборудование», выразившееся в не разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов; не получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработке паспортов опасных отходов и не ведении первичного учета по обращению с отходами. Обязать ООО «Завод «Нефтегазоборудование» в срок до <дата> разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; оформить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обеспечить ведение журналов первичного учета. В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Ленинского района города Саратова Белоногов Я.В., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, срок устранения нарушений установить до <дата>. Дополнительно пояснил, что нарушения выявлены на производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес>. Действие закона о защите прав субъектов предпринимательской деятельности не распространяется на проведение проверок прокуратурой при осуществлении надзорной деятельности. Представитель ответчика по доверенности Литвиненко В.В., возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, свою позицию изложил в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что не оспаривает факт выявленных нарушений природоохранного законодательства на предприятии. Данные нарушения находятся в стадии устранения, организацией заключены договоры на подготовку и согласование необходимой документации. Разумный срок для устранения нарушений <дата>. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил. Суд с учетом мнения представителей истца и ответчика определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судом установлено, что ООО «Завод «Нефтегазоборудование», является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является производство насосов, компрессоров и гидравлических систем, производство теплообменных устройств, промышленного холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, производство оборудования для фильтрования и очистки газов, производство газогенераторов, аппаратов для дистилляции, фильтрования или очистки жидкости и газов. Производственную деятельность ООО «Завод «Нефтегазоборудование» осуществляет в производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес>, в том числе, используя сжигание природного газа. В результате производственной деятельности образуются твердые бытовые отходы. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей истца и ответчика, свидетельством № (л.д.9), свидетельством № (л.д. 10), уставом (л.д. 11-24), договором на вывоз и утилизацию <данные изъяты> от <дата> (л.д. 26-32), договором поставки газа № от <дата> (л.д. 33-43), договором аренды от <дата> (л.д. 44-47). Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Из части 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; размещение отходов производства и потребления. Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Из статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 11 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Из статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Из статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Из статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к IV классу относятся малоопасные отходы. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. Согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. № 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями, приведенными в таблицах 1,3,4 (пункт 2). Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (пункт 3). В случае отнесения отходов расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (пункт 4). Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт. Исходя из вышеназванных норм, законом на ООО «Завод «Нефтегазоборудования» возложены обязанности: разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и согласовать паспорта опасных отходов, организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещения отходов и ведение журналов первичного учета таких отходов. Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с <дата> по <дата> в ООО «Завод «Нефтегазоборудование», а именно производственной базы и складских помещения по адресу: <адрес> было выявлено отсутствие проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, паспортов опасных отходов и отсутствия первичного учета по обращению с отходами. Указанное обстоятельство, а также то, что нарушения не устранены до настоящего времени, подтверждено справкой о проведенной проверке (л.д. 51) и признано представителем ответчика в судебном заседании. Согласно пункту 3 статьи 70 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Кроме этого, из договоров № от <дата>, договора № от <дата>, счета № и № от <дата> следует, что ООО «Завод «Нефтегазоборудование» заключило соглашения и оплатило ООО «<данные изъяты>» услуги по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, паспортов опасных отходов. Доказательств, отсутствия вышеперечисленных нарушений, представителем ответчика суду не предоставлено. Таким образом, судом установлено, что в настоящее время со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства, которые подлежат устранению путем понуждения к исполнению вышеназванных обязанностей на производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес>. Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на экологическую безопасность и влекут нарушение природоохранного законодательства, в связи с чем, прокурор Ленинского района горда Саратова в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать устранения вышеназванных нарушений в интересах неопределенного круга лиц и иск об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика о незаконности проведения прокурорской проверки с учетом положений закона Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», судом во внимание не принимаются, так как они не основаны на нормах пункта 3 части 3 статьи 1 названного закона и опровергаются исследованными материалами дела. В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить. Признать незаконными бездействие общества с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» по не разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, не получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработке паспортов опасных отходов и не ведении первичного учета по обращению с отходами. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» в срок до <дата> устранить нарушения природоохранного законодательства на производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес>, а именно: - разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, - оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - разработать и согласовать паспорта опасных отходов - организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещения отходов и ведение журналов первичного учета таких отходов Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Завод «Нефтегазоборудование» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья (подпись) Р.В. Рыбаков Полный текст решения изготовлен <дата>