Дело № 2-560/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 марта 2012 года город Саратов Октябрьский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Рыбакова Р.В., при секретаре Шамшуриной Е.Ф., с участием представителя истца по доверенности Кардаковой И.А., представителя ответчика по доверенности Малышкиной Н.В.,, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, по доверенности Салиховой Э.Н., Евсеевой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валыркина М.П. к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за 2011 год незаконными и возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение, установил: Истец Валыркин М.П. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее по тексту ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова) о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за 2011 го незаконными и возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение. Исковые требования мотивированы тем, что он является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> от <дата> и пенсионным удостоверением. В соответствии с рекомендациями лечащего врача нуждается в ежегодном санаторно-курортном оздоровлении. Его право на получение бесплатного санаторно-курортного лечения в 2011 году подтверждает: факт регистрации его в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; наличие заявления в ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова о предоставлении путевки на санаторно-курортного лечения, зарегистрированной после <дата>; наличие у него медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, а также право на сопровождающего, подтвержденных медицинской справкой установленной формы №. Последнюю справку он получил в <данные изъяты>» срок ее действия истек <дата>. <дата> он обратился в ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортных путевок (с учетом сопровождающего лица) с приложением полученной справки по форме №. Однако, путевки на санаторно-курортного лечение ему до настоящего времени не выделены. Считает, что действия ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова по не обеспечению меня путевками в 2011 году противоречат закону. ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова своим незаконным бездействием нарушил сроки по представлению санаторно-курортного лечения и он не получил своевременное лечение. Для защиты своих прав он обратился за юридической помощью и заключил договор на оказание юридических услуг на сумму 7 000 рублей. На основании изложенного, просит признать действия Государственного учреждения - Комитет социальной поддержки населения города Саратова, по не обеспечению его путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 год, незаконными. Обязать ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова выдать ему и сопровождающему его лицу, путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ в соответствии с медицинскими показаниями, в течение календарного 2012 года. Взыскать с Государственного учреждения - Комитет социальной поддержки населения города Саратова в его пользу судебные расходы в размере 7 000 рублей. В судебное заседание истец Валыркин М.П. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Представитель истца по доверенности Кардакова И.А., просила удовлетворить иск в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Валыркину М.П. в <дата> предоставлялось санаторно-курортное лечение за 2010 год по решению суда, не смотря на это, он имеет право на санаторно-курортное лечение в 2011 году. Не оспорила, что лимит денежных средств выделенных на обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов были освоены Министерством социального развития Саратовской области в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Малышкина Н.В., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Свои возражения изложила в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что после получения Валыркиным М.П. справки, о нуждаемости в санаторно-курортном лечении 2011 году, фактически было предоставлено такое лечение. Не имеет значение то, что лечение было предоставлено за 2010 год по решению суда. <дата>, после приезда Валыркина М.П. с санаторно-курортного лечения он вновь был поставлен на учет для получения путевки в порядке очередности по заболеванию нервной системы. По профилю заболевания его очередность №, общая очередность Валыркина М.П. №. Лимит денежных средств выделенных на обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов были освоены Министерством социального развития Саратовской области в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства социального развития Саратовской области по доверенности Евсеева М.Л., просила отказать в удовлетворении иска. Свои возражения изложила в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что Лимит денежных средств выделенных на обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов министерством социального развития Саратовской области были освоены в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления Федерального казначейства по Саратовской области по доверенности Салихова Э.Н., просила отказать в удовлетворении иска. Приобщила письменные пояснения (л.д. 27-30). Дополнительно пояснила, что денежные средства, выделенные на обеспечение санаторно-курортное лечение, через управление не перечисляются. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Валыркина М.П. с участием его представителя. Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика и третьих лиц, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства. В соответствии со ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Из статьи 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Положениями части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 9 указанного Закона закреплено понятие реабилитации инвалидов как системы и процесса полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Этой же нормой закона определены основные направления реабилитации инвалидов, одним из которых является санаторно-курортное лечение. В соответствии со статьей 10 Закона, Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года№ 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с пунктом 3 которого, к реабилитационным мероприятиям отнесено санаторно-курортное лечение инвалидов. Федеральным законом от 176.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан РФ. Пунктом 8 статьи 6.1 главы «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг», указанного Закона предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной поддержки в виде набора социальных услуг, в состав которого включено предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (пункт 1.1 статьи 6.2 закона). Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с названной выше главой Закона является календарный год (пункт 2 статьи 6.3 Закона). В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. В целях реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1 статьи 6.4 Закона) В развитие положений пункта 5 статьи 6.3 данного Закона Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 328 от 29.12.2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением. В соответствии с данным Порядком в редакции Приказа Минздравсоцразвития № 1231н от 30.10.2011 года, действовавшей на период подачи истцом заявления о предоставлении путевок в 2011 году: Пункт 1.9 периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) является календарный год; Пункт 3.1 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Пункт 3.4 отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляется в установленном порядке. Пункт 3.12 документами, подтверждающими получение санаторно-курортного лечения, являются отрывной талон путевки, который санаторно-курортные учреждения обязаны представить в срок не позднее 30 дней после окончания санаторно-курортного лечения в Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы, а также уполномоченные органы, выдавшие путевку, и обратный талон санаторно-курортной карты, который гражданин в те же сроки представляет в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту. С 2010 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года№ 2104-р, утвердившим Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области, Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В целях реализации указанного Соглашения Постановлением Правительства Саратовской области№ 29-П от 28.01.2010 года утверждены Правила оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (действовавшие на момент обращения истцов с заявлениями о предоставлении путевок в данной редакции), в соответствии с которыми социальные услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду междугородным транспортном к месту лечения и обратно осуществляются гражданам, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункты 1 и 2 пункта 1) и распространяется на лиц, сопровождающих инвалидов 1-й группы (пункт 3). Согласно данным пункту 5 Правил в целях обеспечения порядка очередности УСПН (учреждением социальной поддержки населения) ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет. Подтверждение гражданами сведений о себе при постановке на учет носит предварительный характер с последующим предоставлением необходимого перечня документов при получении путевки. В соответствии с пунктом 7 Правил граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256. Из пункта 8 Правил, следует, что после получения справки граждане или их законные представители обращаются в министерство через УСПН с заявлением о предоставлении путевки. Согласно пункту 9 Правил УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. Согласно пункту 10 Правил на основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 13 Правил для получения путевки гражданин или его законный представитель предоставляет в УСПН следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) справку (форма 070/у-04), в случае если ранее предоставленная справка утратила силу. Из пункта 19 Правил следует, что граждане, получившие санаторно-курортное лечение, снимаются с очереди для получения путевки. Согласно пункту 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий. В соответствии с пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года №256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что решением <данные изъяты> от <дата> частично удовлетворены исковые требования ФИО1 и Валыркина М.П. к ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за 2010 год незаконными и возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год в течение 2011 календарного года, взыскании компенсации морального вреда. Решено обязать ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова выдать Валыркину М.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год в соответствии с медицинскими показаниями в течение 2012 года. Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела. Судебным решением от <дата> установлены следующие обстоятельства. Валыркин М.П., <дата> года рождения, согласно справке главного <данные изъяты> от <дата> повторно освидетельствован <дата>, в результате чего ему установлена <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 1 статьи 6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Валыркин М.П. был включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что подтверждается справками Пенсионного фонда РФ, выданными им по месту жительства. Сторонами в судебном заседании признано и не оспаривалось, что Валыркин М.П. имеет медицинские показания к ежегодному санаторно-курортному лечению и право по обеспечению его санаторно-курортным лечением на курортах Черноморского побережья Краснодарского края. Судом установлено, что Валыркиным М.П. <дата> в <данные изъяты>» была получена справка формы № (л.д. 32) о нуждаемости в санаторно-курортном лечении на курортах Черноморского побережья. Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Свидетель 1 показала, что являлась лечащим врачом Валыркина М.П., так как он фактически проживал по адресу обслуживаемым <данные изъяты>». <дата> Валыркин М.П. обратился к ней за выдачей справки формы №, предоставив результаты анализов из <данные изъяты> от <дата>. После осмотра Валыркина М.П. ею как терапевтом, а также на основании имеющимся в медицинской амбулаторной карте записям врача-реабилитолога, ему была выдана справка № от <дата> о нуждаемости в санаторно-курортном лечении на курортах Черноморского побережья. Ей не известно, проходил ли Валыркин М.П. в 2011 году санаторно-курортное лечение, но более справок ему она не выдавала. Если нуждающиеся в лечении проходит санаторно-курортное лечение, то ему вновь необходимо обратиться к лечащему врачу по месту жительства и получить новую справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. В медицинской амбулаторной карте <данные изъяты>» на имя Валыркина М.П., предоставленной на обозрение в судебное заседание, имеется карта реабилитационных мероприятий, в которой указано ежегодное санаторно-курортное лечение. Также в ней имеются сведения о результатах обследования Валыркина М.П. <дата> в <данные изъяты> и <дата> в <данные изъяты>». Таким образом, судом установлено, что справка № от <дата> по форме № была выдана, <дата> обосновано. Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для выдачи справки Валыркину М.П., судом во внимание не принимаются, так как они не обоснованы доказательствами и не основаны на фактически установленных обстоятельствах. Сторонами в судебном заседании признано и не оспорено, что в целях исполнения решения Октябрьского районного суда города Саратова от <дата>, Валыркину М.П. и сопровождающему ему лицу были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение, и он в период с <дата> по <дата> прошел санаторно-курортное лечение в лечебно-профилактической организации ЗАО <данные изъяты>, что подтверждается отрывными талонами к санаторно-курортной путевке № и №. Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Свидетель 2 подтвердила показания Свидетель 1 , а также факт прохождения санаторно-курортного лечения Валыркиным М.П. в период с <дата> по <дата> в ЗАО <данные изъяты>. Судом установлено, что <дата> после прохождения санаторно-курортного лечения в период с <дата> по <дата> Валыркин М.П. обратился в ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова с заявлением (л.д. 33) о выделении ему как инвалиду в порядке очередности путевки в санаторий Черноморского побережья Краснодарского края, приложив к заявлению справку формы № от <дата>. В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. Анализ исследованных судом доказательств с учетом положений вышеназванных норм закона, в том числе пункта 19 «Правил оказания государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области№ 29-П от 28.01.2010 года, позволяют сделать вывод о том, что право на санаторно-курортное лечение в 2011 году Валыркиным М.П. было использовано в период его нахождения с <дата> по <дата> в лечебно-профилактической организации ЗАО «<данные изъяты> на санаторно-курортном лечении. Соответственно ответчик свою обязанность выполнил, и факт незаконного бездействия в 2011 году отсутствует. Судом не принимается во внимание довод представителя истца о том, что пройденное санаторно-курортное лечение Валыркину М.П. предоставлялось за 2010 год по решению Октябрьского районного суда города Саратова и не предоставление ему еще одной путевки в 2011 году нарушает его права, в связи со следующим. Из смысла законодательства о социальной помощи гражданам следует, что предоставление санаторно-курортного лечения является реабилитационной мерой направленной, в том числе, на предупреждение развития заболеваний у инвалидов. Такая мера социальной поддержки была предоставлена Валыркину М.П. ответчиком в 2011 году, в связи с чем, при наличии медицинских показаний и с учетом поступления его заявки до <дата> не нарушает его право на предоставление санаторно-курортного лечения в течение 2012 года, что ответчиком не оспаривалось. В связи с этим право Валыркина М.П. на санаторно-курортное лечение ответчиком не нарушено. Кроме этого, из заявления Валыркина М.П. от <дата> в ГУ Комитет социальной поддержки населения города Саратова следует, что он просит выделить ему путевку на санаторно-курортное лечение в порядке очередности. Сторонами не оспорено, что на момент судебного разбирательства очередность Валыркина М.П. по профилю заболевания №, общая очередность №. Как указано выше в законе предоставление санаторно-курортного лечения находится в зависимости от процедуры оформления таких путевок, выбора на конкурсной основе санаторно-курортных учреждений, оформления заявок в зависимости от выделенных мест в порядке очередности и поступления денежных средств в качестве финансирования лечения из федерального бюджета. Законодательство о социальных гарантиях граждан не устанавливает преимущественное право тех или иных лиц в получении таких гарантий, наоборот провозглашает принцип равенства граждан в получении социальной помощи. Выборочное предоставление социальных льгот и гарантий одному лицу, может нарушить права иных лиц, которые имеют равные с ним права, что является в силу закона не допустимым. Таким образом, факты незаконного бездействия ответчика и нарушения прав Валыркина М.П. по обеспечению его санаторно-курортным лечением в 2011 году установлен не был. В связи с указанными обстоятельствами в удовлетворении иска Валыркина М.П. к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за 2011 год незаконными и возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении иска Валыркина М.П. к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании действий по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение за 2011 год незаконными и возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья (подпись) Р.В. Рыбаков Полный текст решения изготовлен <дата>