именем Российской Федерации 14 февраля 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Рыбакова Р.В., при секретаре Шамшуриной Е.Ф., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Саратова Белоногова Я.В., представителя ответчика по доверенности Альбекова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» об устранении нарушений природоохранного законодательства, установил: Прокурор Ленинского района города Саратова обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» (далее по тексту ООО «Андри ЛТД») об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с <дата> по <дата> проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Андри ЛТД». В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности ООО «Андри ЛТД» образуются ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная серная отработанная, другие химические отходы (тормозная жидкость отработанная), мусор от бытовых помещений, прочие коммунальные отходы и т.п. Однако предприятием не разработаны в установленном порядке паспорта опасных отходов. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ООО «Андри ЛТД» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и <адрес>. На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Андри ЛТД», выразившееся в не разработке паспортов опасных отходов. Обязать ООО «Андри ЛТД» в срок до <дата> разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов. В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Ленинского района города Саратова Белоногов Я.В., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что нарушения выявлены на производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес> Представитель ответчика по доверенности Альбеков Д.И., возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что не оспаривает факт выявленных нарушений природоохранного законодательства на предприятии. Данные нарушения находятся в стадии устранения, организацией заключены договоры на подготовку и согласование необходимой документации. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил. Суд с учетом мнения представителей истца и ответчика определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судом установлено, что ООО «Андри ЛТД», является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является осуществление производственной, хозяйственной и технической деятельности. Производственную деятельность ООО «Завод «Нефтегазоборудование» осуществляет в производственных и складских помещениях расположенных по адресу: <адрес>. В результате производственной деятельности образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная серная отработанная, другие химические отходы (тормозная жидкость отработанная), мусор от бытовых помещений, прочие коммунальные отходы. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей истца и ответчика, свидетельством № (л.д. 8), свидетельством № (л.д. 9), лимитами на размещение отходов № от <дата> (л.д. 10-14), уставом (л.д. 15-18), свидетельством № (л.д. 19), свидетельством № (л.д. 20), свидетельством № (л.д. 21), свидетельством № (л.д. 22), свидетельством № (л.д. 23), свидетельством № (л.д. 24), свидетельством № (л.д. 25), свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 27), свидетельством о государственной регистрации права № от <дата> (л.д. 28), свидетельством о государственной регистрации права № от <дата> (л.д. 29), выпиской из единого государственного реестра юридических лиц № от <дата>. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Из части 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; размещение отходов производства и потребления. Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Из статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Из статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к IV классу относятся малоопасные отходы. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. Согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. № 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1,3,4 (пункт 2). Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (пункт 3). В случае отходов расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (пункт 4). Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт. Как следует из лимитов на размещение отходов ООО «Андри ЛТД » № от <дата>, от производственной деятельности образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная серная отработанная, другие химические отходы (тормозная жидкость отработанная) отнесенные к отходам I - IV класса опасности. Исходя из вышеназванных норм, законом на ООО «Андри ЛТД» возложена обязанность разработать и согласовать паспорта опасных отходов. Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с <дата> по <дата> в ООО «Андри ЛТД», было выявлено отсутствие паспортов опасных отходов. Указанное обстоятельство, а также то, что нарушения не устранены до настоящего времени, подтверждено справкой о проведенной проверке (л.д. 34) и признано представителем ответчика в судебном заседании. Согласно пункту 3 статьи 70 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Кроме этого, из договора № от <дата>, платежного поручения № и № от <дата> следует, что ООО «Андри ЛТД» заключило соглашения и оплатило ООО «<данные изъяты>» услуги по разработке паспортов опасных отходов. Доказательств, отсутствия вышеперечисленных нарушений, представителем ответчика суду не предоставлено. Таким образом, судом установлено, что в настоящее время со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства, которые подлежат устранению путем его понуждения к исполнению вышеназванных. Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на экологическую безопасность и влекут нарушение природоохранного законодательства, в связи с чем, прокурор Ленинского района горда Саратова в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать устранения вышеназванных нарушений в интересах неопределенного круга лиц и иск об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежит удовлетворению. В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить. Признать незаконными бездействие общества с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» по не разработке паспортов опасных отходов. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» устранить нарушения природоохранного законодательства, разработать и согласовать паспорта опасных отходов в срок до <дата>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Андри ЛТД» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья (подпись) Р.В. Рыбаков Полный текст решения изготовлен <дата>.