Дело № 2-198/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 января 2012 года Октябрьский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Шушпановой О.В., при секретаре Вахтиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баловнева Ю.А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности по производству перерасчета выплат, зачету ранее выплаченных сумм, у с т а н о в и л: Истец Баловнев Ю.А. обратился в суд с исками основным и уточненным к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» ( далее по тексту - ГКУ СО КСПН г.Саратова) о признании за ним права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в <адрес>, о возложении на ответчика обязанности произвести ему перерасчет ежемесячной денежной выплаты по оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда с <дата> и зачет ранее выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг за счет средств Федерального бюджета в выплату ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг за счет средств бюджета <адрес> за период с <дата>, о производстве доплаты причитающихся в результате перерасчета денежных сумм за счет средств областного бюджета (л.д. 2-4, 40). В судебном заседании истец Баловнев Ю.А. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что является ветераном труда и ветераном боевых действий. Как ветеран боевых действий, в соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, имеет право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающими. В <дата> ему было отказано в предоставлении льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По вопросу предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг он обратился с заявлением в Комитет социальной поддержки населения <адрес>, на которое <дата> получил ответ о том, что состоит на учете в подразделении по предоставлению мер социальной поддержки по <адрес> ГУ КСПН г.Саратова как ветеран боевых действий, кроме того имеет статус ветерана труда. Далее в ответе разъяснено, что в соответствии с п.3 ст.13 № 5-ФЗ «О ветеранах» от <дата> при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Как ветеран боевых действий он является получателем ежемесячной денежной выплаты через ГУ -Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес>, поэтому произвести ему назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется возможным. В ответе также указано на то, что в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года № 174 -ЗСК «О ежемесячной денежной выплате по оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» ему, как ветерану боевых действий назначена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 процентов от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Считает, что данный отказ противоречит действующему законодательству, т.к. 26 декабря 2008 года принят Закон Саратовской области № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», которым установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории области. К данным категориям граждан в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 указанного закона отнесены, в том числе, ветераны труда. Статьей 2 Закона Саратовской области № 372-ЗСО предусмотрен ряд мер социальной поддержки граждан, в частности, ежемесячная денежная выплата в размере 400 рублей, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО от 26 декабря 2008 года, получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренному данным Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. На основании п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» он получает ежемесячную денежную выплату как ветеран боевых действий. Постановлением Правительства Саратовской области № 676-П от 30 декабря 2009 года было утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому, на компенсацию расходов могут претендовать ветераны труда, ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 50% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Полагает, что он, как ветеран труда имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО. При этом получение им ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в силу положений ч. 3 ст. 13 данного закона, а также п. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 372-ЗСО, не является препятствием для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг согласно п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО, поскольку это разные формы социальной поддержки. Считает, что ответчик своими действиями нарушает его право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, в связи с чем свои исковые требования поддерживает и просит удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Данилова О.В. с иском Баловнева Ю.А. не согласна, представила письменные возражения по иску (л.д. 36-38, 45), которые поддержала в судебном заседании, в удовлетворении исковых требований Баловневу Ю.А. просила отказать, так как ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения ему с учетом имеющихся статусов ветерана труда и ветерана боевых действий назначена и выплачивается в соответствии с действующим законодательством. 3-е лицо Баловнева И.А.пояснила, что она является супругой истца, зарегистрирована и проживает с ним на одной жилой площади по адресу : <адрес>, является ветераном труда и получает льготы согласно данному статусу. Иск Баловнева И.А. поддержала и просила удовлетворить. Представитель 3-его лица Министерства социального развития Саратовской области рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, также представил письменные возражения по иску, в которых изложил свою позицию по делу, в иске Баловневу Ю.А. просил отказать, спор рассмотреть без участия представителя Министерства социального развития Саратовской области ( л.д.27-29). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-его лица - Министерства социального развития Саратовской области в силу ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, 3-е лицо, исследовав материалы дела, считает необходимым отказать Баловневу Ю.А. в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть1). В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ). В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Правительства Саратовской области от 29.11.2010 года № 598-П «О создании государственных казенных учреждений Саратовской области» изменен тип Государственного учреждения «Комитет социальной поддержки населения города Саратова»( л.д.31-32), в связи с чем директором ГУ КСПН г.Саратова Е.И.Бакаевым издан приказ за № от <дата>, данный комитет считается с 01.01.2012 года Государственным казенным учреждением Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» ( л.д. 33), о чем <данные изъяты> выдано соответствующее свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ( л.д.34). Истец Баловнев Ю.А. <дата> года рождения, проживающий по адресу : <адрес>, является ветераном труда ( л.д.-10 копия удостоверения от <дата>) и ветераном боевых действий ( л.д.9- копия удостоверения от <дата>), с <дата> получает пенсию по возрасту ( л.д. 8- копия пенсионного удостоверения). Согласно справке ТСЖ «<данные изъяты>» от <дата>, по указанному выше адресу значится зарегистрированной супруга истца Баловнева И.А. (л.д.12), которая, с ее слов, также является ветеранам труда и получает соответствующие льготы. В судебном заседании сторонами не оспаривался тот факт, что на <дата> Баловнев Ю.А. являлся получателем льгот по статусу ветерана боевых действий. Согласно материалам обозревавшегося в судебном заседании личного дела Баловнева Ю.А. №, ему решением ГУ КСПН г.Саратова от <дата> была назначена мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ( федеральный бюджет) как ветерану боевых действий в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» по 30.06.2010 г., что соответствовало требованиям п.17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категория граждан, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 года № 676-П. <дата> истец обратился в ГУ КСПН г.Саратова с заявлением-обязательством о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» по статусу ветерана труда, и одновременно- заявлением от <дата> просил назначить ему ЕДВ ЖКУ по статусу ветерана боевых действий, которую, как указано выше, на тот момент он реально получал. Поскольку истец не отказался от получения мер социальной поддержки по статусу ветерана боевых действий, ему распоряжением ГК КСПН г.Саратова с <дата> ( по предоставлении документов) и пожизненно были назначены меры социальной поддержки как ветерану боевых действий. С <дата> и по настоящее время истец Баловнев Ю.А. получает ежемесячную денежную выплату в размере 10% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на семью их 2-х человек, т.к. супруга является ветераном труда и пользуется льготами по данному статусу. Не согласившись с тем, что ему были начислены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 10% по статусу ветерана боевых действий, считая, что вправе их получать в размере 50% как ветеран труда, истец Баловнев Ю.А. обратился с соответствующим заявление в ГУ КСПН г.Саратова, на которое получил ответ, датированный <дата> ( л.д.6-7). Смысл ответа сводится к тому, что начисление и выплата причитающихся ему льгот с учетом имеющихся у него статусов ветерана боевых действий и ветерана труда производится с соблюдением требований действующего законодательства. Данный ответ послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: -пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; - получение ежемесячной денежной выплаты; - получение и содержание жилых помещений; -оплату коммунальных услуг; -медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено в частности, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. При этом, каких-либо льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам боевых действий данная норма закона никогда предусматривала. В п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не даёт возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы). По смыслу заявленных исковых требований, истец Баловнев Ю.А. считает, что вправе выбирать ту льготу, которая для него является наиболее подходящей, то есть, ЕДВ получать как ветеран боевых действий, ЕДВ на ЖКУ- как ветеран труда. Однако данная позиция истца не основана на нормах действующего законодательства. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10). Статья 23 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - «Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы», утратила силу с введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» Федеральный закон «О ветеранах» дополнен статьями: - 23.1, в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, и - 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 1 января 2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе ст. 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов труда, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области». В соответствии с п.2 и п.п.1 п. 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утверждённых Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчёта межбюджетных трансфертов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности: - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов, которые истец Баловнев Ю.А. реально получает с <дата> и по настоящее время. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Закон Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учётом их выгодности для льготников. Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона «О ветеранах», не может быть равным, так как ветеранам труда в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% только по оплате жилого помещения. С <дата> все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветераны труда) заменены с натуральных льгот (50 % оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина. Анализируя представленные по делу сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и приведенные выше правовые нормы, суд пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения назначена истцу Баловневу Ю.А. ранее получавшему льготы по статусу ветерана боевых действий, с <дата> как ветерану боевых действий в размере 10 процентов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области №174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» правильно, оснований для получения ежемесячной денежной выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг как ветеран труда истец претендовать с <дата> не вправе, в связи с чем оснований для удовлетворения его исковых требований по настоящему делу не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Баловневу Ю.А. о: - признании за ним права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в городе Саратове, - возложении на Государственное казенное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обязанности произвести ему перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда с <дата>, -о зачете ранее выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг за счет средств Федерального бюджета в выплату ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг за счет средств бюджета Саратовской области за период с <дата>, и производстве доплаты за период с <дата> за счет средств областного бюджета, отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Саратова. Судья: подпись